Деятельность
рабочей группы



Содержание:

Первое собрание Сети общественных организаций Южной Сибири (Список участников)

План рабочей группы

Отчет о встрече рабочей группы по проблеме водоохранных зон Верхнеобского бассейна
  • Проблемы водоохранных зон
  • Ожидаемые результаты работы через 6 месяцев
  • Позиционирование
  • Сбор информации
  • План на 6 месяцев
  • План на 3 месяца
  • Создание отчета

    Отчет о работе рабочей группы Сети общественных организаций Южной Сибири от 26.10.2001 г.
  • Оценка работы Сети в сентябре-октябре 2001 г.
  • Наши планы на ноябрь 2001 г.
  • Примечания и пояснения

  • Отчет о работе рабочей группы Сети общественных организаций Южной Сибири 26.10.2001 г., Новосибирск

    Участники:
    Жерелина И., Дубынин А., Торопов А., Рагозина Н., Медянцев С.

    На заседании рабочей группы были подведены итоги работы НПО Южной Сибири по проекту за сентябрь-октябрь 2001 г.

    Обсуждение работы НПО велось согласно запланированным мероприятиям на первой встрече рабочей группы 14.09.2001 г. Было запланировано рассмотрение следующих вопросов:

    1. Представление и совместный анализ собранных материалов по проблеме водоохранных зон Южной Сибири (члены РГ).
    2. Подготовка анкет для опроса населения по проблеме водоохранных зон (В. Корсакова).
    3. Обсуждение схемы взаимодействия со staktholders. (А. Торопов).
    4. Механизм определения (выявления) target-groups (И. Жерелина, А. Дубынин).
    5. Выявление организаций и специалистов готовых работать по проекту в регионах (В. Корсакова).
    6. Информирование населения о начале работы Сети НПО Южной Сибири (Н. Рагозина).
    7. Составление общего списка СМИ, в которых желательно публиковать материалы о работе Сети НПО Южной Сети (Н. Рагозина).
    8. Обсуждение "макета" информационного письма о начале работы НПО Южной Сибири по проекту (В. Корсакова).

    К сожалению, в связи с отсутствием М. Дубровиной, которая не вернулась из поездки на Дальний Восток, и болезнью В. Корсаковой удалось рассмотреть не все вопросы.


    Оценка работы Сети в сентябре-октябре 2001 г.

    Оценка работы Сети, к сожалению, не утешительна. Из запланированных мероприятий было сделано:

    • Собрана информация по проблеме водоохранных зон:
      • в Верхне-Обском водном управлении (г. Новосибирск) - в проекты территориальных водохозяйственных программ включены пункты по выделению водоохранных зон;
      • в ОАО "Алтайводпроект" (г. Барнаул) - проект водоохранных зон Бурлинской системы озер;
      • в Институте водных и экологических проблем СО РАН (г. Барнаул) - начата разработка обосновывающих материалов по выделению водоохранных зон оз. Телецкого и р. Бурла.
      • в Комитете природных ресурсов по Алтайскому краю - в течение 3 лет разрабатывается проект выделения водоохранных зон рр. Барнаулка и Пивоварка в черте г. Барнаула.
    • Проведен сбор федеральных и региональных (Алтайский край, Респ. Алтай, Кемеровская область) законодательных актов по водоохранным зонам, информация в ближайшее время должна быть представлена на сайте проекта.
    • Собрана правовая информация по правам НПО в решении вопросов радиационной безопасности населения; информация в "электронном" виде передана фасилитатору проекта А. Дубынину.
    • Проводятся запланированные ежемесячные встречи РГ;
    • Создана постоянная связь НПО Южной Сибири по рассылке pom_obi@ecoclub.nsu.ru и налажен регулярный обмен информацией и новостями.
    • Предварительно проведена работа по выявлению организаций (государственных, научно-исследовательских и общественных) готовых работать по проекту.
    • Составлен предварительный список СМИ, через которые желательно информировать о работе по проекту.
    • Установлена связь с пресс-центром Драчевского и есть договоренность о проведении радиомарафона по проблеме водоохранных зон на радио "Слово" (г. Новосибирск).

