"КАТУНСКОЙ ГЭС - РАЗУМНУЮ АЛЬТЕРНАТИВУ!".

Проект "Сибирского экологического центра"

Содержание:
АННОТАЦИЯ проекта

Республика Алтай является регионом с уникальным природным и историко-культурным наследием, которому угрожает агрессивный путь экстенсивного экономического развития. Ключевой вопрос - энергетический. Для решения энергетических проблем республики необходимо развитие нетрадиционной (альтернативной) энергетики в противовес строительству плотинных ГЭС на р.Катунь. В рамках проекта будет собрана, проанализирована доступная информация по альтернативной энергетике, проведены более глубокие исследования энергоресурсов Чемальского района, подготовлен законопроект по развитию альтернативной энергетики в РА, оценены возможности инвесторов вкладывать средства в развитие нетрадиционных форм энергетики на Алтае. На основе собранной информации будет подготовлен оригинал-макет обзора по развитию энергетики в РА. Население и общественные организации будут широко проинформированы о ходе и результатах проекта, в Горно-Алтайске состоятся общественные слушания законопроекта.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Республика Алтай является уникальным регионом не только в Сибири и в России, но во всем мире. С одной стороны, самым высоким биологическим разнообразием в Сибири обладает Алтай-Саянский регион, куда полностью входит и Республика Алтай. Хрупкие горные ландшафты, богатое историческое, культурное и духовное наследие послужили причиной присвоению ряду объектов - горе Белуха, заповеднику "Катунский", заповеднику "Алтайский", плоскогорье Укок, озеро Телецкое с окружающими его ландшафтами - статуса объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Признание этого факта является бурное развитие туризма в регионе - инвестиции в него возросли только за последний год в 3 раза! Населяющие Горный Алтай народы, в особенности алтайцы, с трепетом относятся к природе родного края, считая священной. С другой стороны, Республика Алтай - это один из самых бедных регионов в России, более чем на 80% дотационный, не имеющий собственных источников электроэнергии. Это порождает целый шлейф социальных проблем - отток населения из горных территорий, высокая мужская и детская смертность, пьянство и др. Республика Алтай граничит с несколькими странами - Казахстаном, Монголией и Китаем, последний из которых переживает сейчас экономический бум. В основном эти факторы явились причиной того, что Республика Алтай явилась ареной столкновения экономических интересов, зоной внимания многих политиков, бесконтрольная реализация которых может повлечь непоправимые социальные и экологические последствия.

Вопрос энергетической независимости для Республики Алтай очень важен. Это ключевой вопрос при определении стратегии и реализации развития региона. Это понимают все - и правительство республики, и депутаты, тем не менее за последние 20 лет было сделано очень мало для того, чтобы решить проблему с минимальным ущербом для уникальной природы и населения республики. Проект Катунской ГЭС, разработанный московским ГИПРОНИИ в 80-х годах, получил несколько отрицательных экологических экспертиз - как государственных, так и общественных, вызвал целую волну возмущения по всему миру и в конце концов был "зарублен".

При оценке проекта ГЭС негативные экологические (затопление земель, уничтожение растительности ландшафтов, изменение микроклимата и водного режима реки Оби, влияние на состояние ее поймы, ущерб рыбным запасам Катуни и Оби, превращение водохранилищ - Катунского, Чемальского, Новосибирского, особенно их приплотинных плесов, в отстойники загрязняющих веществ из-за повышенного содержания токсичных тяжелых металлов в выстилающих дно водохранилища горных породах, сейсмическая неустойчивость плотины) и социальные последствия (необходимость переселения жителей, утрата археологических памятников, др.) рассматривались вкупе с экономическими - большой срок окупаемости, неравномерность производства электроэнергии, большая протяжённость ЛЭП.

Другие варианты развития энергетики более экологически безопасные - малые и микроГЭС, в том числе наплывные, ветряные и фотоэлектрические установки - в Республике Алтай всерьез никто не рассматривал. Хотя о том, насколько в перспективности этого говорят уже сами энергетики (см. Приложение 1). Информация об энергоресурсах по альтернативным видам энергетики отсутствует.

Также должна быть разработана и принята на региональном уровне, в субъекте Федерации - Республики Алтай нормативно-правовая база необходиная для развития альтернативной энергетики. Примером могут служить законодательства некоторых стран (Германия, Дания) которые стимулировали развитие альтернативных форм энергетики. Республика Алтай имеет право опираясь на Федеральное законодательство разрабатывать и принимать на своей территории законы, которые отражают интересы граждан. Подоготовка такого закона об альтернативной энергетики, общественные слушания по нему, доработка и проведение через Госсобрание -Эль-Курултай РА создаст правовую базу развития альтернативной энергетики, что в свою очередь будет способствовать привлечению инвестиций в эту отрасль.

