Лесная сертификация в России набирает темп

В последние годы экологически чувствительный европейский рынок стал требовать подтверждения того, что импортная древесина заготовлена с учетом определенных правил: от вырубки леса не должна страдать фауна, почвенный покров, местное население. Сертификат для европейских покупателей леса - еще и подтверждение того, что в стране, из которой поставляются древесные ресурсы, ведется так называемое "неистощительное лесопользование". В России сертификат станет единым документом, подтверждающим добросовестность как лесников, так и лесозаготовителей, деятельность которых до сих пор регулировалась врозь.

В мире существуют различные системы лесной сертификации, но наиболее популярны две - система сертификации лесного попечительского совета и система панъевропейского совета лесной сертификации. Никаких особых противоречий между этими системами не существует. Но Россия, чтобы иметь возможность поставлять древесину во все страны мира, планирует принять обе. Жизнь заставляет: через десять лет весь рынок древесины будет сертифицированным, уверяют специалисты. Сертификатов пока не требуют только азиатские страны.

После перестройки доля российского леса на мировом рынке упала с 20 до 3 процентов. Виной тому - неграмотная приватизация лесной отрасли. Не была вовремя создана и структура, которая препятствовала бы продаже древесины по демпинговым соглашениям, помогала бы лесопользователям ориентироваться на мировом рынке. Вторая причина - неверная ценовая политика и, наконец, третья - большое расстояние от Сибири до Европы и соответственно высокая стоимость железнодорожных перевозок.

По данным Министерства экономики России, на экспорте леса в прошлом году мы заработали 3,3 млрд долл. Но если сертификацию не проводить, за свой лес мы скоро не получим и этого.

Примечание Гринпис: По мнению того же Министерства экономики России, "фактическая цена экспорта продукции и товаров в Дальнее зарубежье значительно ниже цен на мировом рынке. Снижение цен на лесобумажную продукцию в совокупности с увеличением объемов продаж привело к снижению валютной выручки до 300 млн долларов США. Это является также следствием недостаточной активности предприятий в части сертификации своей продукции на соответствие международным стандартам".