    К сожалению, не выполнена работа по следующим важным направлениям:

    • Сбор информации по водоохранных зонам:
      • Общественные НПО;
      • Колледжи, школы;
      • ФГУ "ВерхнеОбьрегионводхоз";
      • Комитеты природных ресурсов (Новосибирская, Томская области);
      • Доклады по состоянию окружающей природной среды КПР регионов.
    • Составление анкет по опросу населения относительно проблем водоохранных зон.
    • Выявление организаций готовых работать по проекту.
    • Установление контактов с НПО регионов и сбор информации по их работе в водоохранных зонах;
    • Выработка схемы взаимодействия со staktholders.
    • Выявление target-groups.
    • Подготовка информационного письма о начале работы по проекту.
    • Разработка и планирование акции "Хозяин реки".
    • Информирование населения о начале работе по проекту проведено в недостаточных объемах.

    Если сказанное выше перевести в цифры, то получится, что по сбору информации о проблемах водоохранных зон работа выполнена не более чем на 30%, а по выполнению мероприятий запланированных на сентябрь-октябрь 2001 г. - около 20%.

    В связи с этим, все невыполненное ранее переносится на ноябрь месяц, это в дополнение к запланированному ранее (см. отчет о встрече рабочей группы 14.09.2001г.).


    Наши планы на ноябрь 2001 г.

    На заседании РГ, после обсуждения положительных и отрицательных сторон нашей работы были внесены некоторые коррективы в план мероприятий Сети общественных НПО Южной Сибири на ноябрь месяц. Изменения, сроки их исполнения и ответственные за проведение мероприятий указаны в приведенной ниже таблице. Желательно ее распечатать и иметь всегда перед глазами. Не хотелось бы на следующем заседании РГ сделать вывод о недостаточной эффективности работы Сети. Не сочтите это за насилие, навязывание плана работы и попрание независимости НПО, но работать как-то надо, если уж мы за это взялись. Согласитесь, никто насильно идею работы нам не навязывал. В общем, творческих нам успехов!

    Мероприятие : Сроки : Ответственные

    • Выслать для выставления на сайт проекта комментария к ст. 111-115 Водного кодекса РФ. До 5.11. Жерелина И.В.

    • Посмотреть карты по ЗАТО "Северск " на Sky Zone. 15.11. Жерелина И., Медянцев С.

    • Подготовить статью в журнал "Лазурь" о проекте. 20.11. Рагозина Н.,Члены РГ.

    • Выслать Н. Рагозиной фотографии с красотами и проблемами рек Алтайского края, Новосибирской и Томской областей, Респ. Алтай, с кратким материалом, поясняющим суть фотографий. 15.11. Члены РГ, все участники сети.

    • Подготовить в "электронном" виде картосхему района действия проекта. 15.11. Медянцев С.

    • Подготовить статью о проекте в Сибирский экологический вестник. 15.11. Жерелина И. Дубынин А.

    • Установить контакт с "Губернскими новостями" для информирования о проекте. 20.11. Рагозина Н.

    • Составить перечень общественных НПО, работающих по проблемам рек и водоохранных зон. 15.11. Члены РГ

    • Составить перечень школ и колледжей, работающих по проблемам водоохранных зон. 15.11. Члены РГ, Корсакова В., Осипова

    • Составить перечень ВУЗов и кафедр, занимающихся изучением водных ресурсов; какие аспекты исследуют (географические, инженерные, химические и т.п.). 15.11. Члены РГ

    • Составить перечень специалистов, работающих по проблемам водоохранных зон (Комитет природных ресурсов, Верхне-Обское водное управление, ФГУ "ВерхнеОбьрегионводхоз"). 15.11. Члены РГ

    • Установить контакт с общественными НПО, колледжами, школами, ВУЗами, специалистами, т.е. узнать у них готовы ли они работать по проекту, что они хотели бы делать, чем они были бы полезны в рамках проекта и т.п. 20.11. Члены РГ

    • Составить перечень проектов (НПО, ВУЗы, школы, гос. учреждения), которые были реализованы в водоохранных зонах рек. Проекты могут быть экологической, природоохранной, природно-ресурсной направленности и выполнятся в научно-исследовательской, технической, общественной, управленческой и иных областях. 20.11. Члены РГ

    • Представить всю собранную информацию на сайте проекта. 25.11. Дубынин А.

    • Разработать анкету опроса населения по проблемам водоохранных зон. 25.11. Рагозина Н., Кутепова Н.

