Зеленый
|
В Конституции и законах РФ декларируется право гражданина на получение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и среды жизнедеятельности. На практике реализовать это право в силу ряда причин бывает очень сложно, что приводит к многочисленным негативным последствиям и вредит здоровью людей. Цели проекта - предоставить жителям Новосибирска возможность реализации права на получение достоверной информации о качестве окружающей среды, состоянии и охране ценных природных объектов на его территории, повысить общественную активность жителей в конструктивном решении социально-экологических проблем города.
В рамках проекта будет организована работа телефонной справочной службы "Зеленый телефон", куда любой житель Советского района сможет позвонить в рабочие дни с 11 до 19 часов и выяснить беспокоящий его вопрос. Услугами "Зеленого телефона" смогут воспользоваться до 60 жителей района ежедневно. Всего в работе будет задействовано минимум 8 человек (три оператора, эксперт-аналитик, юрист, два менеджера, руководитель проекта). В рамках проекта будет составлен и пополняться список источников экологической информации, вестись и анализироваться база данных запросов; будут подготовлены не менее 16 недельных отчетов и 1 квартальный отчет. Последний будет распространен среди лиц, принимающих решения, СМИ и общественных организаций. Анализ и донесение до ответственных лиц информации об экологических проблемах, которые в наибольшей степени беспокоят население, будут способствовать изменению ситуации. Сотрудники проекта будут стремиться донести информацию о принятых мерах до жителей Советского района.
В рамках данного проекта будет поддержано создание службы и начало ее работы. В дальнейшем планируется создание добровольческого состава службы, привлечение бюджетных средств и благотворительных взносов от коммерческих структур, грантов. Бюджет проекта (6 месяцев, январь - июнь 2002 г.) $ 7.389,4.
Сибирский экологический центр создан в целях объединения интеллектуального потенциала, организационных возможностей членов Центра для деятельности, направленной на охрану окружающей природной среды, объектов и территорий, имеющих важное природно-историческое и природоохранное значение, на сохранение и изучение дикой природы, редких и находящихся под угрозой исчезновения живых организмов и их местообитаний, развитие правовых и социально-экономических механизмов оптимизации природопользования, формирование экологического мировоззрения граждан и вовлечение в активную природоохранную деятельность широких слоев населения (из Устава).
Одним из принципов работы Сибэкоцентра является ориентация на реальные проблемы, беспокоящие целевые группы, например, учителей, школьников, журналистов, населения конкретных населенных пунктов, специалистов-экологов, т.е. тех, с которыми приходится работать при реализации тех или иных проектов. В этом смысле у сотрудников Сибэкоцентра есть опыт такой работы при создании особо охраняемых природных территорий, при организации общественных работ по очистке городских лесов от мусора, при отстаивании прав жителей на благоприятную среду жизнедеятельности во время строительства, при организации масштабных образовательных экологических акций (подробнее см.ниже). С другой стороны, Сибэкоцентр имеет репутацию конструктивной организации, что проявляется в неплохих отношениях с государственными структурами. Работая как профильный ресурсный центр, Сибэкоцентр поддерживает рабочие дружеские отношения практически со всеми общественными экоНПО Новосибирска.
Деятельность Сибэкоцентра строится в рамках четырех отделов - охраны природы, природоохранного образования, информации и по связям с общественностью. Она осуществляется в рамках программ и проектов, которые утверждаются Советом Центра и Общим собранием. Инициатором программы или проекта может быть любой член организации. МБОО "Сибирский экологический центр" имеет 7 сотрудников и более 15 добровольцев. Офисное помещение (36 кв. метров), любезно предоставленное Факультетом естественных наук НГУ, Сибэкоцентр делит с неформальной общественной организацией Экологическим клубом НГУ. Помещение оборудовано телефоном и выходом в Интернет. В распоряжении сотрудников и добровольцев Сибэкоцентра 4 компьютера, факс, лазерный принтер.