Актуальность развития альтернативной энергетики в Республике Алтай возрастает в связи с реанимацей идеи строительства ГЭС на реке Катунь. В ряде публичных заявлений ответственные руководители Республики Алтай и соседних регионов - Алтайского края, Новосибирской области, а также Полномочный представитель Сибирского федерального округа подтвердили свое крепнущее желание снова начать (или поддержать) стройку века. На момент написания этой заявки известно, что будет образовано акционерное общество "Энергия рек Алтая", которое выступит заказчиком нового проекта, проектировать ГЭС, по всей видимости, будет КрасноярскГидроПроект, источники финансирования пока неясны, но Алтайский край и Республика Алтай уже готовы вложиться в подготовку документации.

Остановить разрушительные тенденции можно только хорошо обоснованными (особенно с экономической точки зрения) альтернативами. Наш проект как раз и направлен на то, что помочь создать условия для продвижения альтернативной энергетики в Республике Алтай.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Способствовать развитию Республики Алтай, базирующемся на экологически и социально приемлемой, неразрушительной энергетике.

ЗАДАЧИ:

1) подготовить информационный обзор по развитию альтернативной энергетики в Республике Алтай, для этого

- собрать, проанализировать и обобщить информацию по альтернативной энергетике и энергоресурсов Республики Алтай и Чемальского района как модельной территоррии;

- исследовать энергоресурсы (солнечные, водные и ветроэнергоресурсы) Чемальского района;

- проанализировать возможности инвесторов для внедрения альтернативных источников электроэнергии в РА;

2) подготовить и обсудить на общественных слушаниях законопроект Республики Алтай по альтернативной энергетике;

3) информировать население и все заинтересованные стороны о возможностях альтернативной энергетики через СМИ.

РАБОЧИЙ ПЛАН

В течение всего проекта будет вестись информирование жителей Южной Сибири через средства массовой информации и веб-сайт "Защитим Катунь от плотин" (http://ecoclub.nsu.ru/katun). В проекте будут задействованы сотрудники, помещения и оборудование в Новосибирске - МБОО "Сибирский экологический центр", в Барнауле и Горно-Алтайске - Фонда "Алтай - XXI век".

I ЭТАП.

Сбор информации. На этом этапе будет собрана доступная информация по альтернативной энергетике, в первую очередь, по энергоустановкам, с помощью Интернета (в офисе Сибэкоцентра / Экоклуба НГУ), библиотек (ГПНТБ, НЭТИ, институтов СО РАН), фирм, которые занимаются разработкой проектов установок по альтернативной электроэнергетике, во время посещения специализированных выставок (Сибирская Ярмарка, др.). Параллельно этому будет проводиться поиск и предварительный опрос учёных и специалистов в области альтернативной энергетики для изучения их возможности в дальнейшем выступить в качестве экспертов-консультантов собранной информации применительно к Республике Алтай.

Сроки: 1 октября - 31 декабря 2001 г. Основной исполнитель этапа - Ю.Колеватова, М.Немцев

II ЭТАП.

Исследования экспертов, оценка возможностей инвесторов. В рамках этого этапа будет произведено исследование энергоресурсов Чемальского района РА как модельной территории. Выбор этого района объясняется тем, что он имеет большую плотность населения, а также в этом районе предполагается строительство ГЭС на реке Катуни. Будет осуществлен сбор материалов по нормативно-правовой базе по альтернативной энергетике. Особое внимание будет уделено исследованию возможностей инвесторов.

Сроки: 1 декабря 2001 г. - 31 мая 2002 г. Основные исполнители этапа - Л.Куликова, Е.Жукова, Ю.Колеватова, М.Шишин.

III ЭТАП.

Анализ и обсуждение собранной информации по альтернативным энергоисточникам и энергоресурсам Республики Алтай. На этом этапе будет создана экспертная группа, которая оценит собранную информацию с точки зрения ее полноты, экономической и экологической целесообразности, эффективности, инвестиционной привлекательности. Также будут проведены несколько обсуждений в фокус-группах (общественные организации, потенциальные инвесторы, жители, др). Обсуждено и написано оглавление обзора, выбраны ответственные за написание. Представлена концепция законопроекта.

Сроки: 1 февраля - 31 июня 2002 г. Основные исполнители этапа - Ю.Колеватова, О.Енгоян, М.Шишин, М.Немцев, Е. Жукова.

IV ЭТАП.

Подготовка оригинал-макета обзора и обнародование результатов анализа. В рамках данного этапа будет подготовлен оригинал-макет обзора "Катунской ГЭС - разумную альтернативу", в частности будут написаны и отредактированы специальные аналитические материалы, представлены лучшие проекты установок, применимые для территории Горного Алтая, даны рекомендации по их внедрению. Собранная информация, вошедшая в обзор, будет представлена на пресс-конференциях в Барнауле и Горно-Алтайске, а также в передана в органы государственной власти Республики Алтай, Алтайского края, Новосибирской области, Полномочному представителю Сибирского федерального округа. Будет завершен обзор нормативно-правовой базы по альтернативной энергетике и разработан законопроект по альтернативной энергетике для Республики Алтай. Данный проект будет обсужден в Республике Алтай в рамках общественных слушаний в Госсобрании-Эль-Курултае РА.