    • Обсудить анкету на следующем заседании РГ. 10.12. Члены РГ

    • Разработать наброски схемы взаимодействия со stakeholders и target-groups. 28.11. Жерелина, Торопов, Дубынин

    • Определить пакеты заданий для НПО и отдельных активистов, желающих работать по проекту. 28-29.11. Заседание РГ

    • Подготовить текст информационного письма о начале работы по проекту. 02.11. Дубынин А.

    • Разработка и планирование кампании "Хозяин реки". Ноябрь - декабрь 2001. Дубровина М.

    Примечания и пояснения

    I. Кроме перечисленных выше направлений и мероприятий работы был определен механизм публикации материалов по проекту в регионах, который состоит в том, что участники проекта и члены рабочей группы готовят материалы по 2-3 острым проблемам водоохранных зон своего региона. Эти материалы распространяются через рассылку (pom-obi@ecoclab.nsu.ru) с пометкой для печати в регионах. Далее эти материалы передаются "своим" журналистам и публикуются на всей территории действия проекта. Данный механизм позволяет оперативно через личные контакты публиковать практически одновременно аналогичные материалы по всему району действия проекта. По мнению членов РГ, такой вариант информирования населения является более эффективным. Однако ответственность за информацию по проекту, координация действий в этой области остается за Н. Рогозиной.

    II. При обсуждении работы по проекту, членами РГ было решено организовать деятельность в 3-х основных направлениях:

    1. Разработка общих методик и рекомендаций по решению проблем водоохранной зоны, взаимодействию со stakeholders и target-groups,вовлечению НПО государственных учреждений и отдельных активистов в работу по проекту и т.п. Это так называемый методико-теоретический блок работы.

    2. Блок практических действий и мероприятий.

    Практические действия осуществляются на локальном уровне и направлены на решение конкретных проблем. Всю территорию Южной Сибири охватить за год работы по проекту невозможно, поэтому решено для отработки разработанных методик и рекомендаций выбрать ключевые (модельные) объекты - реки и их водоохранные зоны, на которых и отрабатывать все рекомендации. Эффективность работы по проекту также легче определять на конкретных участках, легче и разрабатывать рекомендации для решения конкретных проблем.

    При выборе ключевых (модельных) участков, на наш взгляд, необходимо исходить из следующих критериев:

    • экологическая значимость объекта;
    • социальная значимость;
    • индустриальное значение;
    • аналогичность выбранным в других регионах объектам (порядок реки, городская река и т.п.);
    • интерес НПО для работы по данному объекту;
    • определенные наработки НПО, гос. структур и т.д.

    Исходя из этих критериев, предварительно было решено в качестве таких объектов выбрать:

    Алтайский край:

  • р. Бурла (река бессточной области, проблемы стока, опыт работы по этому объекту АРО РГО и ИВЭП СО РАН);
  • р. Барнаулка (1-й порядок, опыт работы Экоклуба АГУ, АГУ, ИВЭП СО РАН).
  • р. Пивоварка (2-й порядок, городская река, опыт работы коллектива ежемесячной газеты "Пивоварка", поддержка гранта по конкурсу "DISCOVEPY").

    Новосибирская область:

  • р. Бердь (1-й порядок, по размерам аналог р. Барнаулки).
  • городская река - не определена.

    Томская область:

  • р. Томь<
  • р. Ромашка (на ее берегах стоит славное ЗАТО "Северск").

    Республика Алтай:

  • было решено распространить проект и на Республику Алтай, т.к. она находится выше по течению р. Оби и все индустриально-промышленные проекты, осуществляемые на ее территории, будут прямо или косвенно оказывать влияние на жизнь р. Оби и ее притоков ниже по течению. С этой целью было решено связаться с Оксаной Енгоян и спросить ее мнение и желание участвовать в проекте.

    Вероятно, в связи с начавшимся обсуждением возобновления строительства Катунской ГЭС, ключевым объектом в Республике станет река Катунь, но это решать представителям общественных НПО Республики. Далее, решили для начала работы по этим объектам до 28.11.2001 г. составить их краткую характеристику по следующему плану:

    1. Название реки, куда впадает, на территории какого региона и административных районов протекает (идеально - сопроводить карто-схемой).
    2. Длина реки, площадь бассейна, среднемноголетний объем стока, или расход реки.
    3. Природная характеристика бассейна: степи, леса и т.п.
    4. Социально-экономическая характеристика: численность населения, крупные населенные пункты, промышленные предприятия, расположенные на реке.
    5. Проблемы реки: загрязнение, изменение стока и т.п.

