ТЕМА НОМЕРА

Коренные народы
и Природа

Александр Арбачаков,
г. Междуреченск

 

Традиция - жить в гармонии

Жизнь коренных народов Сибири - это путь, единственно возможный в их экологической нише. Они создали все необходимое для полноценной жизни общества в условиях, которые и сейчас считаются трудными, накопили уникальный опыт хозяйственного и духовного освоения пространства. Аборигены Сибири не получили от судьбы другого шанса, но свой единственный использовали достойно. В обществах, которые этнографы именуют традиционными, осознавалась необходимость жизни в унисон с Природой, сочувствия любому ее проявлению. Народы, чья жизнь неразрывно связана с Природой, и чье благополучие зависит от того, какой урожай кедровых орехов уродился, какая трава выросла на лугу, а это в свою очередь зависит от того, многоснежна ли зима, жаркое ли лето, выработали свое понимание окружающего мира. В почитании родной земли: гор, лесов и рек - проявляется экологическая культура народа. В сохранении Природы - залог продолжения его жизни.

Но экологическая культура - это не только разумное природопользование. Это еще и сильное ощущение обществом своей неразрывной связи с Природой.

Освоение Сибири пришлым белым населением, в том числе и Алтае-Саянского региона, всегда сопровождалось интенсивным и чаще всего варварским изъятием природных ресурсов. Ресурсы изымались для "прирастания могущества России", жизнь в Сибири рассматривалась многими как временная, отсюда и отношение к Сибири - как к колонии, а психология многих белых поселенцев была временщицкая, "вахтовая". Могущество России прирастает Сибирью, а что оставалось на долю Сибири?

Можно построить самую большую в мире гидроэлектростанцию на Великой реке - Енисее, затопив при этом тысячи гектар земли и изменив климат. Можно построить самую большую шахту в мире и раскопать горы, чтобы добыть "черное золото", которое обогащает небольшую кучку людей в столице. Можно создать сеть лагерей ГУЛага, принеся аборигенам букет различных социальных болезней. Можно загнать всех в колхозы, а потом так же волевым решением закрыть их, не дав ничего взамен людям, которые толком не научились жить в "цивилизации" и забыли свой традиционный образ жизни. Можно поставить православный крест на священной для местных шаманистов горе. Можно создать автономные округа, а потом, обвинив самых активных людей в национализме, расстрелять и сгноить в лагерях лучших представителей народа. Что мы имеем сейчас и что будет потом?

Сейчас еще можно любоваться сияющими белоснежными вершинами Алтая и Саян, еще можно испить чистейшей воды из горного ручья, еще можно насладиться ароматным воздухом тайги и высокогорных лугов. Но присмотритесь внимательнее! Вы видите эти нищие села, покосившиеся дома? Вы видите непроезжие дороги, вырубленные кедровники, перекопанные русла рек?

Алтае-саянские народы понимали, что пришли в свои горы навсегда. Они понимали также, что их возможности ограничены суровым климатом, труднодоступными горными хребтами, бурными реками, и, выйдя на определенный уровень равновесия с Природой, стремились к его сохранению. Аборигены Сибири создали неповторимую культуру, выработали богатый опыт хозяйствования и понимания окружающей природы. Здесь определяющим является инстинкт самосохранения. Рисковать трудно, если расплатой может стать потеря равновесия, достигнутого с таким трудом. Нельзя нарушать покой Великого Духа Жизни, иначе он покинет тебя. Человек есть Его творение, а значит, Его часть, плоть от плоти, и поступать против Него, значит поступать против самого себя.

Это почитание и уважение к своей Матери-земле, бережно передаваемое из поколения в поколение через сказки, предания, легенды, традиции и обычаи. Здесь, на древней земле Алтая и Саян, человек мыслит Природой. Только так можно сберечь ее. Он - часть огромного, бесконечно таинственного и непознанного мира. Обретение гармонии с окружающим его миром - этому мастерству надо учиться с малых лет. Учиться вслушиваться в многоголосье всего живого, учиться договариваться даже с маленькой пичужкой о соседстве с ней, учиться принимать Природу таковой, какая она есть и не стремиться переделать ее в угоду своим прихотям.

Традиции и развитие

Современная политика органов государственной власти и ресурсодобывающих промышленных предприятий в отношении аборигенов определяется менталитетом советского периода, когда все виды и формы традиционного хозяйствования рассматривались как "архаические пережитки", а практикующие их коллективы - как самые отсталые и консервативные группы населения страны, которые только мешают прогрессу. Процесс освоения обширных северных и сибирских территорий привел к качественным и количественным изменениям в их биоразнообразии, и сейчас многими видами традиционного промысла невозможно заниматься без нанесения непоправимого ущерба окружающей природе. В то же время в результате процесса ассимиляции коренные народы утратили многие свои традиции и обычаи, нарушилась преемственность поколений, и сейчас все меньше желающих вести традиционный образ жизни.

Важным является то обстоятельство, что коренные малочисленные народы никогда не знали собственности на землю, охотничьи угодья и любые другие природные ресурсы в современном понимании этого термина. Закрепление земель за родом или семьей имело характер традиции. Обычное право коренных малочисленных народов регулирует земельные отношения только в области использования и охраны земли как природного ресурса - основы жизни. В силу этого аборигены оказались беззащитными перед новопоселенцами-собственниками, не признающими общественный договор и нормы обычного права.

