Женьшень на грани выживания: Госкомэкологии готовит запрет на сбор целебного корня в этом году
Тревогу забили ученые. "Исследования свидетельствуют о крайнем истощении генетического потенциала дикого женьшеня", - утверждают сотрудники Биолого-почвенного института Дальневосточного отделения РАН.
Бесконтрольный сбор ценного растения приводит к тому, что оно вырождается, теряет свои уникальные целебные свойства, за которые так ценится. "Более того, подобная практика может привести к полному исчезновению этого растения", - утверждает заместитель председателя комитета по экологии Приморского края Константин Кученко.
Уссурийский женьшень считается самым ценным среди всех видов женьшеня. В нем больше, чем в других, биологически активных веществ. Но за последние годы ареал распространения корня в Приморье сократился более чем в десять раз.
- Раньше мы копали корень, как и положено, начиная с августа. Сейчас же охота начинается с мая. Идут целыми деревнями. Не оставляют ничего, даже мелочь подбирают, - печально рассказывает бывалый корневщик Иван Дубов.
Скупают корень в основном китайцы. Платят они довольно большие для сельчан деньги. Цена одного грамма женьшеня составляет около 8 долларов. Один корень в среднем весит 25-30 граммов. Старые корни достигают двухсот. Раньше попадались экземпляры в полкило, но до таких размеров женьшень должен расти не менее 350 лет. Даже один корешок способен надолго обеспечить нашедшего, потому и идут за ним в тайгу все кому не лень.
Однако разбогатеть на женьшене не так легко, как может показаться. "Это неприметное растеньице с мелкими красными ягодками в лесной чащобе не сразу и углядишь, - усмехается Дубов. - Он же не растет на открытых местах. Да и просто отыскать мало. Надо уметь взять".
Действительно, процесс выкапывания очень трудоемкий и длительный. Нарушение правил ведет к порче корня, и тогда за него ничего не выручишь. Копают специальными костяными палочками, чтобы ни один из многочисленных нитевидных отростков не повредить. На всю процедуру уходит два-три часа. Раньше опыт корневщика передавался из поколения в поколение, но сейчас китайцы проводят ускоренные курсы обучения.
Именно они как посредники получают львиную долю дохода от добытого уссурийского женьшеня. По оперативным данным, их выручка более чем в 10 раз превышает ту сумму, которую они платят российским сборщикам. В самом Китае дикого женьшеня, по косвенным данным, практически не осталось. Культурный же корень пока не может сравниться с лесным собратом по полезным свойствам. Биологически активных веществ в нем на треть меньше. Между тем история использования "корня жизни" на Востоке насчитывает тысячелетия, что и определяет высокий спрос и цену на женьшень.
По оценке специалистов Госкомэкологии, ежегодно из Приморья вывозится контрабандой полтонны женьшеня. Хотя официально в предыдущие годы разрешалось собирать не более 50 килограммов. Только полный запрет на копку корня, считают специалисты, может дать надежду на сохранение уникального дара уссурийской тайги.
(Сегодня 30.5.00) http://www.segodnya.ru