Сибирский экологический центр был образован недавно, в феврале 2000 г., поэтому формально его собственный опыт в управлении проектами можно считать не большим. Но необходимо учитывать, что он возник на базе Экологического клуба НГУ и Сибирского отделения Движения ДОП, имеющих обширный опыт осуществления проектов. Таким образом, организация в целом имеет хороший потенциал для реализации разнообразных проектов. Основные направления работы организации: инвентаризация и сохранение биоразнообразия (приоритетные объекты - старовозрастные леса, степи, хищные птицы, околоводные колониально гнездящиеся птицы, летучие мыши, пещеры), экологическое образование детей, защита городских лесов Новосибирска. В 2000 г. Сибэкоцентр принял активное участие в общественной кампании против вырубки сосновых лесов в черте города Новосибирска, инициировал создание памятника природы для защиты единственной известной в Новосибирской области зимовочной колонии летучих мышей. В настоящее время выполняется 3 финансируемые программы - "Степная программа: Сохранение биоразнообразия степей России для устойчивого сельского хозяйства" (поддержан Фондом Джона и Кэтрин Макартуров), "Усиление влияния экологических неправительственных организаций (НПО) на общество путем создания их региональных сетей" (совместно с Milieukontact Oost Europa, поддержан МИД Королевства Нидерландов) и "Создание условий для сохранения нуждающихся в охране растений, животных и природных сообществ юга Западной Сибири: городские леса, степи, летучие мыши и кулики" (совместно с Тихоокеанским центром окружающей среды и ресурсов / PERC, США).
В качестве примера осуществления конкретного проекта можно привести успешное проведение общественной образовательной экологической акции "Сохраним то, что любим", посвященной городским лесам. Весной 2001 г. в ней приняли участие более 350 ребят Новосибирска и пригорода, более 300 учителей, проведено более 300 часов тренингов и олимпиад, организованы субботники по уборке мусора и посадке деревьев, на проведении акции было собрано более 40 тысяч рублей благотворительных пожертвований (деньгами, товарами, услугами), проведен конкурс практических работ "Сохраним то, что любим: семь "серебряных" дел" для групп школьников 7-9 классов.
На ближайшие 2 года Сибэкоцентр планирует развивать следующие приоритетные направления направления: в области охраны природы - инвентаризация нуждающихся в охране видов и природных сообществ, создание степных особо охраняемых природных территорий, организация общественного мониторинга за использованием городских лесов; создание Программы по охране летучих мышей Сибири; в области образования - создание сети полевых образовательных центров в Новосибирской области, создание и поддержка профессиональных объединений педагогов-экологов региона; продолжение издания информационно-методического журнала "Сибирский вестник экологического образования "Вместе по свету"". Сибэкоцентр продолжит свою деятельность по поддержке общественного экологического движения в Сибири - будет продолжено издание рабочих бюллетеней "Сибирский экологический вестник" и "Степной бюллетень", наполнение сайта "Природа Южной Сибири и ее защитники", консультирование и поддержка молодых организаций, инициирование совместных региональных проектов. Больше внимания будет уделяться социальным аспектам экологических проблем и населению, в частности в городе Новосибирске и области. Планируется расширение географии проектов центра, больше внимания будет уделено Алтайскому краю, особенно в рамках Степной программы.
Качество окружающей природной среды и среды жизнедеятельности является существенным для нормальной жизни и здоровья любого человека. Право граждан на получение информации об этом закреплено в международном и российском законодательстве, в том числе в Конституции РФ, Законах "Об охране окружающей природной среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об информации", Градостроительном кодексе и др., но, к сожалению, на практике трудно реализуемо. Это связано, во-первых, с плохой информированностью населения об источниках такой информации. Зачастую люди не знают где можно взять необходимую им информацию. Во-вторых, государственные структуры, обязанные информировать население, как правило, не готовы к работе с населением, и требуются специальные усилия (например, журналистские или депутатские запросы), чтобы получить необходимую информацию. В-третьих, иногда по проблеме требуется компетентные заключения эксперта или юриста.
Не существует одной городской службы, владеющей всей информацией о качестве городской окружающей среды или хотя бы об источниках ее получения, готовой оперативно ее предоставить любому желающему. Обязанности информирования рассредоточены по ряду подразделений мэрии Новосибирска, администрации Новосибирской области и департаментам и отделениям федеральных ведомств. Даже общественным организациям, специально ставящим своей задачей поиск той или иной информации для своей средозащитной или природоохранной деятельности, не всегда удается быстро ее найти, что уж говорить о человеке, который имеет гораздо худшее представление о внутреннем устройстве городского и областного управления.
Население города, как показывают соцопросы и практика работы нашей организации, беспокоят проблемы радиационной безопасности (более 80% жителей; соцопрос РОМИР, май 2001 г.), загрязнения воздуха, воды, почв, захламления и деградации городских лесов, несанкционированных свалок, незаконных рубок зеленых насаждений (более 70%; соцопрос Н.Кутеповой, сентябрь 2000 г.), нарушения водоохранных зон, санитарного состояния строительных объектов, бездомных животных и др. По этим вопросам информационная поддержка населения Новосибирска просто необходима.