    В процессе работы этот план должен дополняться персональным перечнем stakeholders и target-groups, разработкой конкретных рекомендаций по работе с ними и мероприятия направленные на решение выделенных проблем. Вся собранная информация будет представлена на сайте проекта и послужит началом для осмысления характерных для объектов проблем и выработки рекомендаций.

    3. Информирование населения о работе по проекту должно идти постоянно и освещать все этапы работы.

    III. Для единой и координированной работы при разработке рекомендаций по работе со stakeholders и target-groups и их персональном определении на ключевых участках, было решено уточнить кто ими является. Я узнала у московского координатора российско-голландского проекта "Сохранение водно-болотных угодий и видового состава их обитателей на юге Западной Сибири" (так называемый "чановский проект") Ольги Степановой. У них в проекте также ставятся задачи по работе с этими группами лиц.

    Описание групп stakeholders и target-groups дается в книге Community Involvement in Wetland Management, то есть "Вовлечение общественности в управление водно-болотными угодьями". Эта книга есть у нас в Новосибирском филиале нашего Института и я ее постараюсь получить. Если кратко, то

    Stakeholders - буквально "держатели ставок (в игре и т.п.)". Обычно их переводят как "заинтересованные стороны" в смысле "люди, которые что-то имеют с этого угодья"). В их число входят:

    • local communities - местные жители,
    • regional authorities - местные власти,
    • national authorities - федеральные власти,
    • users of the area - промышленники, охотники, рыбаки, фермеры, лесники, торфоразработчики и т.д.,
    • и, вообще-то говоря, еще много кто, в том числе люди, очень косвенно использующие ресурсы территории, например торговцы, скупающие продукцию местных жителей и продающие ее в других регионах, инвесторы, вкладывающие деньги в развитие территории (а в случае ЗАТО "Северск" - обязательно федеральные органы власти);
    • Общественные НПО, поскольку заинтересованы в сохранении и рациональном использовании ресурсов региона;
    • И еще многие кто использует ресурсы региона и зависит от них.

    Естественно, в рамках одного проекта всех стейкхолдеров охватить невозможно, поэтому выделяют только их ключевые категории (key stakeholders).

    Target -groups - буквально "группы-мишени": target - это мишень, а group -группа). Это "аудитория", на которую рассчитан проект, то есть target-groups выбираете сами, когда пишите проектное предложение. Если составляется программа экологического обучения для школ, то target-groups - это школьники (а, может быть, и учителя), если программа сохранения водных ресурсов - то водопользователи, если ЗАТО "Северск" - администрация комбината, а если сохранения лесов - лесопользователи.

    Шура, из этого следует, что общими рекомендации для всех ключевых объектов и target-groups не получатся, их нужно писать для конкретных объектов и конкретных лиц. Теперь нужно подумать вместе, как увязать разработку обговоренных ранее общих рекомендаций и мероприятий с конкретной постановкой задач, т.е. направление работы № 1 с направлением работы № 2 (см. выше п. 1 пояснения к таблице).

    IV. Были внесены и некоторые коррективы в разработанный 14.09.2001г. план работы по проекту.

    1. "Круглые столы" по проблемам водоохранных зон, было решено перенести на февраль 2002 г. в связи с тем, что в настоящее время мы еще не готовы обсуждать наши проблемы со специалистами и рискуем выглядеть некомпетентно на их фоне, а это залог провала работы. Проводить "круглые столы" лучше после накопления информации, опыта работы по проекту и получения первых результатов работы и анкетирования.
    2. Исходя из того, что подготовка анкет и их распространение переносится на ноябрь - декабрь 2001 г., то проведение анкетирования и обработка результатов - соответственно на конец декабря 2001 г. - январь 2002 г.
    3. В связи с выборами в Новосибирской и Томской областях, проведение радиомарафона было перенесено на декабрь 2001 г.

    Руководитель рабочей группы И. Жерелина

    12.11.2001 г.