ТЕМА НОМЕРА

Сибирские старообрядцы

София Штальбаум,
шк. №1, 10 кл.,
п.г.т. Маслянино

 

"Народ является самим собою лишь благодаря своим пережиткам".
А. Леруа-Гуран, французский археолог.

 

Летом 2002 года в моей жизни произошло важное событие - экспедиция на Байкал. Мы побывали в архитектурно этнографическом комплексе Тальцы.

Человек должен знать свои корни, это дает ему большую нравственную, духовную опору в жизни. А старообрядцы Сибири - это корни, которые достойны изучения и осмысления. Нравственные устои личности закладываются в семье; если в семье есть традиции, есть нравственная опора, то семья и человек в ней может вынести большие испытания, не потеряв себя.

РПЦ стремится ввести в школах предмет "Основы православной культуры". Предполагается, что указанный курс будет нести в себе основы официального православия. Но ведь старообрядцы - это носители древней русской культуры еще допетровского времени. Потому, живя в такой большой и разной стране, может быть, есть смысл знакомиться не только с основами православной культуры, а посмотреть на предмет шире?

На Байкале в комплекс Тальцы экскурсовод упомянула о коренном народе Забайкалья - бурятах и о переселенцах в эти земли - семейских. Она сказала, что семейские - это старообрядцы. А так как я уже слышала о старообрядцах в нашем Маслянинском районе, мне стало интересно, как же люди с такой же верой оказались так далеко от Западной Сибири

Появился интерес, и дома, в Новосибирской области пос. Маслянино, было начато исследование. Важное место в нашем исследовании занимают воспоминания, беседы с людьми, которые в своей жизни связаны со старообрядчеством. Знакомство с исследованиями Ф. Болонева, имеющего старообрядческие корни, анализ этих работ, сопоставление с полученными местными сведениями из первоисточников и попытка обобщить материал, связать его с современностью через социологический опрос - все это и лежит в основе работы "Сибирские старообрядцы".

Итак, кто же они такие - старообрядцы?

В XVII веке патриарх Никон проводит церковную реформу, которая заключалась в том, что изменились обряды, государство стало активно вмешиваться в жизнь церкви. Но, как у всякой реформы, были сторонники и противники. Те, кто придерживались старых канонов и сопротивлялись новаторским обычаям, были гонимы и наказаны. В конце XVII века, по мнению П.Словцова, старообрядцы в Сибири нашли три пристанища: в Тюмени, в Таре и в Томске.

Часть раскольников, а именно так называли приверженцев прежних церковных обычаев, были отогнаны на территорию Польши, где не было повинностей и рекрутства, и можно было свободнее жить. Старообрядцы расселились в Стародубской слободе и в Ветке, а часть ушли на Вятку к реке Керженец. Но крестьяне близлежащих губерний, узнав о том, что беглецам живется хорошо, тоже побежали в Польшу. И тогда помещики и военачальники стали забрасывать Синод прошениями о возвращении беглецов. Императрица Екатерина II, воспользовавшись "расстроенным состоянием" Польши, направляет в Ветку войско под командованием генерал-майора Маслова. И в 1764 году старообрядцев погнали в Сибирь.

Всего с 1764 по 1765 гг. через Верхотурье в Сибири было проведено 15 партий старообрядцев. Их вели под конвоем солдаты и офицеры Сибирского корпуса, а также Тегинского и Воронежского пехотных полков. Только ли приверженность старой вере привлекла взгляды правительства к этим людям?

Историки утверждают, что в этом был и практический смысл. Рост горнозаводской промышленности на Алтае и в Забайкалье, наличие здесь регулярных войск требовали развития хлебопашества в этих краях. Вблизи заводов необходимо было поселить достаточное количество крестьян-земледельцев, которые могли бы производить хлеб для себя и для нужд горнозаводского военного населения регулярных войск, а также для расположенного в этих краях казачества.

Правительство Екатерины II усмотрело в старообрядцах прекрасных колонистов, которые смогут производить хлеб и другие сельскохозяйственные продукты там, где их не хватает. Они исконные земледельцы, предприимчивы, трудолюбивы, трезвы, отличные общинники, да и на западных границах без них будет спокойнее.

Старообрядцев расселили в разных регионах Зауралья. В Забайкалье, куда они были привезены большими семьями в отличие от одиночных ссыльных, их стали называть семейскими. На Алтае и в Восточном Казахстане - поляками, так как везли их с польских или близлежащих территорий. В Западной Сибири - кержаками - по названию реки Керженец в Нижегородской губернии; на Урале - двоеданы, так как платили двойной налог за принадлежность к старообрядчеству. Старообрядцы были выселены в Сибирь, на правах государственных крестьян, а не ссыльных.

