Заявление Российских и Американских общественных организаций по проблеме обращения с плутонием.

Открыто для подписания с 17 мая по 10 июня 1999.

Гонка ядерных вооружений в США и России обусловила создание в наших странах огромных запасов плутония. Обе наши страны имеют крайне неудачный опыт функционирования радиохимических заводов по выделению плутония и обращению с отходами этих предприятий. Радиоактивное и химическое загрязнение таких территорий как Хэнфорд, Саванна Ривер и Роки Флэтс в США, а также территорий Челябинской, Томской областей и Красноярского Края в России, демонстрируют все опасности плутониевой промышленности, крайне низкую культуру безопасности и охраны окружающей среды Департамента Энергетики США и Минатома России.

Вследствие прекращения <холодной> войны обе наши страны имеют возможность переориентировать национальные ресурсы с военных программ на программы очистки загрязненных территорий. Под давлением общественности обеих стран наши правительства объявили <излишками> примерно одну треть - около 100 тонн плутония, произведенного для военных программ. Мы поддерживаем необходимость максимально безопасного хранения этого плутония и перевод его в формы, не допускающие его дальнейшее военное использование.

В то же время мы глубоко обеспокоены методами, предлагаемыми для конверсии этого материала. Мы убеждены, что предлагаемое использование плутония в качестве топлива для сжигания в реакторах, известного как МОКС-топливо, является неприемлемым решением. Лучшим методом размещения плутония была бы его иммобилизация, то есть смешивание с керамикой или стеклом и высокоактивными радиоактивными отходами, создающими барьер для кражи и диверсии.

Мы обеспокоены высоким уровнем рисков при использовании МОКС - топлива в существующих атомных реакторах, конструкция которых не рассчитана на использование плутониевого топлива. Согласно исследованиям Института Ядерного Контроля (США), проведенным в январе 1999 года, в случае ядерного инцидента на таких реакторах, при использовании на нем загрузки на одну треть плутониевым топливом, риск раковых заболеваний у населения увеличивается на 37%. Еще большую обеспокоенность вызывает положение в России. Большинство ядерных реакторов, предлагаемых для использования МОКС - топлива, старые. Они закончат свой эксплуатационный лицензированных срок, 30 лет, до завершения программы обращения с плутонием. Кроме того, Госатомнадзор, осуществляющий контроль за безопасностью эксплуатации гражданских ядерно- и радиационно опасных объектов, не имеет достаточных ресурсов и полномочий для осуществления адекватного контроля за безопасностью на предприятиях по производству МОКС-топлива и реакторах по его сжиганию.

Более всего мы обеспокоены тем, что население обеих стран исключено из процесса принятия решений о размещении плутония. США не имеют гарантий того, что российская программа, развиваемая на американские деньги, будет следовать принципам экологической безопасности и публичности. Совместные американо-российские документы в большинстве своем недоступны широким кругам. Так, например, российская версия совместного Американо-Российского исследования проблем обращения с излишками плутония, изданная в 1996 году, была промаркирована <только для официального использования>. В то же время, в самих Соединенных Штатах Департамент Энергетики делает пародийным процесс участия общественности, подписывая контракты на производство и сжигание МОКС-топлива до окончания процесса завершения оценки воздействия на окружающую среду (который и предполагает участие ОБЩЕСТВЕННОСТИ) и до вынесения окончательного решения по этому процессу. Все это приводит к игнорированию мнения населения, живущего около реакторов, на которых предполагается сжигание МОКС-топлива. Многие из европейских протокольных документов, цитируемые Департаментом в пользу МОКС технологии, также засекречены и недоступны гражданам и общественным организациям.

Мы слышим также от наших правительств много противоречащих заявлений в пользу МОКСа. Представители Департамента Энергетики заявляют, что США поддерживают МОКС программу, потому что Россия настаивает на этом. В то же время Минатом заявляет об убыточности этой программы в настоящее время и о том, что она может быть осуществлена только при зарубежном финансировании. Официальные лица Минатома заявляют, что плутоний - это ценный энергетических ресурс. В то же время, по их собственному заключению, развитие плутониевой атомной энергетики значительно дороже развития урановой атомной энергетики, и останется таковым в течение ближайших десятилетий. Американские официальные лица заявляют, что МОКС не рассматривается на перспективу как энергетическое решение, а только как возможность для России быстро вывести плутоний из военного цикла. Хотя очевидно, что для размещения плутония иммобилизация является более чистым и быстрым методом, и предпочтительнее, чем МОКС.

