Сложная экологическая ситуация сложилась в водоохранных зонах Оби

Общественный комитет спасения Оби сейчас называется Новосибирским областным комитетом охраны водных ресурсов. "Вовсе не потому, что наша Обь сегодня не нуждается в защите, - говорит председатель комитета Галина Кучина. - Просто мы посчитали необходимым обозначить более широкое понимание своих функций уже в названии. Состояние "здоровья" большой реки самым непосредственным образом зависит от "здоровья" всех водоемов Обского бассейна и даже подземных источников".

Корр: - Со снижением в последнее десятилетие промышленного производства качество обской воды должно было улучшиться...

- По логике, да. Но объемы потребляемой предприятиями воды изменились вовсе не настолько, насколько уменьшилось производство. К тому же у нас есть основания полагать, что органы государственного контроля и охраны водных ресурсов сегодня не имеют полных и достоверных сведений по сбросам. По официальным данным, у нас, например, на 75 процентов уменьшились общие массы сброшенных в водоемы нефтепродуктов и в значительной степени жиров. А уж в это совсем трудно поверить при интенсивном росте средних и особенно мелких предприятий пищевой промышленности, увеличившемся в разы числе автозаправочных станций и ремонтных баз автомобилей, не имеющих своих систем очистки.

Вывод из нынешней ситуации удручающий. Если за десять лет экономического спада качество воды в Оби сколько-нибудь значительно не улучшилось, это уже сигнал того, что болезни реки перешли в хроническую форму, способность к самоочищению давно утеряна. Вместо того, чтобы заниматься лечением, мы живем по принципу "терять уже нечего" - продолжаем пользоваться малыми речками как сточными канавами, хозяйственная деятельность в водоохранных зонах по существу бесконтрольна.

Корр: - На ближайшей сессии горсовета должна быть принята городская экологическая программа, частью которой является и временное положение о порядке и режиме использования водоохранных зон водных объектов на территории Новосибирска. Очевидно, после его принятия должно многое измениться?

- Не думаю. На мой взгляд, сессия городского Совета просто не имеет права принимать временное положение, поскольку имеется положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных полосах, утвержденное правительством.

Что касается Оби, то это объект федерального значения, и городской Совет тут тем более не вправе устанавливать какие-то свои правила. Другое дело, что город давно должен был разработать проект границ водоохранных зон и защитных полос Оби и ее притоков в пределах городской черты и нанести их на генеральный план Новосибирска. Такие постановления на моей памяти принимались не единожды. По последнему, подписанному еще в июне 1998 года, проект водоохранных зон должен быть завершен к 1 января 2000 года. Для этой работы до сих пор не открыто даже финансирование.

Корр: - Причины тому не надо и спрашивать - это, как всегда, скудный бюджет. Но то, что границы водоохранных зон не определены, никак не снимает обязанностей контроля за хозяйственной деятельностью на этой территории...

- Дело вовсе не в скудости бюджета, ведь есть еще внебюджетный экологический фонд, средства которого можно и должно использовать на проектирование водоохранных полос. Мало того, что мы вредим реке, никто не говорит, что у нас в Новосибирске есть свои зоны экологического бедствия. Например, в Ленинском районе, не доезжая Затона. Здесь идет сбросной канал ТЭЦ-2, по розе ветров именно над этим участком проходят атмосферные выбросы большинства промышленных предприятий Ленинки, а жилые дома по улице Большой стоят прямо под высоковольтной линией.

В градостроительстве у нас немало ошибок, которые никак не отнести к "делам давно минувших дней". Под строительство жилых массивов "Берегового" - в Октябрьском районе, "Приморского" - в Советском, "Ерестинского" - в Ленинском - выделены площадки без учета экологического режима реки. Безграмотное вторжение человека на территорию водоохранных зон приводит к истощению и загрязнению реки, подтоплению берегов, многим другим неприятностям.

Для Новосибирска соблюдение водоохранных зон просто жизненно необходимо, поскольку водообеспечение полуторамиллионного города идет непосредственно из Оби. Как наши власти относятся к водоохранным зонам, несмотря на все свои самые правильные решения и постановления, можно судить по растущим, как грибы после дождя, вдоль берегов реки садовым обществам, гаражным кооперативам, оптовым рынкам, автозаправкам. Особенно показательна в этом отношении ситуация с выделением земель под садовые общества в Советском и Первомайском районах ниже плотины Новосибирской ГЭС вплоть до основного городского водозабора. То есть не только в водоохранных зонах, но во втором, требующем строжайшей охраны, поясе санитарных ограничений.

Места тут, действительно, роскошные, потому и народ строился в основном не бедный. Более того, обладающий властью и связями на самом высоком городском и областном уровнях. А раз так, значит все можно. На острове Малашка, находящемся в непосредственной близости от основного городского водозабора, вместо уникального серебристого тополя стоят сейчас добротные коттеджи Индинка, Тимонова, Башкова и других высокопоставленных лиц. И даже блюстителя экологической безопасности города - председателя городского комитета по охране окружающей среды г-на Яцкова. Вырублены деревья, строятся гаражи, тут же сваливается мусор...

В течение нескольких лет мы боролись против выделения земель, а потом прирезания дополнительных участков на территориях водоохранных зон для садовых обществ "Волна", "Тополек", "Садовод", "Облепиха". Два последних - на том самом острове Малашка. По данным нарушениям мы обращались в прокуратуру города и области. Они отметили, что решения мэрии противоречат принципам экологической безопасности по отношению к здоровью населения и охране природной среды. Прокуратурой было направлено письмо о привлечении виновных к ответственности. Но кого привлекать, если все постановления подписаны мэром!

Если вы считаете, что подобное случалось только при градоначальничестве Индинка, ошибаетесь. И при Толоконском в водоохранной зоне Оби рядом с Димитровским мостом вырос гаражный кооператив "Товарищ". Единственное, чего нам удалось добиться, так только того, чтобы площадка кооператива не "расползалась" дальше. В Железнодорожном районе, так же в водоохранной зоне, расположился оптовый рынок. Из девяти отвалов снега пять находятся в водоохранных зонах. Собранная со всего города грязь вместе с тающим снегом сейчас благополучно утекает оттуда в Обь, а ниже, между прочим, находится водозабор НЗХК, от которого питается весь Калининский район.

Наши предложения по наведению порядка в водоохранных зонах, вмешательства арбитражного суда, прокуратуры игнорируются. Экологическая обстановка тем временем ухудшается, поколения деградируют. Здоровый ребенок сегодня - почти музейная редкость. Так будет и дальше, если отцы области и города не пересмотрят свое экологическое и гражданское отношение к водным объектам Новосибирска. (Лариса ВЕРЕМЬЯНИНА)

("Вечерний Новосибирск" 21.4.00) http://www.vn.ru/