Надо учитывать и то, что в последнее время структура государственных природоохранных органов и экологических служб претерпела значительные изменения, изменилась компетенция некоторых служб, некоторых довольно значительно. Все это требует дополнительного исследования и уточнения их полномочий, в особенности в сфере информирования граждан. В этой ситуации потребуется привлечение экспертов из неправительственных организаций (многие уже дали свое согласие, см. список организаций ниже).
Важно также иметь ввиду, что проблемы общества решаются конструктивно и оперативно (а часто это решение значительно дешевле в финансовом смысле!) в тех случаях, если структуры государства работают в диалоге с общественными структурами, с населением. При развитии гражданского общества государственные службы стремятся стать более открытыми и чувствительными к потребностям общества, в то же время общественные организации и население стремятся к диалогу и конструктивному решению проблем и помогают государству решать эти проблемы.
Следует также подчеркнуть, что социальная активность жителей Советского района г. Новосибирска всегда была намного выше, чем в других районах города. Жители этого района могут и хотят решать многие социальные и экологические проблемы района - в частности, проблему замусоривания, озеленения, реабилитации лесов Верхней зоны Академгородка. Для них очень важными оказываются организационные моменты - к кому и как обратиться для организации и проведения таких акций. В этой связи "Зеленый телефон" мог бы оказывать неоценимую консультационную поддержку, играя роль организующего процесс и связующего государственные и общественные структуры фактора. Его сотрудниками был бы разработан четкий алгоритм организации подобных акций в качестве рабочего инструмента решения многих проблем района.
Повышение общественной активности населения в этом смысле невозможно без открытого диалога и обмена информацией: со стороны населения - какие проблемы беспокоят и как их можно решать, со стороны государства - какие действия предпринимаются, в чем существуют трудности, что может предложить власть другим заинтересованным в решении проблемы сторонам.
Необходимо также отметить, что именно в Советском районе создалась (во многом благодаря усилиям Администрации, организовавшей встречу-презентацию общественных организаций района) уникальная для Новосибирска ситуация - общественные организации увидели готовность государственных и коммерческих структур к совместной работе по решению многих социальных, экологических и других проблем района, что, несомненно, повысило их социальную активность и готовность к конструктивному диалогу. С другой стороны, общественные организации разного профиля имели возможность познакомиться друг с другом, узнать больше о деятельности других организаций и найти точки соприкосновения, возможности для совместной работы по многим проектам. Проект организации информационно-консультационной службы "Зеленый телефон" предоставляет широкие возможности для реализации взаимодействия как государственных, коммерческих и общественных структур, так и общественных организаций разного профиля.
Сама история создания Советского района, Академгородка, достаточно необычна - ведь при планировании и строительстве учитывались не только экономические и социальные, но и экологические, эстетические и этические факторы. Неудивительно, что Академгородок всегда считался самым комфортным, привлекательным для жизни местом (и не только для жителей Новосибирска). Несомненно, что эта прекрасная традиция должна поддерживаться и продолжаться.
Цели проекта - предоставить жителям Новосибирска, Советского района, возможность реализации права на получение достоверной информации о качестве окружающей среды, состоянии и охране ценных природных объектов на его территории, повысить общественную активность жителей в конструктивном решении социально-экологических проблем города.
Задачи проекта:
Телефонная справочная служба является достаточно эффективным способом получения информации, так как объединяет в себе доступность для большей части населения и оперативность в получении информации. Бесплатная информационная служба (БИС, тел. 077) уже несколько лет успешно функционируют в Новосибирске, предоставляя справки по телефонам и адресам коммерческих и государственных организаций. Для получения справки необходимо четко знать либо название организации, либо название товара или услуги, которые вы ищете. Сейчас это эффективный и популярный способ получения информации.
"Зеленый телефон" будет работать по запросам граждан, и это может быть не только просьба подсказать телефон известной человеку организации, но и просьба разобраться в ситуации. Например, на вопрос "У меня под окном жгут листья. Что делать?", оператор должен выдать телефоны РАТИ, СЭС, общественных организаций, а также может рассказать о том, какие административные взыскания могут быть применены к нарушителю. Оператор ЭкоБИС сам определяет набор заинтересованных (ответственных) структур и экспертов, телефоны которых следует сообщить, исходя из ситуации. Эти ситуации могут быть очень сложные. Поэтому для операторов перед началом работы будет проводиться специальный тренинг (деловая игра), а их работа будет корректироваться и контролироваться экспертами-аналитиками и менеджерами.