И наконец, нас пытаются убедить, что МОКС-программа осуществляется с целью нераспространения ядерного оружия. Но в итоге, под давлением ядерной индустрии обеих стран, в целях стабилизации и иммобилизации плутония предлагается программа, которая подталкивает обе наши страны к плутониевой экономике. Деньги делают политику. Возможные громадные финансовые вложения в плутониевую промышленность являются самым привлекательным моментом в программе размещения плутония и позволяют этой промышленности продолжать свою деятельность, но под другим флагом. Более того, очевидно, что международные плутониевые кампании, такие как французская Кожема (Cogema, France) и Британская кампания по производству ядерного топлива ( British Nuclear Fuels, Ltd) преследуют свои финансовые интересы, проталкивая МОКС.

Производство МОКС топлива в коммерческих целях представляет угрозу принципам нераспространения ядерного оружия, так как плутоний может быть извлечен и использован в военных целях. В 1997 году в исследовании Департамента Энергетики США по вопросам нераспространения при размещении плутония было отмечено что: <производство МОКС топлива касается использования материалов, наиболее чувствительных с точки зрения нераспространения, так как плутоний, предназначенный для использования в ядерном оружии, может быть выделен в этом процессе сравнительно быстро и просто>.

Очевидно, что вместо решения проблемы перевода плутония в безопасные и недоступные формы, МОКС программа будет продолжать выделение и использование плутония, что будет противоречить безопасности, экологическим, экономическим целям и принципам нераспространения. Именно поэтому мы обращаемся к нашим правительствам остановить МОКС программу в наших обеих странах. Вместо нее должно быть организовано безопасное хранение плутония и развиты программы иммобилизации.

Создание программ размещения плутония должно включать процесс участия граждан и общественных организаций, обеспечивать доступность информации, в том числе по стоимости и расходам, а также документов, предлагаемых различными участниками программы. Население, которое может пострадать, должно иметь возможность высказать свое мнение и должно быть вовлечено в процесс принятия решений. Все российские программы, осуществляемые на деньги США, должны быть приведены в соответствие с существующим экологическим и иным законодательством России.

Подписано 17 мая 1999 г.

Этэн Браун (Carolina Peace Resource Center), Колумбия, Южная Каролина, США; Сюзан Гордон (Alliance for Nuclear Accountability), Сиэтл, Вашингтон, США;

Александра Королева (Экозащита!), Калининград, Россия;

Пол Ливенталь (Nuclear Control Institute), Вашингтон DC, США;

Арджун Макхиджани (Institute for Energy and Environmental Research),
Такома Парк, США;

Майкл Мэрриотт (Nuclear Information and Resource Service), Вашингтон DC, США;

Наталья Миронова (Движение за Ядерную Безопасность), Челябинск, Россия; Дон Мониак (Serious Texans Against Nuclear Dumping), Амарилло, США;

Доктор Роберт К Масл (Physicians for Social Responsibility), Вашингтон DC, США;

Галина Рагузина (World Information Service on Energy - WISE), Калининград, Россия;

Лидия Попова (Центр Ядерной Экологии и Энергетической Политики, Социально-Экологический Союз), Москва, Россияl;

Владимир Сливяк (Антиядерная кампания, Социально-Экологический Союз), Москва, Россия;

Олег Бодров (Зеленый Мир), Сосновый Бор, Санкт-Петербург, Россия.

Если Вы хотели бы поставить свою подпись под этим заявлением - сделайте это до 10 июня. Для этого необходимо послать нам следующие данные: Имя, Фамилия, организация, город, страна.

Куда посылать:

Владимиру Сливяку (Антиядерная кампания СоЭС), тел/факс (0112) 437286, (095) 2784642 (после 20 мая), e-mail anc@ecoline.ru

Движение за ядерную безопасность (Челябинск), тел/факс (3512) 37-51-63,
е-mail: mnatalie@chat.ru

Пожалуйста, копируйте Ваши послания на оба электронных адреса для надежности, мы не хотели бы их потерять