|
|
Рассказывает Спицын С.В., (и.о. директора АГПЗ в 2003 г.): Для этого вся территория заповедника разбита на большие участки - лесничества - находящихся под ответственностью старших госинспекторов, которые живут непосредственно на территории, на кордоне. Обычно кордон стоит в самом легко доступном для людей месте. Старший госинспектор охраняет прилежащий к кордону участок от вторжений охотников и случайных людей, кроме того, проводит регулярные маршрутные учеты, ведет дневники наблюдения, осуществляет тропление - содержит тропы в проходимом состоянии для проведения учетов и патрульных выходов. Другая технология охраны заповедника состоит в регулярном патрулировании территории. Для этих целей в госинспекции по охране существуют патрульные группы, которые несколько раз в год совершают рейды в отдаленные, наиболее посещаемые браконьерами места и проводят оперативное задержание нарушителей, конфискацию добычи и оружия.
Структура госинспекции по охране заповедника Начальник госинспекции - Спицын Сергей Владимирович 4 лесничества, под ответственностью Старших госинспекторов (лесничих): 1. Яйлинское лесничество - Иванцов Александр Иванович 2. Белинское лесничество - Леонов Алексей Александрович 3. Чодринское лесничество - Тадышев Салават Андреевич 4. Язулинское лесничество - Труляев Владимир Валерьевич 2 патрульные группы, работающие по всей территории заповедника: 1. Руководитель - Сибгатуллин Шамиль Валиевич 2. Руководитель - Зубин Геннадий Петрович Патрульная служба Оперативно задержать браконьеров способна только мобильная, обеспеченная группа из принципиальных людей В отличие от традиционной формы охраны территории кордонами, патрульные группы работают по всей территории заповедника. Основные нарушители режима заповедника - местные жители из ближайших населенных пунктов. С алтайской стороны это Язула, Балыкча, Балактыюль, Улаган, кроме того, это многочисленные стоянки кочевых алтайских и тувинских пастухов. Бороться с ними силами госинспекторов на кордонах практически невозможно: трудно избежать давления со стороны нарушителей. Оперативно задержать браконьеров способна только мобильная, обеспеченная группа из принципиальных людей - энергичных, смелых, решительных, хорошо обученных, независимых от связей с местным населением. Первая патрульная группа была создана в 79-м году Шучковым Виктором Павловичем - первым руководителем патрульной службы. Тогда она была одна, через нее прошли очень многие люди - и последний директор заповедника Ерофеев С.П. (с 198… по … он был руководителем второй патрульной группы); и руководитель нынешней госинспекции по охране Спицын С.В., и руководитель отдела эко-просвещения Веселовский Е.Д. Работа патрульной службы не простая. Приходится совершать очень дальние рейды: рекордный выход длился 46 дней в зимних условиях. И это не из спортивного интереса - это связано со сложностью и недоступностью многих уголков. Территория заповедника очень сложна в плане охраны - она большая, но цифры здесь мало о чем говорят - 881 тыс. га вместе с акваторией. Реально - это 250 км горной страны при средней ширине около 60 км, представляющую из себя сеть хребтов и речных долин - коэффициент пересеченности местности очень высокий. Обычно рейд патрульной группы - это поход нескольких человек, которые проходят определенный маршрут. Машинных дорог на территории практически нет - идти приходится пешком или на лошадях, а зимой на лыжах. Надеяться в тайге люди могут только на себя, встречаться приходится с группами преобладающими по численности и хорошо вооруженными - это сложно психологически и очень опасно. Но кроме опасностей, связанных с браконьерами, много и других. Например, природные явления - пурга, наледи, сильный мороз, дожди, разливы рек, сели, камнепады, лавины. Общение с конем требует определенных навыков, осторожности, надо уметь ходить на лыжах по тайге, скатываться с крутых гор, кроме того, весь инвентарь и провизию приходится нести с собой - все это накладывает определенные требования к людям в патрульной группе. Каждый участник рейда должен уметь выжить в таких сложных условиях; он должен уметь делать все: построить подручные укрытия - хижину, иглу, костер - нодью сложить, с которым можно переночевать под открытым небом независимо от погоды. Проблема людей в патрульных группах Алтайскому заповеднику требуются люди… Две патрульные группы - это очень маленький штат охраны, явно не соответствующий территории и реальным проблемам охраны Алтайского заповедника. Чтобы решить этот вопрос нужно добиваться расширения штатного расписания, чтобы было, как минимум, четыре таких группы. В патрульных группах сейчас в основном старые кадры - кто 10-15 лет проработал, кто 20. Молодежь как-то не очень идет в патруль. При том, что не каждый может быть оперативным инспектором. Люди проходят определенный отбор, потому что на долю патрульных групп приходится до 90% всех задержаний браконьеров и практически 100% - задержаний с изъятием оружия. Поэтому в основном все держится на энтузиастах, которых все меньше и меньше… Низкая зарплата и отсутствие средств на новое снаряжение - это неизбежная действительность на сегодняшний день для всех российская заповедников. В Алтайском заповеднике еще один лимитирующий фактор - это отсутствие жилья для новых людей. Несмотря на эти проблемы, сотрудники патрульной службы по мере