Приехав в Сибирь, старообрядцы расселялись либо в уже существовавших деревнях, но чаще основывали новые поселения. Старообрядческие деревни были и у нас в Маслянинском районе: Бубенщиково, Александровка; в Болотнинском районе.

Большинство исследователей и путешественников с восхищением описывали старообрядцев. Декабрист Андрей Розен, побывав в семейских селениях в 1830 году, писал: "Избы и дома у них не только красивы углами, но и пирогами..., а люди, люди! Ну, право, все молодец к молодцу, красавицы не хуже донских - рослые, белолицые, румяные. Все у них показывало довольство, порядок, трудолюбие".

Ф. Болонев указывает, что исследователей жизни староверов поражала способность старообрядцев быстро ориентироваться в необычной природной обстановке, в новых доселе неведомых условиях. Имея опыт европейского землепашества, старообрядцы в новых условиях начинают осваивать приемы, без которых в Сибирском крае не вырастить хлеба. Так в горных районах осваивали "баргутские канавы", древние ирригационные сооружения когда-то здесь обитавших народов, без этих канав невозможно было вырастить хлеб на высокогорье.

Здесь в Сибири старообрядцы вынуждены были заниматься коневодством, обучаясь этому у местных народов. Без доброго коня в ту пору хозяйствовать было невозможно.

В зависимости от того, где поселялись старообрядческие общины, развивались и различные промыслы. Так на Алтае и в Забайкалье разводили маралов и маральи рога сбывали в Китай. В Западной Сибири распространено было разведение пчел среди кержаков. Здесь было много пчеловодов, умело занимавшихся этим делом. В Бубенщиково и в Заимо-Суенге были известны пасеки, на которых содержалось более ста ульев. Их владельцев в годы советской власти отнесли к категории кулаков. Об этом есть свидетельства в Маслянинском архиве.

Развитие молочно-скотоводческого хозяйства в общинах требовало большого количества глиняной посуды. Гончарством занимались как мужчины, так и женщины, используя примитивные гончарные круги, а то и без них. В гончарном ремесле старообрядцев встречаются как южнорусские, так и северорусские традиции.

О трудолюбии староверов, об их силе, выносливости, физической и духовной крепости писали почти все исследователи, все авторы, побывавшие в старообрядческих селениях. Исправник В.Глуховцев, описывая семейских, отмечал: "О физическом развитии женщин и девушек можно судить по той легкости, с которой они носят пятипудовые кули с мукой и молотят наравне с мужчинами". Н.Ядринцев вторит ему: "В Алтае мы видели девицу аршин в плечах, поднимавшую 12 пудов. Мужчины силачи также не редкость".

Старообрядцы Сибири сумели сохранить свои традиции, принесенные еще в давние времена их предками. Это нашло отражение в облике жилища, в одежде, в традициях.

Самыми удивительными являются дома семейских, хотя подобное встречается у других групп староверов, например, у поляков. Обычай раскрашивать яркими красками дома у семейских сохранился и поныне. Наряден внешний вид семейских сел: карнизы, наличники, фронтоны, причелины (доски, прикрывающие концы слег) часто декоративно оформлены и окрашены в различные цвета. Преобладают красный, синий, зеленый, белый, голубой. Дома красят внутри и снаружи и моют два раза в год. Редко в каком селе найдется повторение орнаментов. Внутри могло присутствовать тоже буйство красок.

Вот как Г.Н.Потанин описывал убранство старообрядческого дома: "Внутри избы русская битая печь, окрашенная в ярко-белый цвет; ее подопечек, косяки, все брусья, а так же дверные и оконные косяки размалеваны разными красками, иногда фантазия маляра могла изобразить на двери целое дерево в банке, усеянное крупными розанами".

У кержаков так ярко жилище не раскрашивалось, но оно было добротным и ладно срубленным. Встречались в конце XIX - начале XX вв. в кержацких селах и двухэтажные деревянные дома.

Наличие ярких росписей у семейских и у поляков можно объяснить влиянием западной культуры (украинцев, поляков, белорусов). Но кержачки, так же как и семейские, достигли большого искусства в тканье ковров из крашеной шерсти: на черном фоне яркие цветы, орнамент, а также в плетении поясов, которые были неотъемлемой частью одежды и служили оберегом. В Маслянино такие ковры до сих пор можно увидеть в некоторых домах, есть такой домотканый ковер и в Маслянинском краеведческом музее.

Одежда старообрядцев сохраняла старинные формы, относящиеся еще к Московскому царству.

