ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Педагогическое осмысление традиционной культуры

Дмитрий Доронин

Современность традиционной культуры

Миф, мифологическое мышление являются важнейшей частью сознания современного человека (А.Ф.Лосев, М.Элиаде, К.Г.Юнг, Э.Нойманн, Р.Барт, А.Сови, Е.М.Мелетинский, Я.Э.Голосовкер и др.). Практически все мы, проживающие вне крупных городов, являемся носителями так называемой традиционной культуры или ее элементов. Фольклор, традиционные календарные праздники, традиционные искусства и ремесла, представления о мире природы, формы природопользования, быта, хозяйствования и пр. составляют сложную структуру современной традиционной культуры, основная черта которой - мифосимволическое отношение к миру. Традиционная культура является частью нашего личного сознания, хотим или не хотим мы ее изучать - она проста наша данность. Если мы ее не замечаем, отрицаем - мы не замечаем, отвергаем самих себя. Современные социальные и природные кризисы порождены таким "незамечанием" и "отверганием", а также господством глобалистской индустриально-технократической культуры и массовой поп-культуры.

Экология и этнография

Традиционная культура экологична, поскольку, во-первых, более осторожно воспринимает природный и человеческий мир. Человек традиционной культуры даже в своем доме - не абсолютный хозяин: в доме хозяин - домовой, в овине - овинник, в бане - банник, в лесу - леший и др. Неосторожность, наглость, нарушение норм в поведении приводили к беде, о чем и сейчас повествуют многие былички - рассказы о встрече человека с мифологическими существами. Самоуверенная неосторожность, жадность на охоте могла погубить человека в лесу при встрече с лешим, неосторожность к своим детям в "неурочный час" приводила к их потере. "Человек - хозяин и покоритель природы" - основа индустриально-технократической культуры; вседозволенность, слепое потребление, невнимание к нюансам, напористая космополитичность - черты человека такой культуры.

Во-вторых, для традиционной, как мифологической, культуры характерно особенное - символистичное - восприятие всех объектов и явлений мира. Сущность такого восприятия - многозначность: всякий предмет быта, всякий природный объект в жизни человека традиционной культуры может иметь несколько смыслов, назначений. Например, одни и те же лес, водоем, поле могут восприниматься:

- как ресурсное пространство человека (дрова, дичь, пушнина, грибы, рыба, сено и пр.);

- как иное, нечеловеческое, пространство - миры, живущие по своим законам, для которых человек не имеет значения, но которые человек всегда должен с осторожностью предполагать (созвучно представлениям об экосистемах);

- как ритуальное пространство или особенное (святое и пр.) почитаемое место (кереметища, почитаемые деревья, родники, озера, камни и пр.);

- другие, более частные смысловые значения.

Каждое из этих значений создает свое особенное восприятие и отношение человека к природному объекту, при этом физически объект - один и тот же. Для каждой из таких "ипостасей" природного объекта характерны определенные личностно-эмоциональные отношения и традиционные представления человека, а также - мифологические существа.

Каждое отдельное животное, растение, природное явление внутри этих природных совокупностей (лес, поле и пр.), как и предметы человеческого быта также имеют много смыслов и назначений. Таким образом, для традиционной культуры характерно более глубокое и сложно-иерархичное, многосмысловое ценностное восприятие природных объектов. В противоположность этому культура городов и мировосприятие горожан тяготеет к узости практических стереотипов, прагматичной однозначности, при которых природные объекты города просто могут не замечаться, поскольку не входят в ценностную и эмоциональную зону.

В-третьих, традиционная культура всегда природно конкретна, поскольку отражает развитие и жизнь геграфически-конкретной совокупности людей (деревня, село) в совершенно конкретном особенном природном ландшафте. Таким образом, формы хозяйствования и отношения к природе в традиционной культуре наиболее оптимальны, выверены, гармоничны, учитывают особенности и нюансы местного природного пространства. Космополитичная индустриальная культура не учитывает и разрушает все нюансы, поскольку является чужеродной, искусственно привнесенной для большинства территорий.

В-четвертых, внутри современных традиционных культур исследователи выделяют большой блок так называемых традиций неразрушающего природопользования, чье значение прямо экологично. Это - утвержденные в общественных нормах и представлениях природосберегающие формы хозяйствования, максимально учитывающие специфику местной природы.

