Для экологов и просто для всех, кто любит и ценит природу Горного Алтая сообщаем: в Республике есть еще много планов способных погубить оную природу.

Не успели утихнуть страсти по перегону тысяч голов скота через плато Укок, где нашли "скифскую принцессу" (уникальная археологическая находка мирового значения), и территория которого вошла в список Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО, как через него теперь собираются не только вести газ в Китай, но и строить прямую дорогу в Китай. Само строительство этих объектов не только не бесспорно с точки зрения нагрузки на окружающую природу, но и имеет вполне определенные перспективы: в случае газа - это взрывы газопровода из-за нашей расхлябанности и халатности (только за последние три месяца их было не менее четырех!), в случае строительства дороги - это неиссякаемый поток челноков на китайский рынок. Относительно интереса китайцев к территории Горного Алтая важная новость - на всей территории Китая на 10 лет объявлен мораторий на вырубку лесов. Однако, как говорит Михаил Леонтьев, по порядку.

В Республике Алтай завершила работу группа специалистов РАО "Газпром", которые на месте изучили возможность транспортировки российского газа по трубам на территории Китайской Народной Республики через горы Алтая, - сообщает "Звезда Алтая-Экспресс" ©12 июнь 1999 года. Именно по горным землям этого субъекта Федерации пролегает 55-километровый западный участок российско-китайской границы. Вместе с первым вице-премьером правительства РА Михаилом Гнездиловым специалисты газового концерна рассмотрели два варианта прохождения трассы газопровода через эти места. Первый - Майма-Шебалино-Онгудай-Иня и дальше по берегу реки Аргут до Джаторской погранзаставы Алтайского погранотряда и китайской границы. Второй - до села Иня линия идет без изменений, но от него трасса транспортировки газа не отклоняется вправо, как в первом варианте, а уходит дальше прямо вдоль знаменитого Чуйского тракта до самого отдаленного райцентра Республики Алтай - Кош-Агача, от которого тянется до Калгутинского рудника по добыче цветных металлов, далее до Аргамжинской и второй погранзаставы, а от них до китайской границы.

В результате обсуждения специалисты "Газпрома" и руководство республики поддержали второй вариант. Достигнута договоренность о том, что стороны будут отстаивать короткий путь российского газа в КНР - через территорию Республики Алтай. И основание для этого уже есть - большой газ Тюмени по газопроводу уже два года назад прибыл в Барнаул. От него трасса голубого топлива должна пройти 150 километров до Бийска, а оттуда до Маймы совсем близко - 90 километров. А вот газета "Звезда Алтая" от 13.07.99 ©94 (16412) сообщает "новости прямо из самого правительства Республики Алтая": 6 июля под председательством премьера, тогда еще Степашина, состоялось расширенное заседание с главами субъектов Российской Федерации по проблемам их приграничного устройства, где также принял участие и Глава Республики Алтай С.И.Зубакин. В ходе обсуждения проблем государственной национальной политики в РФ Семен Иванович обозначил три проблемы. Во-первых, внес предложение о дополнении совещания пунктом о необходимости формирования единых подходов к охране природной среды России и приграничных государств. Глава республики обратился к С.В.Степашину с просьбой о поддержке подписания между Россией, Китаем, Монголией и Казахстаном Алтайской Конвенции, а вместе с этим и особого режима хозяйствования в РА. (прим. - кто теперь будет кляузничать из экологов, что Глава Республики Семен Иванович не заботится о природе родного края?!, но ведь это не единственный вопрос - см. ниже).

Во-вторых, выразил просьбу об оказании поддержки по проведению реконструкции международного грузо-пассажирского перехода через Ташанту на российско-монгольской границе. В связи с этим премьер правительства России С.В.Степашин дал поручение руководителю государственного таможенного комитета о поддержке данного проекта и его финансировании. В-третьих, (прим. - вот наконец-то! и главное, что нужно было Главе) Глава Республики, председатель правительства С.И.Зубакин выступил на совещании по вопросам строительства участка дороги Таштагол-Турочак-Абай-Карагай-Лениногорск и дорожного полотна через перевал Канас, ведущий в Китай. Поддержав в целом это предложение, С.В.Степашин предложил данный вопрос рассмотреть более подробно на запланированном на середину августа с.г. в Томске заседании межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение". Оно и состоялось, правда, с новым премьером - Путиным, и не в середине, а в начале месяца - 3 августа сего года. Но пока непонятно, поддержало ли "Сибирское Соглашение" или нет предложения Семена Ивановича. Известно одно, трансферт в дорожный фонд Республики Алтай придет - это было определенно поддержано нынешним правительством РФ. Вот так нынешнее правительство Республики Алтай хочет и экологический туризм развивать, и кедр рубить, и экологически чистую воду разливать, и Катунскую ГЭС построить, и биосферный резерват создать, и дороги построить, и газ вести, и недра копать... Так что, экологи, можно закатывать рукава - наши российские чиновники не оставят нас без работы и дадут предостаточно пищи для идеологической борьбы за чистую природу, только без уничтожения оной природы (см. выше).

Сибирское агентство экологической информации