Минатом утверждает, что переработка в России отработанного ядерного топлива - это элемент борьбы с терроризмом

Идея ввоза в Россию отработанного ядерного топлива (ОЯТ) вызывает у большей части общества вполне обоснованную настороженность. "Зеленые" высказываются вообще категорично: государство намерено превратить Россию в радиоактивную свалку. Минатом же утверждает, что данная программа абсолютно безопасна. Более того, является благом для экономики и экологии России, ведь цена вопроса - 20 млрд долл. О том, каким образом Минатом намерен заставить работать отработанное иностранное ядерное топливо на благо российской экономики, корреспонденту "Сегодня" ЕКАТЕРИНЕ КАЦ рассказал первый замминистра по атомной энергии ВАЛЕНТИН ИВАНОВ.

- В Минатоме утверждают, что программа ввоза отработанного ядерного топлива безопасна и чрезвычайно выгодна, но не подтверждают эти высказывания экономическими расчетами.

- Отходы мы ввозить не собираемся. Только облученное ядерное топливо - так мы расшифровываем аббревиатуру ОЯТ - с высоким содержанием недовыгоревшего урана и другими ценными энергетическими продуктами, что признала Объединенная энергетическая конвенция, подписанная Россией в начале 1999 года. Внутри находятся и накопившиеся продукты деления с высоким уровнем радиоактивности.

Экономические оценки есть. Предоставить конкретные цифры по конкретным проектам я не могу до тех пор, пока не изменено законодательство. В рамочном варианте: если мы ввезем 20 тыс. тонн ОЯТ в течение 10-15 лет, в Россию поступят 20-21 млрд долл. Из них примерно 2 млрд нужны немедленно - по частям, но немедленно - на то, чтобы обновить и создать инфраструктуру для работы с этим топливом. Минатом возьмет их из тех денег, которые придут после начала реализации проекта. Никто не отрицает и того, что будут авансовые платежи партнеров, о чем мы с ними уже и договаривались.

- Платежи уже есть или будут? И на чем же мы будем ввозить и где хранить первые партии ОЯТ?

- Платежи будут. Есть договоренности. А техника, которая нужна, существует и для первой партии подходит. Первые ввезенные 200 тонн мы размещаем в мокром хранилище (существует две технологии хранения ОЯТ - в заполненных водой бассейнах или в "сухих" хранилищах. - Прим. ред.), которое действует сейчас в Красноярске. Там будет достроен специальный отсек на 3 тыс. тонн. Но транспортные средства нужно сделать более современными. Нужно строить сухое хранилище ОЯТ с ежедневным контролем за окружающей средой, за почвой, за воздухом, средствами его физической защиты. На эти нужды и потребуется 2 млрд долл.

- Если техника и хранилища подходят для первых партий, для чего их переделывать? И сколько будет стоить само хранение и переработка в перспективе на 50 лет?

- Модернизация необходима, потому что мы хотим заниматься сухим хранением. Необходимо также повысить безопасность хранения. Нам понадобится около 10% от 20 млрд долл., чтобы обеспечивать реконструкцию и текущую эксплуатацию сухих хранилищ. Эти деньги можно обеспечить созданием специального фонда. При 5% годовых фонд способен не просто обеспечить ежегодные затраты на оперативное хранение ОЯТ, но и накопить средства, чтобы в конце срока, когда понадобится извлечь уран и плутоний, переработать и утилизировать отходы. Отходы будут сконцентрированы в матрицах определенного типа и затем помещены либо в геологические формации, либо тоже на контейнерное контролируемое хранение. В зависимости от того, что окажется более выгодно, эффективно и безопасно.

- Кто и как будет тратить остальные деньги?

- До 35% будет направлено на решение экологических проблем регионов и федерации. В этом смысл проекта: не стонать по поводу накопившихся проблем, а решать их. Сейчас к экологическим проблемам если и приступают, то с финансированием 7-10% от заявленного. Внешнее впечатление, что проблемы решаются, но в реальности их просто загоняют дальше в угол. Порядка 20% государство получит в виде федеральных и региональных налогов. Остальные деньги - до 30-40% - могут быть использованы федеральным правительством на госнужды. Столько раз это объясняли. Не знаю, почему этот вопрос до сих пор существует.