"Зеленый телефон" по запросам будет предоставлять следующую информацию:
- телефоны и адреса государственных "экологических" организаций и служб, а также иных госорганов, Ф.И.О. конкретных ответственных лиц, принимающих (или влияющих на) решения в области контроля и охраны окружающей среды, использования природных ресурсов, городского планирования;
- телефоны независимых экспертов и общественных организаций, владеющих необходимой информацией;
- телефоны и адреса коммерческих организаций, предоставляющие товары или услуги, способствующие здоровому и "экологически" правильному образу жизни;
- адреса в Интернете, где содержится больше информации по запрашиваемой проблеме.
Кроме этого, поступающая информация будет фиксироваться в базе данных, анализироваться и направляться заинтересованным службам и организациям для принятия решений.
В работе проекта примут участие операторы "Зеленого телефона", эксперт-аналитик, юрист и менеджеры (см. Схему "Зеленого телефона". Приложение 2)
В обязанности оператора входит:
1. принять запрос по телефону и письменно зафиксировать его;
2. найти необходимую информацию и предоставить ее;
3. пополнять при необходимости список источников "экологической" информации (во взаимодействии с менеджером проекта);
4. оперативно сообщать менеджеру проекта информацию о чрезвычайных происшествиях, требующих вмешательства специальных служб.
В обязанности эксперта-аналитика входит:
1. анализировать собранные в виде анкет запросы, содержащиеся в них сведения для выявления социальных и экологических проблем, в наибольшей степени волнующих жителей Новосибирска;
2. готовить еженедельные аналитические обзоры и выставлять их в Интернете на странице "Природа Южной Сибири и ее защитники" (http://ecoclub.nsu.ru);
3. готовить ежеквартальные аналитические обзоры для предоставления их лицам, принимающим решения, средствам массовой информации и выставлять их в Интернет;
4. участвовать в планировании развития службы;
5. предоставлять при необходимости свои комментарии СМИ.
В обязанности менеджера проекта входит:
1. оперативно реагировать на информацию о чрезвычайных происшествиях, направляя информацию инспекционным службам (государственным и общественным) и властным структурам;
2. взаимодействовать на постоянной основе с инспекционными службами района, города, области, округа (в системе районных административно-технических инспекций (РАТИ), Санэпидемнадзора, Госатомнадзора, Горкомэкологии, МПР, МЧС, ГУБО, МВД и пр.);
3. пополнять список источников "экологической" информации;
4. принимать отчеты экспертов-аналитиков;
5. направлять отчеты и запросы в органы государственной власти, местного самоуправления и надзорные органы, в средства массовой информации;
6. планировать развитие службы и рекламировать ее;
7. предоставлять свои комментарии СМИ;
В обязанности менеджера по внешним связям входит:
1. исследовать возможности финансовой поддержки "Зеленого телефона" за счет коммерческих организаций, бюджета города и области;
2. организация PR-компании в поддержку проекта "Зеленый телефон";
3. взаимодействие с Администрацией района, другими государственными, коммерческими и общественными структурами для создания рабочего информационно-консультационного центра;
4. планировать развитие службы и рекламировать ее;
5. предоставлять свои комментарии СМИ;
Для организации "Зеленого телефона" потребуется помещение, оборудованное телефонной линией, минимум тремя рабочими местами (оператор, эксперт-аналитик, менеджер) и местами для посетителей. В бюджете этого проекта предусматривается аренда помещения на 6 месяцев.
Операторами могут работать любые люди, отвечающие следующим требованиям: коммуникабельность; хорошая способность ориентации в информации; четкая дикция; доброжелательность. Для работы операторами будет приглашаться, в основном, студенты ВУЗов, что будет способствовать, с одной стороны, решению (хотя бы отчасти) их финансовых проблем, а, с другой, повышению социальной активности. Операторы будут набираться по конкурсу, поэтому любой человек (не только студент) также может принять участие в отборе и может быть выбран. Социально активная молодежь и члены общественных организаций будут приглашены к работе операторами в качестве добровольцев. Для операторов в рамках проекта будет проводиться тренинг (деловая игра), с разбором трудных ситуаций и отработки алгоритма действия при их возникновении.
Участники проекта работают в общественном секторе более 10 лет, в связи с этим имеют достаточно ясную картину как принимаются решения в области качества окружающей среды и охраны природы в Новосибирске и Новосибирской области. В рамках проекта, однако, будет выделено время для уточнения списка источников необходимой информации - государственных служб, экспертов. Это связано с тем, что в последний год - полтора произошли изменения в государственном управлении природопользованием и контроля в области окружающей среды. Потребуется время и для выяснения заинтересованности организаций и налаживания партнерских отношений, поиска новых экспертов, техническое оборудование службы. Поэтому реальная работа "Зеленого телефона" начнется с 1 марта 2002 г., на третий месяц проекта.