В-пятых, практически весь фольклор и традиционная культура в совокупности - есть отображение, изображение и человеческое восприятие природы. Потому в область экологического образования может входить изучение и преподавание всякого фольклора и различных этнографических объектов - с обязательным условием географической конкретности изучаемой традиционной культуры. Грамотное изучение и популяризация конкретных традиционных культур - важнейший путь в преодолении кризисных экологических ситуаций.

1. Кризис культуры и цивилизации

С учетом вышеизложенного добавим: подобно экологическим системам культурные системы устойчивы при максимальном разнообразии своих структурных элементов. Культура России - сложная мозаичная система, состоящая из многообразия локальных конкретно-географических культур. Абсолютное большинство в этом многообразии представлено многообразием конкретных традиционных культур. Однако это многообразие подавляется и растворяется агрессивными монокультурами - современной космополитичной техногенной культурой и массовой поп-культурой. Эти монокультуры не учитывают природохозяйственные нюансы и особенности художественного исторического восприятия социокультурного мира; создают прогрессирующие темпы ассимиляции малых культур, благоприятные условия для явления скрытой ксенофобии - когда человек неосознанно или сознательно избегает, стыдится своей этно-, традиционнокультурной идентификации. В итоге культура России сводится к искусственному, неживому моноподобию, что приводит к кризисным явлениям и ее разрушению.

Ваше участие в изучении и популяризации географически-конкретных традиционных культур - значительный вклад в преодоление культурного кризиса. Чем более конкретными и детальными будут ваши исследования, тем большую ценность они будут представлять. Необходимо помнить - практически каждая деревня характерна своей самобытной традиционной культурой, отличающейся от, скажем, соседней неприметными на первый взгляд нюансами: различным исполнением одной и той же песни, несколько разными словами в ней; особенной местной топонимикой; различиями, например, в изготовлении гончарной игрушки и пр. Всякая песня, например, или определенный сюжет глиняной игрушки имеет, таким образом, некое ядро - сходно повторяющееся в различных деревнях и районах. Вместе с тем, реально - в совокупности родственных традиционных культур - эта песня, игрушка, сказка, костюм (и т.п.) представлены множеством вариаций, как бы плавно связанных на территории российской культуры друг с другом.

2. Антропологический (психологический) кризис

Таким образом, понятно, что современная техногенная культура, особенно в своем городском варианте, формирует психологически неполноценных людей. Человек такой культуры лишен нюансов, состоит из одних "общих мест" стереотипов массовой культуры. "Полые люди" - так назвал их поэт Т.С.Эллиот. Люди, не способные, "благодаря" своей "культуре", ни к осторожному и глубокому восприятию природных объектов и себе подобных, ни к эмоциональному многозначному их пониманию. Люди с чудовищно зауженным видением мира. Психическое неблагополучие (неврозы и пр.) - как постоянное следствие в жизни таких людей. Количество их постоянно растет - через рождаемость и приток в города, через ассимиляцию, растворение традиционных культур.

Мы - педагоги и носители элементов традиционной культуры - можем оказаться в ответе за все эти кризисы, если станем стыдиться, считать чем-то неважным свою традиционную культуру. При изучении и популяризации традиционной культуры неизбежны заблуждения и затруднения, наиболее частые из которых приведены ниже.

Заблуждения:

1. "Наши корни": мудрость предков или пережитки

В этом распространенном заблуждении фольклор и традиции предстают как нечто из далекого прошлого, относящегося к "золотому веку". Это - или "корни" нашего менталитета, которые "следует возрождать", или "древняя мудрость" - "гиперборейское тайное знание", "арийские веды руссов" (неоязычество) - объект ностальгии и недоказуемых, но красивых спекуляций. В изучении реальной современной традиционной культуры этот подход расценивается как профанация, безграмотная популяризация. Разновидности подхода могут воплощаться в программах разнообразных "дней города", (псевдо)народных гуляний, ролевых (славянских, хоббитских и пр.) игр. Подход был распространен в советское время - в качестве официального "русско-народного искусства", сведшего реально живущую традиционную культуру к пережиткам или суевериям. В отдельных случаях (дошкольники, младшие школьники, теплый прием спонсоров или глав министерств) данный подход допустим.