"Как мужчины, так и женщины, носят суконный кафтан, называемый шамель (отсюда слово шинель), а проще - озям; для постоянной носки служит куртик и шойдонник - короткий кафтан из домотканого сукна. Головным убором у мужчин является войлочная шапка - колпак и чабак - шапка с наушниками; обувью служат моршни, имевшие вид башмаков без подошв". Царское правительство специальными указами предписывало старообрядцам сохранять верхнюю одежду старого кроя. Указ Петра 1 от 1722 года предписывал: "А раскольникам и бородочам, какого звания они не были, носить же указанное платье, чтобы оное по тому во всех местах явным было".

Этот указ подтверждается в 1746 году Елизаветой, в 1762 году Екатериной. Так старинные формы одежды были сохранены старообрядцами и принесены в Сибирь.

Женщины - образец чистоплотности и опрятности, ходят в старинных сарафанах, с кокошниками и шлыками на голове. В будние дни на голове носили чалму из большого платка, несколько сдвинутую на затылок с большим узлом надо лбом. Чалма - непременный головной убор староверок, вероятно, была вынесена из Польши, где ее носили аристократки.

Носили кички, которые по очелью украшались пояской - полоской ткани с поднизью бисера и селезневыми перышками (они назывались кучери).

Костюмы раскольников отличались яркостью, бисерными вышивками по вороту, украшениями в виде янтарных бус, колец, монист, искусственных цветов. В этом прослеживается влияние южнорусских традиций, хотя форма некоторых головных уборов близка к русскому северо-восточному, вологодско-костромскому типу.

Особого внимания заслуживает факт крайне бережного отношения к одежде, даже многолетней давности, сохранившейся от дедов. Эти предметы штопали, подновляли и передавали детям и внукам, что способствовало сохранению традиционных форм. О бережливости свидетельствуют и такие стародавние традиции старообрядцев, как безостатковые способы раскроя тканей, выполнение из лучших материалов только видимых частей костюма, приготовление подворотников, нарукавников, защищавших от загрязнения детали праздничных одеяний. Впрочем, такая бережность проявлялась не только по отношению к одежде, но простиралась и на другие культурные ценности (книги, например), природу, то есть входило в общую систему мировосприятия староверов. И дело не в том, что нарядов было мало, и они стоили дорого, а в том, что в вещах был воплощен труд.

Весь уклад жизни старообрядцев требовал, чтобы детей начинали рано приучать к рукоделию. В 6 - 7 лет девочки, а в некоторых семьях и мальчики, умели прясть пряжу. К 10 - 12 годам, когда требовалось начинать готовить приданое, девочки умели ткать, используя различные техники, кроить, шить одежду, вышивать. Небрежность резко осуждалась, осмеивалась - неумелую "худую" невесту никто замуж не возьмет. Мастерски же выполненное рукоделие, особенно украшенное узорами, вышивкой, были предметами гордости.

Яркость жилищ, одежды заставляет усомниться в верности утверждения, что старообрядцы - это дремучие постники, проводящие время в молитве. Они были великими тружениками, но, сделав дело, давали волю яркости и веселью.

Представителям любой группы старообрядцев был присущ культ чистоты. Это проявлялось в религиозной жизни и в быту, в отношении к пище и к посуде. Общими были запреты в питании: запрещалось принимать в пищу всякое животное с не раздвоенным копытом (например, конь); парных птиц (голубь, лебедь); пойманную силками птицу - давленину; диких животных (заяц, барсук, белка). Запреты часто были вызваны гигиеническими соображениями. Так посуда строго подразделялась на чистую и нечистую. Чистое ведро нельзя было вносить в баню. Ножом, которым резали мясо, нельзя было резать хлеб. "Не умыв руки, за хлеб не садись". Из речки можно пить только пригоршнями, а не ртом; посуда была отдельной для постной и скоромной пищи.

Запрещалось оставлять воду неприкрытой. Если посудина с водой не имела крышки, то ее обязательно закрывали двумя лучинками, положив их крестом.

Среда и пятница считались у староверов как постные дни. У кержаков постным днем считался и понедельник.

В старообрядческой книге "Цветник" можно найти еще ряд запретов, правил, норм поведения, соблюдение которых выделяло старообрядцев.

"Трезв буди всегда. По свадьбам не ходить, пива, вина, браг не пить - то ярость змеина. Берегись как от собак матернословцов, сквернословцов, брадобритцев. Крест на шее за все носи, не будь един день без него. Подобает Бога любить всем сердцем, всей силою и крепостию, и мыслею и словесы, и делы по заповедям Божьим".