Понятие "традиционное природопользование" широко обсуждается с конца 80-х годов, когда активизировалось социально-политическое движение среди коренных малочисленных народов России. Основными принципами традиционного природопользования всегда были высокая степень приспособляемости, долговременность, деятельность на больших площадях, система восстановления возобновляемых ресурсов, очень малая энергоемкость, рационализм. Все эти принципы работали до последнего времени, до периода административной интеграции, который ознаменовался закрытием поселков, разрушением системы расселения и хозяйственного освоения, системы воспитания детей. Вместо этого внедрялись интенсивные методы хозяйства, разрушившие экологический баланс.

Территории проживания аборигенов и традиционного хозяйствования имеют не только природную, но и большую культурную ценность, обычно связанную с происхождением и историей их народа. В пределах таких территорий находятся археологические и исторические памятники разных эпох и народов, места захоронения предков, священные земли и объекты природы, обеспечивавшие духовные и религиозные потребности многих поколений. Таким образом, территории традиционного природопользования вместе с их природным и историко-культурным потенциалом имеют ценность не только для самих коренных жителей, но и для всего населения России.

В Российской Федерации пока недостаточно практического опыта образования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Закон есть, но нет методики и порядка образования подобных территорий традиционного природопользования. Самоуправление коренных народов через общины и родовые хозяйства пока плохо налажено: старая система была разрушена, для создания новой не хватает опыта. К сожалению, в региональных законодательных актах о территориях традиционного природопользования (ТТП) при определении статуса ТТП мало уделялось внимания их природоохранной роли. Выделяемые коренным народам земли рассматривались, прежде всего, как земли для ведения традиционной хозяйственной деятельности, в законодательстве зачастую не было норм, направленных на охрану биологического разнообразия этих территорий с участием самих коренных народов, или эти нормы были недостаточны. Такой подход очень скоро дал неблагоприятные результаты. Многие так называемые родовые угодья или их части различными способами ушли под промышленное освоение ресурсов недр.

Сейчас на Земле, по оценке UN (ООН) и IWGIA, проживает около 220 миллионов представителей коренных народов. Они занимают около 20% всей поверхности суши. Это наиболее девственные участки, не разрушенные индустриальной цивилизацией и поэтому имеющие наиболее высокую природную ценность. В мире территории традиционного проживания и природопользования коренных народов часто совпадают или пересекаются с особо охраняемыми территориями. В России они еще и могут совпадать с зонами разработки и разведки недр.

Принцип 22 Декларации "Утверждение соглашений по вопросам окружающей среды и развития", принятой в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, гласит:

"Коренное население и его общины, а также другие местные общины призваны играть жизненно важную роль в рациональном использовании и улучшении окружающей среды в силу их знаний и традиционной практики. Государства должны признавать и должным образом поддерживать их самобытность, культуру и интересы и обеспечивать их эффективное участие в достижении устойчивого развития".

Севильская стратегия сохранения биологического разнообразия на особо охраняемых природных территориях, базирующаяся на принципах Конвенции о биологическом разнообразии, также подчеркивает роль коренных народов в охране природных ресурсов и предлагает распространить на территории их традиционного природопользования систему зонирования особо охраняемых территорий для определения природоохранного режима использования этих территорий. Эти международные принципы широко используются во всем мире, особенно в Западном полушарии, где в природных парках, этноэкологических рефугиумах (убежищах) на территориях традиционного расселения коренных народов совмещаются задачи их развития и охраны и использования природных ресурсов в научных, рекреационных и других целях.

К сожалению, в законодательстве Российской Федерации роль коренных народов в охране природы практически никак не отражена. Природоохранный потенциал коренных народов недооценивается и исполнительными государственными органами власти и природоохранными службами. Для исправления положения нужен комплекс мер. Прежде всего, внести изменения в федеральные законы "Об особо охраняемых природных территориях", "Об экологической экспертизе", в Земельный кодекс, Лесной кодекс, в Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду. Законы должны обеспечивать условия для изучения, сохранения и распространения традиционного опыта в области охраны природы.

Необходимо ввести в практику проведение этнологической экспертизы в местах проживания коренных малочисленных народов. Если намечается вторжение на их территорию, экспертиза установит соответствие намечаемой деятельности требованиям защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни.

Необходимо также исключить проведение изыскательских работ или изъятие земель для государственных или муниципальных нужд на территории традиционной хозяйственной деятельности и территории традиционного природопользования. Если ТТП все же изымают - нужно предусмотреть для проживающего населения альтернативные источники существования. Скажем, при организации особо охраняемых природных территорий к охране природы можно привлечь коренных жителей.

Этому могла бы помочь государственная программа, решающая следующие задачи:

- обучение представителей коренных малочисленных народов профессиям, связанным с охраной природы;

- развитие системы стажировок и сертификации представителей коренных малочисленных народов в качестве инспекторов по охране природы;

- обеспечение квоты рабочих мест в учреждениях, связанных с охраной природы и расположенных в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности для представителей коренных народов;

- развитие этноэкологического туризма на особо охраняемых территориях в местах проживания коренного населения с обязательным привлечением представителей коренных народов.

Этим не только укрепляется охрана природы и развивается сеть особо охраняемых территорий, но и создаются рабочие места представителям коренных народов, что будет способствовать решению многих социальных проблем.

СОДЕРЖАНИЕ