2. Излишняя фиксация на декоративности - фантазии

Часто встречается у педагогов декоративно-прикладного творчества: преподавание какого-либо ремесла или искусства, восходящего к народным традициям, но без привязки к конкретно-географической традиционной культуре. Если в условиях городской культуры подобные творческие клубы и хобби, хотя и не относящиеся к традиционной культуре, безусловно полезны, то в сельских условиях, где можно найти и популяризовать естественную ремесленно-художественную традицию, занятие абстрактным "народным" искусством бессмысленно и вредно.

Поскольку привязки к конкретной традиционной культуре не происходит, то акцент с изучения и изготовления реальных разновидностей (в пространстве культуры) предмета переносится на фантазирование "народноподобных" образов, "народных мотивов", т.е. на декоративность и художественное дарование автора. При этом, без экспедиционных исследований также происходит профанация реальной традиционной культуры.

3. Излишняя фиксация на эстрадности - фантазии

Подобно предыдущим заблуждениям акцент ставится не на реальную, а "выдуманную" народную культуру. В интересах эстрады происходит упрощение исполнения, костюмов, обрядовых действий - до полной бессмыслицы, но с сохранением зрелищности. В более серьезных коллективах ошибка может проявляться в тщательном, но бездумном исполнении того или иного обряда, песни: тщательность в фиксированном следовании одному из вариантов исполнения, в то время как этот вариант чужд для местных традиционных культур (взят из книги, аудиозаписи) или является усреднением существующих.

4. Сведение к типажам

Во всех вышеперечисленных заблуждениях, при отсутствии экспедиционных исследований реального многообразия традиционных форм, традиционная культура предстает в виде не существующих реально обобщенных типажей: народного костюма, народной песни, сказки "Волк и семеро козлят" и т.д. В реальной традиционной культуре каждый сюжет, мотив в росписи, исполнение персонажа в глиняной игрушке не имеют фиксированного канона, но представлены даже у одного мастера (исполнителя) многообразием вариаций, собирание которых в экспедициях и представляет главную ценность.

Для многих горожан сегодня традиционная роспись ассоциируется только с современной хохломой и городецкой, глиняная игрушка - только с дымкой, традиционная посуда - с тульскими самоварами, а все остальное - с матрешкой.

5. "Очевидность" и "неинтересность" традиционно-культурного материала

Для носителей традиционной культуры их культура чаще всего привычна, не представляется чем-то особенным, а интересно, соответственно, "что-то свеженькое" - культурно-экзотическое, не родственное местной традиционной культуре. Очень часто в деревнях, на фольклорных опросах информанты не хотят рассказывать "всякую чепуху" и байки. Такое ощущение неважности, пустяшности фольклорной информации хотя и устойчиво, но иллюзорно. Для представителей другой традиционной культуры, как и для исследователя, ваша "чепуха" будет ценным, удивительным материалом. Необходимо как можно точнее, со всеми кажущимися несуразицами, записать и полно запаспортизировать местный материал.

6. Сенсационность традиционно-культурного материала

Опасное заблуждение, приводящее к непониманию и профанации: элементы традиционной культуры, например былички, могут попадать на страницы "желтой" прессы и "эзотерических" изданий. Происходит неверная, фантастически-гипертрофированная или мистическая интерпретация традиционного сюжета. Вокруг случаев, излагаемых быличками (встречи с лешими, домовыми, млитами, огненными змеями и пр.), часть из которых, безусловно, реальна, создается нездоровый интерес ко всякого рода "духам, магическим силам, потусторонним проявлениям и пр." Подобная интерпретация вредна, а интерес опасен, поскольку действительная природа сил, учитываемых или воспринимаемых традиционной культурой, неизвестна.

Вместе с тем, именно малая изученность и нежелание педагогически пояснять эти важные элементы традиционной культуры в районах области вызывает дурной ажиотаж "на запретный плод" и "сенсацию" в городе.