Нарушение запретов у староверов всячески преследовалось и пресекалось. В исследованиях Ф. Болонева говорится о мерах, применявшихся к нарушителям со стороны общины. "С табакуром не молиться, не есть, не пить, ибо он предался в руки мрачным бесам. Когда умрет, то гроба ему не давать, но бросить в яму или в овраг на съедение зверям" или "Тот же, кто дерзнет пить и табак курить, да будет проклят".

Были меры и общественного воздействия. Нам показался интересным факт, описанный Болоневым в книге "Семейские". Это средневековое средство наказания и перевоспитания - позорный столб. Каждый прохожий осуждал, бранил, а старушки могли и оплевать осужденного.

Наиболее жестко эти запреты соблюдались у семейских. Здесь была сильна власть "дедовских заветов". Семейские могли вступать в брак только в своей среде.

Еще одно общее правило, характерно для староверов - это поощрение знания церковнославянской грамоты, без которой невозможно читать книги "дониконовой" печати. Данные об этом приводятся в статье "Хранители веры и книжности".

Академик Д.С. Лихачев так писал о старообрядцах: "Русские переселенцы везли с собой, наряду с самым необходимым для первоначального своего устроения, книги, книги и книги, а затем в своей многотрудной жизни на новых землях усиленно занимались перепиской книг и созданием собственной новой крестьянской литературы". В громадных книгах с деревянными переплетами, обтянутыми кожей и закрытыми на медные застежки, излагалась история религиозного движения "ревнителей древлего благочестия".

Грамотных у старообрядцев было больше, чем у представителей официального православия, так как для старообрядцев вопрос грамотности был связан с сохранением веры, а потому в семье придавали большое значение грамотности детей.

У староверов были и прекрасные легенды. Существовало поверье: кто пойдет по следам завоевателей - татар в Монголию, тот найдет страну, где живут в затворничестве святые.

"Нужно пересечь степи, горы и леса, сохраняя направление на Восток, к солнцу. Если судьба предназначила это вам с рождения, то Вы увидите Беловодье. Эта страна не принадлежит никому, с незапамятных времен здесь царила истина и доброжелательность. Это действительно чудесная страна".

Беловодье искали истово, рискуя жизнью и нередко ее теряя. Отправлявшиеся на поиски Беловодья тайно снабжались особым путеводителем - "Путешественником". Существовало несколько маршрутов, но все они проходили через Алтай.

Старообрядцы искали Царство Божие на Земле. "Града настоящего имамы, а грядущего взыскуем", - такова была первая заповедь бегущих. Следует отметить, что чаще всего за Беловодьем устремлялись члены "странников", самого беспокойного старообрядческого толка.

Первая документально отмеченная попытка найти Беловодье относится к 1825 году, а последняя - к разгару гражданской войны в Сибири.

Легенда о Беловодье - яркая русская форма социальной утопии, присущего людям во все времена стремления к лучшей жизни. Беловодье - это была чистая, искренняя мечта, лишенная философской утонченности восточных легенд, но полная надежд на спасение от всех мерзостей мира.

Консерватизм старообрядцев, приверженность их к старине, вере способствовали сохранению культуры, прежде всего, элементов древнерусской культуры XVI-XVII веков. Эти традиции бережно охранялись, сберегались, прививались детям, чтобы те могли передать их следующим поколениям.

Еще одно интересное достижение староверов - это календарь семейских. Месяцеслов - это вариант русского народного календаря, основанный на приметах, церковных праздниках и хозяйственной деятельности. Не зная грамоты, крестьяне помнили дни святых, так как каждому дню в году соответствует имя святого. Так, вспоминая, и пользовались календарем.

Но у семейских был особый календарь. В результате гонений и нарушения ритма жизни ими были утрачены календарно-обрядовые песни. Зато богат и подробен их месяцеслов. Он насыщен приметами, поверьями.

Самый первый праздник в календаре - Святки или Свиатки, что означает души умерших предков. В это время пекли блины, лепешки, которыми по поверью вместе с духами вкушали и покойники. Святки начинались с сочельника - 6 января. Он завершал пост, потому отмечался очень скромно. И только подростки могли в сочельник бегать по дворам, стучать в окна домов и спрашивать у хозяев: "Как суженого-ряженого зовут?" И хозяева в ответ называли самые нелюбимые и позорные имена и прозвища.

В первый день Рождества не гуляли - сидели дома, готовили обильную пищу. За стол садились всей семьей. На второй день начинались гуляния молодежи, катания на тройках, игрища, распространены были святочные гадания. Считалось, что на игрищах девушки "приговаривали жениха", находили свою судьбу.