- Возможно, дело в том, что непонятно, на какие счета будут приходить эти деньги. Например, 35% на экологию - есть сомнение в том, будут ли они потрачены по назначению?

- Вы могли бы сами ответить на такие вопросы, не имея конкретных переговоров и конкретного механизма? Никто не ответит. Чтобы это сделать, надо вначале изменить законодательство (закон о ввозе иностранных ОЯТ в Россию. - Прим. ред.). Как только это произойдет, все оставшееся время будет посвящено разработке механизмов создания фондов, составлению постановления правительства. Порядок и объемы ввоза будут согласовываться со всеми экологическими, контролирующими органами: с Минприроды, с комитетами Совета Федераций и Госдумы. Сейчас все намечено схематично, поскольку никто ни одной копейки тратить не будет (у нас ее просто нет, этой копейки) на то, чтобы что-то разрабатывать и делать в организационном плане, не имея уверенности, что задача будет решена законодательно.

- В недавно утвержденной правительством стратегии развития Минатома до 2050 года средства от реализации проекта едва ли не основной источник финансирования всех программ, включая постройку 20-30 АЭС нового поколения.

- Да, если на это будет согласие правительства. Это деньги его, а не ведомства.

- Другим источником финансирования вы видите создание энергетического фонда с отчислениями из всех энергетических предприятий. Непонятно, будет ли идея реализована. Если оба предложения не пройдут, как будет развиваться Минатом?

- Сейчас достройка энергоблоков осуществляется за счет инвестиционной составляющей - энерготарифа. Это в перспективе на ближайшие пять лет. Если бы нам платили деньгами, этого хватило бы. Особенно в случае, если бы тариф был экономически обоснованным - на уровне 1 цента за кВт/ч. Сейчас из 0,5 цента (таков нынешний тариф) собираем деньгами 22-25%. Долги перед "топливниками" достигают астрономических сумм. И все же старое поколение станций будем завершать только за счет инвестиционной составляющей. Что касается новых энергоблоков, то если правительство пойдет нам навстречу и создаст накопительные фонды, как мы предлагаем, то эти деньги могут быть вложены в долгосрочные инвестиционные программы. Сначала средств будет не очень много, но через 5-10 лет набежит значительная сумма. Можно пустить ее в разные программы. И это будут не бюджетные деньги, а заработанные отраслью, в том числе на обращении с ОЯТ.

- Правда ли, что проект создания плавучих АЭС уже на стадии строительства?

- Это неправда. Проект разработан, для наших северных регионов это жизненно важно. Без него нельзя говорить о Севере как обитаемой территории. Энергетики там нет никакой. Проект сейчас на стадии лицензирования и сертификации. И если будут инвестиции, в течение 3-4 лет он может быть реализован.

- Действительно ли в топливе будет обогащение урана в 66%? Экологи волнуются - это же не энергостанция, а бомба готовая, да еще и в отдаленном районе.

- О содержании топлива не буду отвечать, не информирован. Если будет использовано в чистом виде лодочное топливо, то это, на самом деле, повышенное обогащение. Что касается опасности... О том, что вокруг России - в Литве, Чехии, Словакии, Болгарии, на Украине и в Казахстане - хранится облученное ядерное топливо, которое мы отказываемся у них забирать, ссылаясь на законодательство, они не беспокоятся. А ведь в состав этого топлива входит и плутоний... И если разобраться, такое топливо в руках террористов представляет собой оружие пострашнее, чем ядерный реактор. И что же получается? Пусть маленькие государства сами кувыркаются... А ведь в топливе, хранящемся на их территории, сотни тонн плутония! И то, что террористы в маленьком государстве могут вести себя намного смелее, чем в большом, никого не волнует.

(ЕКАТЕРИНА КАЦ)

(Сегодня 11.7.00) http://www.segodnya.ru