7. Крайности религиозной интерпретации

Реальность происходящего в быличках для многих негорожан очевидна - по их собственному опыту. Многие относят все происходящее к нечистой силе, бесам и считают абсолютно вредными всякие записи и интерес к подобным сюжетам. К чему это приводит - написано выше. В традиционной культуре нет ничего лишнего: если в течение тысячелетий сохранилось восприятие людьми подобных феноменов - значит, это функционально, для чего-то необходимо. Полезность подобных, в чем-то опасных, мотивов для тысячелетнего существования традиционных культур, как и для отдельного человека, очевидна: человек знает свое (не главное на земле) место, не лезет на рожон, не нарушает, не ведет себя нагло и вседозволенно даже в знакомых и, тем более, в непростых местах. Важно, что подобные отрезвляющие и научающие осторожности случаи происходят не в далеких мистических сферах, а в предельно реальных лесах, домах и полях - ведь жить человеку и вести себя достойно, в первую очередь, необходимо в этом, реальном, мире. Необходимо спокойное, без сенсационности собирание и педагогическое преподавание подобного материала - как реальной, естественной части традиционной культуры. Ведь преподаем же мы в школах электрический ток и ядовитые вещества, хотя они и опасны для жизни! Даже если это действительно реально опасные силы, а не феномены коллективного мифологического бессознательного (по К.Г.Юнгу), то тем более, из соображения осторожности, о них следует помнить. Ведь если о них забыть (как в городской культуре) - ничего хорошего не будет: во-первых, они от этого не исчезнут, во-вторых, примут завуалированный, новый изощренный вид (СМИ? Культ секса, денег, карьеры?). Так и получается, что традиционная культура с привычными персонажами быличек - явление более здоровое и устойчивое к порокам и кризисам. Лучше уж так: изучать и поддерживать родную традиционную культуру во всем ее естественном многообразии, чем как в городе - "ни в Бога, ни в черта".

8. Отвлеченный наукообразный подход

При этом традиционно-культурный материал в экспедициях может собираться академически грамотно, но интерпретироваться вне насущного культурно-экологического смысла, а просто - как "научное изучение" явлений культуры. Можно работать в составе каких угодно приезжих высококлассных экспедиций, но если материал не приводит к осознанию, педагогическому осмыслению и решению проблем местных традиционных культур, то ваши действия бесполезны.

9. Собирание без смысла

Такое происходит при хаотичной собирательской деятельности - когда не выработано ни ключей, ни общих принципов систематизации собираемого материала, ни целей, конкретных гипотез и решаемых задач собирательской деятельности. Часто встречается в работах, присланных на школьные конференции.

10. Неграмотное собирание: отсутствие паспортов, олитературивание

Очень серьезный недостаток многих работ, который начисто обесценивает все экспедиционно-собирательские исследования авторов. Без паспорта (полное ФИО исполнителя-информанта, место и дата рождения, место и продолжительность нынешнего проживания, образование, места работы - особенно связанные с природными объектами, нынешнее рабочее положение, дополнительные сведения информанта о рассказанной информации, полное ФИО собирателя, полная дата и полные координаты - округ, республика, область, район, село, деревня - опроса) записанная информация бесполезна. Нужно знать и правила архивирования, систематизации в беловые тетради собранного материала. Ни в коем случае нельзя проводить литературную обработку собранных текстов - как-то их самому приукрашивать "на народный лад", "дополнять по смыслу". Их надо записывать так, как вам, пусть и бессвязно, поведал рассказчик. Иначе собранный материал не будет отражать какие-то возможные нюансы вашей традиционной культуры, которые вами могут посчитаться просто незначительными.

Парадокс, разрушающий традиционную культуру

В городе не знают реальную традиционную культуру, а если и знают, то в форме эстрадно-декоративных фантазий, искусственных типажей или дурных сенсации.

В районах области знают реальную традиционную культуру, но не считают чем-то особенным или дают негативную оценку, то есть не популяризируют и не поддерживают ее, отчего ее не знают и в городе.

Итог парадокса. Традиционная культура неизвестна, исчезает или интерпретируется неверно. Городская техногенная культура, при отсутствии грамотных представлений о традиционной культуре, разрушает и растворяет реальное многообразие традиционных культур, так о них и не узнав. Итог: кризисы.

Практический вывод. Необходим выход из этого парадокса, т.е. преодоление трех указанных кризисов.

Пути и способы. Грамотное собирание, изучение географически-конкретных традиционных культур. Их педагогическая и информационно-культурная (учреждения культуры, СМИ) актуализация.

СОДЕРЖАНИЕ