Старообрядцы внимательно следили за погодными явлениями. Через приметы они старались отгадать, какая будет весна, что принесет лето и осень. На Сретенье 2(15) февраля зима с летом встречались. "Если Сретенье теплое - весна хорошая". "Снег глубокий - зима теплая". "Большие накипи на речках - к большому разливу".

День святого Касьяна 29 февраля семейские не знают, но високосный год всегда считался тяжелым для людей и для скота.

Старообрядческую весну открывал день св. Евдокии 1 (14) марта. Старообрядцы не жаловали Евдокию, считая ее блудницей, а вот приметы на Евдокиин день имели важное значение. "Если курица на Евдокию напьется талой воды - к мягкой весне".

Наблюдали, как распускается верба, и считали, что "если сначала цветет макушка - первый посев будет хороший", "если верба мелкая, то и пшеница мелкая".

Благовещенье 25 марта (7 апреля) - это один из самых больших праздников, изобиловавших приметами и запретами, важная сельскохозяйственная дата. "Весна зиму поборола". С этого дня начинались многие работы весенне-летнего характера. Прежде всего, это подготовка инвентаря для полевых работ. Это был день начала срока пастьбы овец. Их пасли с Благовещенья по Михайлов день 25 октября (7 ноября). На Благовещенье нельзя спать днем - грибы, ягоды летом проспишь - не увидишь. Если человек зародиться на Благовещенье, то будет не умный, а то и калекой, или утопленником, или убийцей.

Для календаря семейских характерным является культ умерших. Начиная от Cвяток, в течение года, старообрядцы не раз обращаются к душам усопших. Например, в селе Никольском во время засухи поливали могилы покойников, умерших неестественной смертью, которые по поверью влияют на погоду, вызывают засуху. При этом произносится заклинание: "Святые, милостливые или пророки, мочи нас грешных, и вдову, и сироту". В этом обряде прослеживаются языческие корни.

И такими обрядами и приметами семейский календарь был отмечен весь год. Этот материал хорошо представлен в работе Ф.Ф.Болонева "Месяцеслов семейских Забайкалья". Значение календаря в жизни старообрядцев трудно переоценить. Весь сельскохозяйственный год в этом календаре расписан заранее, в нем заложена народная мудрость, наблюдательность, смекалка. В нем отражены своеобразные черты национального мышления и верований народа-земледельца.

* * *

Старообрядчество в Сибири представляет одно из основных течений в развитии русской народно-бытовой культуры. В среде его приверженцев сохранилось то исконно национальное, русское начало, которое свято хранилось и передавалось благодаря традициям из поколения в поколение. Это играло большую роль в развитии самосознания, в сохранении веры и культуры.

В трудное время, когда разрушаются традиции, крепкий род - семья, вера, хранимая семьей, родом - это то, что помогает выжить, вынести все испытания. Роль семьи, общины в жизни староверов трудно переоценить. Это основа их жизни. Через семью сохранялась и передавалась вера, традиции, обычаи, устои из поколения в поколение. Во всех исследованиях отмечается высокоразвитое чувство коллективизма и общинной спаянности, и не только на религиозной основе. Семейные устои старообрядцев были крепки, родственные связи глубоки и почитаемы. Соучастие, сопереживание, взаимовыручка - без этого во всех перипетиях судьбы было не выжить.

И вот в начале XXI века мы утверждаем, что начала духовного становления человека лежат в семье. Это подтвердил и проведенный в школе опрос. 139 человек из 173 (80,3%) указали, что решающая роль в нравственном воспитании принадлежит семье. На втором месте школа.

Введение в школе предмета "Основы православной культуры" будет искусственным явлением, так как у учащихся нет потребности в этом предмете (его выбрали 46,5% старшеклассников, и для изучения факультативно, а за обязательное изучение отдали свои голоса 8,3%). Но когда предложили в качестве альтернативы "Историю религий", то число желающих изучать "Основы православной культуры" сократилось до 12%.

С точки зрения познавательного интереса больше привлекает предмет "История религий" (42,6%), а 45,4% старшеклассников предпочли бы не изучать названные предметы даже факультативно.

По мнению старшеклассников нашей школы, нравственным воспитанием должна заниматься семья, а церкви отводится лишь 6 место из предложенных 8, и только 28% учащихся на этом 6 месте отдали предпочтение церкви.

Для решения нравственных проблем в обществе необходимо поднять в глазах общества ценность семьи, а не вводить новый предмет в школе. Культ семьи, ее благополучие, основанное не только на материальных, но и на духовных ценностях - вот решение этой проблемы.

И может быть, нам, живущим в XXI веке, порой следует оглянуться назад и не отбрасывать все то, чем были сильны и крепки наши предки.

СОДЕРЖАНИЕ