Методические материалы для государственных инспекторов охраны природы по пресечению незаконных добычи и оборота видов флоры и фауны в РФ

Содержание >


Николенко Э.Г., Смелянский И.Э.

Как провезти крокодила

Особенности провоза через границу животных и растений, включенных в приложения СИТЕС

Для видов флоры и фауны и их дериватов, включенных в приложения СИТЕС (далее образцы СИТЕС), существует обязательный порядок оформления их провоза через государственную границу. Он определяется самим текстом Конвенции, принятым в 1973 г., Резолюциями, принимаемыми на регулярных (раз в 2 года) Конференциях стран-участниц Конвенции, а также внутренним российским законодательством.

Согласно статье III Конвенции СИТЕС для экспорта и импорта любого образца, включенного в Приложение I, требуется как разрешение на экспорт, выданное Административным органом СИТЕС государства-экспортера, так и разрешение на импорт, выданное Административным органом СИТЕС государства-импортера. В России Административным органом СИТЕС является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор, но не его территориальные органы!).

Согласно статье IV Конвенции СИТЕС для экспорта и импорта любого образца, включенного в Приложение II, требуется лишь разрешение на экспорт, выданное Административным органом СИТЕС государства-экспортера.

Порядок получения экспортных разрешений СИТЕС в России таков, что заявитель должен обратиться сначала в территориальный орган Росприроднадзора за справкой-обоснованием. На основании этой справки и при наличии заключения Научного органа СИТЕС Росприроднадзор в Москве выдает разрешение СИТЕС установленного образца, за подписью и печатью официальных лиц (образцы подписей и печати в обязательном порядке доводятся до таможенных органов на местах). Функции Научного органа СИТЕС в России выполняют несколько научных организаций. Это ВНИИприроды - Всероссийский научно-исследовательский институт охраны природы МПР РФ, Институт проблем экологии и эволюции РАН, по поводу рыб и иных водных организмов - Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии.

Для видов Приложения I выдача экспортного разрешения производится только при наличии импортного.

При прохождении таможенного досмотра, таможенный инспектор должен проверить наличие и правильность заполнения разрешений (в частности, сверить подпись и печать на разрешении с установленными образцами). При этом, если данный образец относится к виду, включенному в Красную книгу РФ, проверяется также наличие Распорядительной лицензии на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации. Этот документ выдается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзором) в Москве по предварительному согласованию с соответствующим территориальным органом Росприроднадзора и с ВНИИприроды.

Однако статья VII Конвенции вводит некоторые исключения к положениям статей III и IV. Одним из них является провоз образцов, являющихся личным имуществом или предметами домашнего обихода. Надо сразу оговориться, что данное исключение не распространяется на образцы, приобретенные владельцем в стране экспорта и ввозимые в страну его постоянного местожительства для любых видов Приложения I, а также для видов Приложения II, если страна-экспортер требует для них оформления экспортных разрешений. Во всех других случаях провоз таких образцов регулируется Резолюцией Конференции Сторон 13.7 «Контроль за торговлей предметами личного и домашнего обихода». Данная резолюция определяет термин «предметы личного и домашнего обихода», содержащийся в Статье VII, параграф 3 Конвенции, как образцы, которые:

- являются личной собственностью, предназначенной для некоммерческого использования;

- являются законно приобретенными; и

- во время импорта, экспорта, либо реэкспорта переносятся, перевозятся или включаются в личный багаж или являются частью перевозки для нужд домашнего хозяйства.

Согласно данной резолюции стороны согласились не требовать разрешения на экспорт для предметов личного и домашнего обихода, являющихся мертвыми образцами, частями или дериватами видов Приложения II, кроме случаев, когда:

другая Сторона, вовлеченная в торговлю, требует данные документы; или

для следующих образцов, если количество превышает установленные лимиты:

- икра осетровых - до 250 г. на одно лицо;

- «дождевые палки» из кактусовых - до трех образцов на одно лицо;

- образцы, относящиеся к крокодилам - до четырех образцов на одно лицо;

- раковины королевских стромбидов - до трех образцов на одно лицо;

- морские коньки - до четырех образцов на одно лицо;

- раковины двустворчатых моллюсков - до трех образцов, каждый из которых может быть целой раковиной или двумя равными половинками, не превышающими 3 кг, на одно лицо.

Кроме того, Резолюция настоятельно призывает Стороны к выполнению требований Статьи III Конвенции в отношении туристических сувенирных образцов видов Приложения I.

Таким образом, например, охотничий трофей (туристический сувенирный образец) вида, внесенного в Приложение I (уссурийский тигр, белый медведь, аргали, снежный барс), вывозимый из России иностранным охотником, не попадает под исключения Статьи VII, и на них распространяются все требования Статьи III. Все перечисленные виды также включены в Красную книгу РФ, поэтому кроме экспортных и импортных разрешений у владельца должна быть распорядительная лицензия на оборот и разрешение на добывание животного или иной документ, подтверждающий законность приобретения трофея.

Охотничьи трофеи вида Приложения II (медведь, волк, кабарга, рысь) также являются туристическими сувенирными образцами, и, согласно Статье VII, являются исключением и не требуют экспортного разрешения (так как Россия дополнительно не требует разрешения на экспорт). Однако не надо забывать, что они должны быть при этом приобретены или добыты легально, то есть владелец должен предоставить лицензию на добывание животного или иной документ, подтверждающий законность приобретения трофея.

В случае же ввоза гражданами России туристических сувенирных образцов видов Приложения II, приобретенных в стране экспорта, если данная страна не требует оформления экспортных разрешений и если количество образцов не превышает установленные лимиты по перечисленным в Резолюции 13.7 видам (см. выше), экспортных разрешений не требуется, но владелец должен включить данные образцы в таможенную декларацию и предъявить документы, подтверждающие их законное приобретение.



В рамках совместного проекта МБОО «Сибирский экологический центр» и Всемирного фонда дикой природы (WWF-Россия) «Предотвращение нелегального изъятия и оборота видов Конвенции СИТЕС в российской части Алтае-Саянского региона» в учебную программу Сибирского учебного таможенного центра на 2006 г. была включена 4-х часовая лекция по вопросам трансграничного оборота видов флоры и фауны (и их дериватов), занесённых в Приложения СИТЕС и Красную Книгу РФ. Данная лекция подробно рассматривала тему оформления провоза данных образцов.

Начиная с марта 2006 г. всем слушателям лекции раздавалась электронная версия (на компакт-дисках) методического пособия, выпущенного в конце 2005 г. Всемирным фондом дикой природы (WWF) и Российским представительством программы TRAFFIC Europe. Данное пособие является сборником нормативных документов и методических материалов к курсу «Таможенное регулирование и борьба с контрабандой в международном обращении объектов СИТЕС».

В книге представлены основные действующие в настоящее время нормативные

документы, обеспечивающие выполнение требований СИТЕС в России: международные, федерального уровня, ведомственные. А также приведены материалы по уже имеющейся в Российской Федерации успешной практике по пресечению незаконного перемещения животных и растений через российскую таможенную границу.

Весной 2006 г. несколько пособий, вместе с набором наглядных материалов, были переданы Сибирскому таможенному управлению и некоторым таможенным постам региона (в том числе Горно-Алтайской таможне, ТП Толмачево и ТП Ташанта).