ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Этнопедагогика* и экологическая этика

Лев Ердаков, г. Новосибирск

Современный человек, живущий в удобной квартире, перемещающийся по улицам родного города или наблюдающий из окна комфортабельного поезда пейзажи дикой природы, считает себя никак с этой природой не связанным. У него другие приоритеты - социальные. Они основные для его выживания, и наш современник считает, что правила экологии не играют роли в системе его взаимоотношений с внешним миром.

Между тем человек всегда черпал ресурсы для своего существования из внешнего мира и продолжает это делать с возрастающей интенсивностью. В эпоху технической революции его сознание сложилось как потребительское. Исходя из этого, он считал Природу своей собственностью, некоей кладовой, из которой нужно черпать блага. Затем кладовая начала пустеть, пришло время задуматься, как растянуть запасы своей кладовой на возможно больший срок. Началось экономическое взаимодействие с природой. Появились замечательные природоохранные законы Пола Эрлиха. До сих пор большинство радетелей за Природу призывают к экономическим рычагам обуздания расхитителей природных богатств. Наконец, в недавнее время человечество не очень уверенно вступает в очередную фазу своих взаимоотношений с дикой природой. Теперь отдельные представители человечества, пока не слишком многочисленные, стараются убедить остальных, что они не хозяева, не экономические партнеры, а одни из природных созданий. Это предполагает появления во взаимодействиях с другими природными созданиями нравственных отношений. Люди расширяют область действия этики, включая в нее не только соплеменников, но и других позвоночных животных. Некоторые идут дальше и распространяют действие этики на всех животных, а самые последовательные - так же на растения и особо красивые участки ландшафтов.

В поддержку этих представлений очень своевременно появляется новый раздел педагогики, так называемая этнопедагогика. Она знакомит с забытыми и полузабытыми элементами культуры своего народа или народности, возвращает утраченные традиции, верования.

Парадокс возврата к экологическому просвещению через культурные традиции состоит в том, что как раз развивающаяся культура переориентировала образование с экологической направленности на социальную. Именно она привела к смене жизненных приоритетов. И вот теперь человечество, теряющее жизнеспособность из-за сильного изменения среды, вынуждено искать пути возвращения к культурным корням, как к попытке вписаться в природную среду. Ведь там, на заре культуры, большинство возникающих традиций имели экологическую основу, были адаптивны и эту адаптивность закрепляли художественные, литературные и даже религиозные образцы.

Культурные традиции, которые несут в себе экологические черты, могут частично возродиться с помощью этнопедагогики. Но возвращение, если оно не ограничивается простым ознакомлением, может оказаться похожим на всеобщее принудительное обучение старине. Ведь основа старых традиций утеряна вместе с укладом жизни. Однако если это хоть как-то поможет человечеству сохранить свою среду обитания, спасти ее остатки, должно быть использовано. Развивающееся всемирное экологическое движение, создающиеся культурно-экологические объединения и экологопросветительские центры, этноэкологические группы и даже фольклорные клубы принимают в этой работе большое участие. Все они придают огромное значение так называемой народной экологической традиции для восстановления среды обитания человека.

Правильнее ее назвать средосберегающей традицией. Так обозначают целый пласт элементов народной культуры, отражающих взаимодействия человеческих групп со средой их обитания. В свое время это были как реально действующие в обществе традиции, обычаи, запреты, так и поддерживающие их обряды, мифы, поверья, обладающие заметным воспитательным воздействием. Их сохранность различна, зависит она в большей мере от древности той или иной традиции.

В России есть как собственно русские экологические традиции, так и множество традиций малых народов. Последние обычно имеют лучшую сохранность, так как не все малые народы спешили расстаться с традиционным укладом жизни и увоить "среднестатистические" российские привычки и стереотипы. Причин тому несколько, но главные из них: изоляция, малые миграции, сдержанная ассимиляция с другими народами, относительно небольшая урбанизация. Все это ведет к большей зависимости людей от резервов своей небольшой территории и вынуждает к большей гармонии со средой обитания, как залогу выживания. Это ничто иное, как система сдерживаний, запретов на истощение среды, разрушение природных комплексов. Обряды и поверья связаны с экологическими правилами и тактикой выживания в конкретной среде. В зарождении их играл свою роль характер традиционных занятий местного населения.

Можно сказать, что весь комплекс этих культурных особенностей - это не столько экологическая культура, сколько народная природоохранная традиция. Она направлена на сохранение человеческих местообитаний, на продление жизни своего рода, гарантии ресурсов для своих внуков и именно в родных местах. Так что традиция проистекает из крестьянской культуры, и сохраняет она уже сильно измененные человеком экосистемы. К сожалению, первых традиций (оставшихся от охотников и собирателей) практически не сохранилось, а они-то и были наиболее экологическими.