сил исправно несут свою службу. Особенности задержания нарушителей Какие нарушения обычны в Алтайском заповеднике? Специфика нарушений прослеживается как по промысловым сезонам, так и по местам. Особенно часты нарушения в местах концентрации охотничьих или промысловых видов. Речь идет не только животных, но и о рыбе. Например, на озере Джулукуль, в южной высокогорной части заповедника - браконьерский пик приходится на нерест хареуса, а также зимой, когда его черпают в зимовных ямах, куда он скапливается. Очень массовый вид нарушений - это белковка, когда по черным тропам на конях местные жители охотятся на белку и соболя. Противостоять белковке особенно тяжело, так как это явление носит массовый характер, а также из-за недостаточного числа коней у патрульной службы. Пешком в тайге конных не догонишь… Да и троп на самом деле очень много. Поэтому есть разная тактика охраны. Наиболее эффективная - контролировать в местах концентрации этих троп: либо на пересечениях, бродах, мостах, либо на перевалах. Для повышения эффективности патрулей при составлении маршрута, конечно, учитывается вся возможная информация, просчитываются самые оптимальные варианты. Практически все задержания происходят неожиданно для нарушителей, так как проследить идущий отряд достаточно тяжело. Естественно, они всегда имеют в виду возможность столкнуться с патрулем, но в конкретный момент - это всегда неожиданно. Их поведение при задержании бывает очень разным. Многое, как правило, определяет поведение инспекторов, однако, бывают непредсказуемые ситуации. За последний десяток лет было несколько стычек со стрельбой, но, к счастью, никто не пострадал. Один раз нарушителей так и не удалось задержать, так как они начали отстреливаться, и группа прекратила задержание. Местное население - алтайцы, тувинцы - сейчас не очень боятся инспекций, потому что патрульный выход - явление все-таки редкое, а нарушения приняли массовый характер. И еще потому, что карательная структура сейчас стала хуже работать, так как отсутствует стимул. Можно несколько месяцев вести суд с задержанными браконьерами, но осудить нарушителей все равно будет довольно тяжело. Бывают случаи, когда только полностью заснятый на видео процесс задержания и конфискации добычи, может стать надежным доказательством в суде. Внедрение современных технологий связи Радиочастоту заповедника прослушивают браконьеры… Ключевое значение для обеспечения безопасности людей имеет хорошая связь с патрульной группой. Самые первые рации, которые приходилось таскать с собой - был аппарат "Гора-1", этот комплект весил 10 кг. Долгое время заповедником используется КВ-связь - например, рация "Ангара" коротковолновая, но она имеет ряд недостатков. Первый - габариты и тяжесть; второй - время на разворачивание антенн, и одному человеку развернуть их практически невозможно; третий - привязанность к сеансам связи, то есть на другом конце на этой частоте должен сидеть человек и слушать; четвертый - зависимость от состояния ионосферы: если идут магнитные бури, то вызов никто не услышит вообще. И еще один недостаток - частоту заповедника прослушивают браконьеры, так как это несложно - простой радиоприемник это позволяет. Соответственно, рассекречиваются действия группы, что нежелательно. И поэтому был начат поиск альтернативных вариантов. Самый подходящий на сегодняшний день - спутниковые телефоны малых габаритов. У патрульной службы сейчас 2 таких телефона - фирмы "Квэлком" и фирмы "Телит", используется спутниковая система "Глобал-стар". Сейчас каждая группа в патрульном маршруте имеет с собой такой аппарат - легкий (450 г.), не зависящий от оператора на другом конце, обычный телефон. Люди могут в любой момент связаться с администрацией заповедника, и, при необходимости, вызвать помощь. Кроме того, с этих аппаратов можно отправить СМС-сообщения, что позволяет экономить трафик, и, самое главное, это возможность использовать электронную почту. Возможность использовать при задержании нарушителей электронную почту - это один из инновационных проектов патрульной службы. Проблема использования вертолетов Не хватает средств… Конечно, в заповеднике для работы сейчас не хватает средств оперативной доставки, либо вертолетов либо средств малой авиации. Крайний случай использования вертолета - это ЧП. Когда люди уходят в тайгу, возможность чрезвычайного происшествия никто не обсуждает, но все - и уходящие, и остающиеся - внутренне готовы к неожиданностям. Самое важное - это во время сообщить о происшествии на базу, даже чисто психологически это обеспечит поддержку людям: про их беду знают, им постараются прийти на выручку. Эта проблема решается с помощью спутниковых телефонов. Следующий шаг - это послать помощь, и, если пострадал человек, то единственный способ его спасти - это выслать вертолет. Раньше была возможность быстро реагировать вертолетами. И не только в случае ЧП - патрульные группы забрасывались в тайгу и забирались вертолетами. Сейчас этого давно уже нет, с 92-го года, если не раньше. Тогда работа патрульной группы с использованием вертолета была наиболее эффективна - совершался облет по границе, и, при обнаружении следа нарушения, высаживали патруль. Сейчас даже в случае ЧП, оставшимся на базе придется добиваться, чтобы за людьми в тайгу вылетел вертолет. К счастью, за эти годы пока не случалось серьезных ЧП." |