Сроки: 1 июля - 15 сентября 2002 г. Основные ответственные исполнители - Ю.Колеватова, М.Немцев, О.Енгоян, М.Шишин, А.Дубынин, Е. Жукова, специалист по дизайну.

V ЭТАП.

Привлечение инвесторов.После подготовки обзора деятельность в рамках проекта в основном будет направлена на обсуждение возможностей по инвестированию нетрадиционной энергетики в Горном Алтае. Обзор будет распространен среди лиц, непосредственно заинтересованных в установке энергоустановок. Предположительно такими инвесторами могут стать туристические фирмы Новосибирска и Барнаула, деятельность которых может пострадать в результате строительства ГЭС на реке Катуни, а также международные финансовые организации (Всемирный банк реконструкции и развития, ТАСИС, ЕБРР, ПРООН, ГЭФ, др.).

Сроки: 1 сентября - 30 сентября 2002 г. Основные ответственные исполнители - Ю.Колеватова, А.Дубынин, М.Шишин.

VI ЭТАП.

Подготовка отчета для ИСАР-Сибирь.

Сроки: 25 сентября - 30 сентября 2002 г. Основной исполнитель: Ю.Колеватова

ПУТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ.

Информацию по проекту будут получать все экологические организации, непосредственно заинтересованные в экологически ориентированном развитии Горного Алтая. Результаты по сбору и анализу информации по альтернативной энергетике будут широко представлены населению региона, власти и бизнеса. Для этого будут использоваться возможности Интернет (электронная почта, веб-сайт), пресс-конференции, встречи в фокус-группах, личные встречи с представителями власти, бизнесменами и представителями МФО. Итоги проекта будут опубликованы в бюллетенях экоНПО - "Сибирский экологический вестник", "Медвежий угол", "Охрана дикой природы", "Экобюллетень ИНЭКА" и др., а также прдставлены на сайте "Природа Южной Сибири и ее защитники" http://ecoclub.nsu.ru

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА.

В результате реализации проекта будет собрана, проанализирован и распространена информация, способствующая развитию альтернативной энергетики в Чемальском районе Горного Алтая, а также созданы предпосылки для активного внедрения нетрадиционных форм энергетики силами заинтересованных инвесторов из числа коммерческих организаций и МФО.

В частности, по первому этапу будут подготовлены списки экспертов-консультантов с их координатами; список разработок (проектов); список заводов-изготовителей; список финансовых организаций, которые могут поддержать развитие нетрадиционной энергетики в РА; список потенциальных инвесторов.

По второму этапу - проведены исследования энергоресурсов Чемальского района РА, проведена предварительная экспресс-оценка возможностей инвесторов, собрана нормативно-правовая информация по альтернативной энергетике.

По третьему этапу - собранные материалы оценены экспертами (в том числе разработаны критерии и процедура оценки, собраны заключения), выявлены лучшие проекты для внедрения в Республике Алтай; проведена предварительная экспресс-оценка возможностей инвесторов; определено оглавление обзора, в который будет входить весь подготовленный материал по альтернативной энергетики для Республики Алтай с заключениями экспертов, распределены обязанности и определены ответственные по написанию глав. Подготовлена концепция законопроекта.

По четвертому этапу - подготовлен обзор, учитывающий особенности внедрения и установки источников альтернативной электроэнергии в Республике Алтай; проведено не менее 2 пресс-конференций; опубликовано не менее 5 статей в региональных газетах, не менее 5 репортажей на ТВ и радио. Подготовлен законопроект, по нему проведены общественные слушания по законопроекту РА по альтернативной энергетике, направление его на доработку и обсуждение в Госсобрании РА.

По пятому этапу - подготовлены и проведены встречи с потенциальными инвесторами (не менее 8); собраны и проанализированы мнения потенциальных инвесторов; подготовлены рекомендации по созданию механизма привлечения инвесторов в альтернативную энергетику Республики Алтай.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА МОЖНО ОЦЕНИТЬ по следующим критериям:

1) проект выполнен в соответствии с рабочим планом;

2) подготовлен оригинал-макет обзора, содержащий сведения по нетрадиционным энергоустановкам, применимых для Республики Алтай.

3) получены подтверждения в серьезных намерениях инвесторов и органов государственной власти развивать альтернативную энергетику в Республике Алтай.

ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВЫ дальнейшего развития проекта.

Дальнейшая активность в направлении развития альтернативной энергетики в Республике Алтай может быть связана с реализацией модельных проектов в Чемальском районе РА (место предполагаемого строительства ГЭС) за счет средств инвесторов.