Что особенно нужно отметить в культуре отношений наших предков со своей средой обитания, так это необычайно уважительное к ней отношение. Человек осознает свою полную зависимость от Природы и очень уважает ее за предоставляемые ему благодеяния. Она для него кормилица и защитница. Позже отношение изменится, и вся эта природа преобразуется в сознании в простой набор ресурсов, которые нужно поскорее использовать для улучшения собственной жизни. Кто больше забрал, тот лучше живет.

Если стоит задача восстановления экологоэтических отношений с окружающей средой, то народные средосберегающие традиции необходимо широко пропагандировать, восстанавливать их действие и не терять представления о самоценности любых природных объектов. Это одно из важных направлений для восстановления гармонии в природе. Эффективнее всего направить извлекаемые фольклористами и участниками этноэкологических экспедиций материалы в наши воспитательные и обучающие заведения - детские сады, школы, вузы. Использование таких материалов учителями местных школ продолжит традицию охраны природы именно данных территорий и именно с нужной, уважительной окраской. Рассказы о том, как жили раньше, насколько богаче были эти края, неминуемо породит в детях желание восстановить традиции, улучшить существующее положение, сделать оскудевшую природу богаче и красивее.

Итак, этнопедагогика - это система педагогических мероприятий, направленная на сохранение культурных традиций своего края. При передаче традиций учащимся прививается нравственное, то есть уважительное, отношение к природным объектам самого различного плана. Это могут быть местные животные и растения, а также особенно красивые уголки дикой природы и памятники культуры - утес, поле или озеро, с которыми связаны почитаемые исторические события.

Восстановление сохранившихся в культуре адаптаций к местообитанию и расширение границ этики с человека на другие объекты - важные компоненты не только этнопедагогики, но и охраны окружающей среды, поэтому мы вправе счесть этот раздел педагогики частью экологического образования. Чтобы такое образование было более качественным, есть смысл усилить в этнопедагогике экологическую компоненту, не ослабляя социальной.

Современный человек, как правило, склонен доверять науке, его знания складываются из наблюдений окружения и регулярного обучения, например, в школе. Ему, чтобы следовать традиции, обычно нужно какое-то "научное" объясняющее начало. Очевидно, традиционным представлениям следует придать научно обоснованную экологическую направленность, что можно достичь целенаправленным экологическим обучением. Это соединение повысит шанс использовать усвоенные знания в своей деятельности, а также, что немаловажно, прогнозировать ее последствия.

Обучать нужно именно экологическим правилам, их понимание поможет современному человеку ориентироваться в сложных ответах окружающей среды на его энергичные воздействия. Любой человек как индивидуум, как особь, индивидуально приспосабливается к условиям своей среды, будь то дикая природа, или окультуренный ландшафт, или даже искусственно созданная среда его квартиры и офиса. Популяции современного человека имеют неоправданно высокую плотность, и в соответствии с этим выполняются многие закономерности внутрипопуляционной регуляции численности людей. Иметь об этом представления и знать механизмы, позволяющие изменить ситуацию к лучшему, жизненно важно для современного человека.

В соответствии с постулатом Яна Каменского о подаче информации при обучении - "от простого к сложному", на начальных этапах необходимо знакомить ребенка с экологическими аксиомами. Это тем более важно, что в раннем детстве в чувствительные периоды происходит запечатлевание информации, что поможет в будущей жизни человека, несмотря ни на какую смену приоритетов, придерживаться этих усвоенных в детстве знаний.

Если мы хотим кардинально повлиять на ситуацию выживания человечества на нашей планеты, изменить его жизнь к лучшему, то нужно знакомить его, прежде всего, с причинами явлений, а не с их следствиями. Влиять для исправления положения нужно именно на причину, поэтому так важны знания экологических механизмов, лежащих в основе жизнедеятельности особей, популяций, сообществ. Но лучше, если это будут не голые знания, а комплекс культурных традиций, усвоенный как образец для построения собственных действий. И, возможно, что этнопедагогика поможет расширить этические (нравственные) уложения с человека на многие объекты окружающей его природы и осознать себя частью этой природы, а не ее преобразователем и управляющим. Появление системы таких образовательных мероприятий очень своевременно и вполне солидарно с биоцентристской картиной мира.


* Это название мы связываем с понятием "этническая группа", а не с понятием "этнос", разработанным Л.Н. Гумилевым. Этническая группа (племя) по нашему мнению ближе всего соотносится с понятием "популяция" в экологии. Такое понимание дает нашему представлению об этнопедагогике дополнительный экологический аспект.

СОДЕРЖАНИЕ