Методические материалы для государственных инспекторов охраны природы по пресечению незаконных добычи и оборота видов флоры и фауны в РФ

Содержание >

Постановка проблемы

Сохранение и благополучие в природе многих видов флоры и фауны существенно зависит от интенсивности их добычи. А это, в свою очередь, часто прямо определятся их вовлеченностью в торговый оборот.

Для Алтае-Саянского Экорегиона проблема нелегальной добычи и оборота видов флоры и фауны имеет особое значение: богатая малонарушенная природа при бедности населения способствует широкому распространению браконьерства. Такие виды, обитающие в горах Алтая и Саяна, как снежный барс, архар, сокол-балобан находятся под угрозой исчезновения именно по причине их коммерческого использования.

Ограничения на добычу и оборот видов флоры и фауны в России вводятся Красной книгой РФ, Красными книгами субъектов РФ, а также Конвенцией о международной торговле дикими видами фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), членом которой Россия является с 1992 г. (СССР присоединился к ней в 1976-м). Также существуют ветеринарные и фитопатологические ограничения оборота видов и их производных, обеспечивающие безопасность здоровья людей.

За выполнением требований природоохранного законодательства следят в первую очередь службы охраны природы России: Росприроднадзор и Россельходнадзор, а также заповедники и национальные парки в пределах своей компетенции. Кроме того, уполномоченными органами, контролирующими соблюдение законодательства, являются федеральная таможенная служба и Министерство внутренних дел РФ.

К сожалению, действующее экологическое законодательство имеет много пробелов и нестыковок, затрудняющих работу инспекторов. Также наблюдается недостаточное владение специалистами охраны природы существующим законодательством и неумение его использовать. Как показывает практика, именно это является главной причиной низкой эффективности борьбы с браконьерством и нелегальным оборотом.

На данном диске собраны методические материалы, которые могут помочь сотрудникам природоохранных организаций и контролирующих служб при реализации их полномочий в области соблюдения природоохранного законодательства.