Содержание:

КОРОТКО

По сообщению Information Action Center, располагающейся в Нью-Йорке, НАТО использует обедненный уран как начинку для своих бомб, падающих на Сербию и другие страны начиная с 24 марта. Альянс получил огромный опыт по использованию обедненного урана в Ираке и признал такое оружие эффективным, несмотря на серьезный ущерб, нанесенный радиацией здоровью собственных солдат. Бомбы НАТО падают около атомных станций и исследовательских реакторов не только бывших югославских республик. По сообщению экологической организации Za Zemiata в Софии, несколько ракет НАТО случайно попали на территорию Болгарии. Примерно в 200 км от границы Косово располагается единственная болгарская АЭС Козлодуи, объявленная наиболее опасной в Европе. Российский самолет с ядерным топливом для этой станции, прибывший на прошедшей неделе, улететь оттуда не может из-за опасений быть сбитым. Кроме того, Болгария разрешила силам НАТО использовать 2 аэродрома, которые находятся менее, чем в 100 км от АЭС. На самой АЭС ситуация близка к панике.

В марте 1999, в Европе произошло несколько важных событий, которые по тем или иным причинам остались за кадром Анти-Атом Пресс, однако не упомянуть о них было бы несправедливо. В Германии ушел со своего поста министр финансов Лафонтен, один из наиболее серьезных и последовательных антиядерных членов нового немецкого правительства. Политические аналитики сошлись во мнении, что откровенно левые, иногда даже левацкие, взгляды Лафонтена не могли существовать в правительстве, проводящем откровенно правую экономическую политику.

Антиядерные попытки Германии были жестко пресечены международным сообществом: не смотря на оппозицию своих <зеленых>, немецкое правительство поддержало ядерную политику НАТО, в которой основным элементом является <возможность нанесения первого ядерного удара>, впрочем как и бомбежки Югославии. В конце марта некоторые экологические организации заявили, что эти бомбежки грозят превратить Европу в радиационную катастрофу - в Югославии находятся несколько атомных реакторов, а кроме того недалеко от мест бомбовых ударов находится болгарская АЭС Козлодуи.

Однако немецкие зеленые все-таки <взяли свое> в Европарламенте. В марте все министры Европейской Комиссии ушли в отставку. Именно зеленые критиковали Европейскую Комиссию больше всего. Прежде всего по вопросу предоставления кредитов ЕС в Восточную Европу, особым пунктом для критики здесь явились займы на ядерную безопасность.

Попытка Германии разорвать контракты на переработку отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) в Англии и Франции удалась на 50%. Один контракт разорван, второй нет. Следовательно ни в этом, ни в следующем году Германия не сможет запретить ядерные транспортировки, как это было обещано в начале года. Производство плутония будет продолжаться, однако нельзя не признать того факта, что обороты плутониевой индустрии снижаются, а перспектив у нее становится все меньше. Вместе с этим, именно в следствии разрыва немецкого контракта переработка зарубежного ОЯТ (ведущая к наработке плутония) во Франции перестанет себя оправдывать прежде всего экономически. Как минимум это будет означать, что перерабатывающая часть ядерной индустрии в этой стране скоро закончит свое существование. Как максимум, при условии продолжения наблюдающейся активизации антиядерных сил в самой ядерной европейской стране, это означает, что во Франции начнется свертывание атомной индустрии. Кроме того, не смотря на то, что Германия не смогла разорвать английский контракт, перспективы для прекращения переработки в Англии сегодня весьма велики. В конце марта специальная парламентская комиссия представила в Лондоне доклад о ядерных отходах, в котором предлагается прекратить практику переработки ядерных отходов (репроцессинга), а также изменить отношение к плутонию как к ценному материалу. В замен плутоний предлагается расценивать как отходы и поступать соответственно.

24 марта в Хельсинки только что избранный парламент Финляндии рассматривал вопрос о строительстве 5 атомного реактора в этой стране. Вопреки большинству предположений парламентарии высказались против строительства новых атомных мощностей: ЗА - 71, ПРОТИВ - 98, Не знаю - 21, Не ответили - 4. Коалиционная партия: ЗА; Социал-демократы: ЗА - 50%, ПРОТИВ - 50%; Центристы: ЗА - 30%, ПРОТИВ - 70%; Зеленые, Левые профсоюзы и все остальные - ПРОТИВ. Сюрпризом явилось прежде всего мнение центристов. Именно за счет их позитивного отношения к атомной энергетики предполагалось, что общее решение парламента будет ЗА.

16 марта на пресс-конференции в Оттаве абсолютное большинство Канадских законодателей (160 членов парламента и 42 сенатора) заявили о том, что отказывают компании AECL в финансовой помощи для строительства нового реактора типа КАНДУ (CANDU) на румынской АЭС Чернавода. До 1999 года все проекты строительства канадских реакторов в странах второго и третьего мира получали государственную поддержку, за счет чего и воплощались. По всей видимости можно говорить о революционном изменении политики Канады в области атомной энергетики. В этом году это уже второй случай, когда государство отказывает AECL - национальной ядерной компании - в финансировании ее иностранных проектов. В прошлом месяце Канада заявила, что проект строительства КАНДУ в России, на Дальнем Востоке, не получит финансовой поддержки.