ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Вода - источник жизни

Бушман Людмила, Куртавцева Людмила, Рягузов Владимир, Домашов Илья, Ветошкин Дмитрий, Постнова Евгения, Салихова Гузаль
Консультант Джеймс Хайсон

После десяти лет с момента исторической встречи в Рио человечество попыталось подвести промежуточный итог всех достижений и неудач на пути к устойчивому развитию. Для этого осенью 2002 года в Йоханнесбурге проходил Всемирный Саммит по устойчивому развитию, на котором было выделено пять основных тем для обсуждения: вода, энергия, здравоохранение, сельское хозяйство и экология.

Кроме того, параллельно с Саммитом, в Йоханнесбурге проводилось множество других мероприятий. Одним из них был "Водный павильон", работа которого была посвящена вопросам рационального водопользования, улучшения водоснабжения, защиты водных ресурсов и др. Также в программу "Водного павильона" входило проведение выставки, демонстрирующей достижения разных стран в решении проблем водопользования.

Большим событием на Саммите стало объявление ООН 2003 года Международным годом Пресной Воды.

По результатам Саммита был подготовлен "План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию", а также подготовлена "Политическая Декларация". Эти документы призваны определить направления стратегии по достижению устойчивого развития на предстоящее десятилетие.

Для успешной реализации этой стратегии необходимо учитывать новейшие представления о механизмах достижения устойчивого развития. В одном из последних докладов Римского Клуба "Фактор Четыре" ученые отмечают, что для этого необходимо выполнение четырех важнейших управленческих принципов:

1. Радикальное изменение эффективности использования ресурсов. Людям необходимо придерживаться принципа "Производить больше, используя меньше".

В соответствии с этим принципом, водопользователям необходимо стремиться к минимальному использованию воды при максимальной эффективности ее использования.

2. Повсеместное внедрение идей "экологического дизайна". При разработке новых товаров предприятия должны стремиться сделать их максимально "экологичными", то есть учитывать безопасность товара для окружающей среды и здоровья человека, безопасность технологии при его производстве и утилизации, возможность повторного использования материалов, из которых он изготовлен и др.

Так, например, при разработке фильтра для очистки воды необходимо учитывать эффективность использования природных ресурсов при его производстве, безопасность входящих в фильтр компонентов, а также возможности их вторичного использования.

3. Максимальная эффективность ресурсопотребления. Для сохранения ресурсов необходимо переходить на новый уровень их использования по принципу "Услуги, а не продукты". Например, производитель бутылок с питьевой водой должен собирать использованную тару и вторично ее использовать. Это позволит снизить затраты на производство продукции.

4. Восстановление природных систем. Необходимо увеличение потенциала природы, путем восстановления разрушенных природных сообществ.

В соответствии с этим принципом восстановление водных экосистем, защита океанов, морей, рек, озер, ледников и др. должно стать приоритетным направлением деятельности всех стран.

Занятия, направленные на формирование у учащихся
представлений об устойчивом водопользовании

Занятие "ТРИ ПАЛЬМЫ"

Рекомендации по использованию. Можно использовать это занятие на уроках литературы, биологии, географии с детьми в возрасте 12 - 13 лет.

Цель занятия: показать роль растений в сохранении почвенной влаги; воспитывать бережное отношение к природным ресурсам и ответственность за жизнь будущих поколений, способствовать развитию активной позиции в осмыслении природоохранных действий.

Необходимые материалы. Текст стихотворения М.Ю. Лермонтова "Три пальмы", блок-диаграмма "Оазис в пустыне".

Организация работы

а) Выразительное чтение стихотворения

Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселой раскинулся стан.
Кувшины, звуча, налилися водою,
И гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студеный ручей.
Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
. . .
И ныне все дико и пусто кругом -
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно Пророка о тени он просит -
Его лишь песок раскаленный заносит.

б) Обсуждение в процессе беседы вопросов с использованием блок-диаграммы:

О чем говорится в стихотворении Лермонтова? Почему исчез родник?

К чему приводит вырубка деревьев по берегам водоемов?

Актуально ли стихотворение М.Ю. Лермонтова сегодня. Наблюдается ли вырубка деревьев в вашей местности. К каким последствиям это приводит?

Изменилось ли ваше отношение к воде, деревьям после прочтения лермонтовских строк? Как вы думаете, в то время люди уже начинали задумываться о погибших деревьях, реках, родниках? Кто же виновен в том, что гибнет то, что вроде бы дано нам навсегда?

в) Если в вашей местности есть родник - маленькое чудо природы с быстрой, живой, вкусной водой - позаботьтесь о нем:

- очистите от мусора,
- посадите рядом деревца,
- постоянно следите за ним.

г) Вы можете провести и простые исследования:

1. Определите расход воды родника. Для этого понадобится мерная кружка (1 литр) или просто литровая банка и секундомер.

1 литр набирается за ....... секунд; вычислите расход воды в 1 час ....... литров; в сутки ....... литров.

2. Измерьте температуру воды. Для этого опустите термометр в воду на 5 - 10 минут, а результат запишите в таблицу.

3. Определите цвет воды. Налейте воду в стакан из тонкого стекла. Затем поставьте его на лист белой бумаги и посмотрите на содержимое сверху вниз.

4. Определите прозрачность воды: рассмотрите содержимое на свет.

5. Имеет ли вода запах?

6. Определите жесткость воды: приготовьте мыльный раствор, добавьте его в бутылку с родниковой водой, взболтайте. Если пена будет обильной - вода мягкая, если пена не растет, "свернулась" - вода жесткая.

7. Какую воду вы пьете дома, в школе? Водопроводную? Сравните ее качество с родниковой, для этого определите температуру, цвет, прозрачность, запах и жесткость водопроводной воды, сравните вкус. Результаты запишите в таблицу.

8. Сделайте выводы.

Комментарии для учителя

Для получения большего эффекта от занятия его можно проводить на открытом воздухе с использованием полевых лабораторий. Выразительное чтение стихотворения можно дополнить инсценировкой.

СОДЕРЖАНИЕ