Для работы "Зеленого телефона" будут привлечены дополнительные ресурсы. Так, в рамках проекта Сибэкоцентра "Усиление влияния экологических НПО на общество через поддержку их региональных сетей" голландским партнером - неправительственной организацией Мильёконтакт Оост-Европа - будут предоставлены средства в размере 585 долларов США на поддержку "Зеленого телефона". Сибэкоцентр совместно с Экоклубом НГУ поддерживает сайт "Природа Южной Сибири и ее защитники", место для размещения которого любезно предоставлено Новосибирским госуниверситетом на его сервере. Там можно будет ознакомиться с отчетами экспертов-аналитиков и ходом проекта. Дополнительно не реже 2 раз в месяц информация о проекте в виде пресс-релизов будет рассылаться по местным СМИ. Достигнута предварительная договоренность с Центром правовой защиты НГУ о предоставлении бесплатных юридических консультаций, участии юристов центра в работе "Зеленого телефона".В рамках проекта будут поддерживаться контакты со всеми заинтересованными государственными службами города, области и округа, а также общественными организациями, в частности, мэрией Новосибирска (службы городского управления по благоустройству и озеленению (ГУБО), районных административно-технических инспекций (РАТИ), Горкомэкология, Горводоканал, др.), Городским советом депутатов, Администрацией Новосибирской области (Облкомприрода, Департамент по архитектуре, Облкомзем, др.), Областным Советом депутатов, Центром защиты лесов, Вехнеобьрыбводом, Запсибгидрометом, подразделениями Госсанэпидемнадзора, МПР, МЧС, Минсельхозпрода, Госатомнадзора и др.; СО РАН, СОЗ "Центр общественного здоровья", ОО "Ученые Сибири за глобальную ответственность", ОО "Восхождение", ОО "Новосибирский областной комитет охраны водных ресурсов", Новосибирский областной совет ВООП, Новосибирская Дружина по охране природы "Тайга" и др.
|
В ходе проекта (в середине и в конце, см. Рабочий график) будет оцениваться успешность его осуществления. В анализе по перечисленным выше критериям примут участие все участники проекта.
Проект задумывается как долговременный. "Зеленый телефон" в дальнейшем будет развиваться в следующих направлениях: 1) облегчения доступа граждан к возможностям службы (возможно, получения более короткого номера); 2) получения бюджетного финансирования (хотя бы частичного) и создания системы привлечения благотворителей; 3) создания web-сайта "Зеленый телефон" и издание бумажной версии справочника по источникам экологической информации; 4) расширения участия добровольцев; 5) расширения списка источников информации. Будет исследована возможность самоокупаемости "Зеленого телефона" за счет предоставления платных услуг. Мы надеемся, что пример эффективно действующего "Зеленого телефона" в Советском районе подвигнет Администрацию Новосибирска предпринять встречные шаги для расширения области действия этой службы до размеров города.
Возможно расширение проекта до организации общественной экологической службы Советского района (а в дальнейшем - и города Новосибирска): создание независимой общественной экологической инспекции и общественной службы благоустройства, действующих согласованно со службой "Зеленого телефона".
Дальнейшее финансирование работы службы предполагается получать из различных источников: 1) грантов и других целевых взносов; 2) благотворительных взносов на работу организации, в том числе частных; 3) бюджета города и/или области.
Сотрудники Сибирского экологического центра имеют обширный опыт осуществления проектов, поэтому, несмотря на свою молодость, организация в целом имеет хороший потенциал для реализации крупных и разнообразных проектов.
Завершенный проект Сибэкоцентра:В рамках проекта полномочиями расходовать средства будет наделен директор проекта, он несет финансовую ответственность за правильное расходование средств. Бухгалтер проекта вместе с директором проекта будет готовить финансовый отчет по проекту. Бухгалтерский учет средств по проекту будет вестись отдельно от других проектов и программ. По окончанию проекта будет предоставлен программный (содержательный) и финансовый отчеты с приложением копий всех первичных финансовых документов. При ведении бухгалтерского учета будет использоваться помещение офиса Сибэкоцентра (оно оборудовано телефоном и выходом в Интернет; в распоряжении сотрудников и добровольцев организации 4 компьютера, факс, лазерный принтер).
Приложение 1.