Бюллетень Фонда Евразия "Взаимодействие" / зима 99

«Мы не просим льгот, мы требуем справедливых налогов!»

Итоги общественной кампании против ужесточения налогов для некоммерческих организаций

Представьте себе такую ситуацию: некоммерческая организация (например, кризисный центр для женщин) получает грант от благотворительного фонда или пожертвование для того, чтобы поддержать самых нуждающихся. С подопечными успешно работают психолог, консультанты, юрист. И все это, конечно, бесплатно. Никому из нас, работающих в негосударственном некоммерческом секторе, представлять эту картину не надо - так все и происходит в реальной жизни.

А теперь представьте, что приходит налоговый инспектор и требует заплатить следующие налоги. Фонды и жертвователи обязаны будут заплатить налог на добавленную стоимость (НДС) с пожертвования (гранта). Некоммерческие организации - налог на прибыль с полученных средств (гуманитарной и материальной помощи, грантов, пожертвований) и еще НДС с оказанных бесплатных услуг (исходя из их рыночной стоимости, включая труд добровольцев). Подопечные - подоходный налог (частные лица) или налог на прибыль (организации). Что станется с некоммерческой организацией? Закроется!

Ситуация могла стать реальностью уже с 1-го января наступившего года, если бы осуществились планы правительства и Государственной Думы по принятию нового Налогового Кодекса (НК). Летом 1998 г. общая часть НК была принята, а специальная - отправлена на доработку. Согласно первоначальному варианту проекта, все НКО как налогоплательщики приравнивались к коммерческим организациям. Фактически это означало бы «четверное» налогообложение.

Эти планы властей послужили толчком для организации общественной кампании против ужесточения налогов для НКО, начавшейся в сентябре прошлого года под лозунгом «Мы не просим льгот, мы требуем справедливых налогов». Кампанию координирует Центр развития демократии и прав человека в партнерстве с сотнями НКО по всей стране. Стратегия кампании состояла в том, чтобы разработать профессиональные поправки к проекту закона силами лучших экспертов, подать их в Думу и одновременно силами некоммерческих организаций и их подопечных во всех регионах страны активно работать с депутатами Думы от своих округов , пытаясь убедить их проголосовать за эти поправки и защитить общественные интересы.

Очень важно было доказать, что мы добиваемся не "льгот", а признания принципиально иного механизма налогообложения НКО, так как они (в отличие от коммерческих фирм) не создают прибыль и добавленную стоимость, а действуют по затратному принципу, расходуя получаемые целевые средства на решение социальных и других общественно значимых проблем. В ходе кампании мы то и дело сталкивались с дремучим непониманием сути работы НКО и с неприкрытой враждебностью. Вот несколько типичных примеров. 4 января в прямой передаче по "ТВ-Центр" министр труда и социального развития Сергей Калашников (ЛДПР) заявил, что практически все "так называемые" НКО на самом деле - коммерческие организации и что он вообще не понимает смысла слова "неприбыльный". Руководитель Министерства налогов и сборов Георгий Боос утверждает, что "любые послабления" для НКО – это потери для государства и уход от налогов. В частных беседах многие чиновники выражали примерно ту же точку зрения. Когда депутаты и представители правительства говорят о "ненастоящих" НКО, они всегда приводят одни и те же примеры: Национальный фонд спорта, "чернобыльские" и "афганские" организации, т.е. организации, самим же государством поставленные в привилегированное положение. "Для того, чтобы не было злоупотреблений, - говорили мы, - должен быть нормальный контроль за целевым использованием средств и нормальная отчетность. НКО в этом заинтересованы больше, чем кто бы то ни было".

Используя "экономические аргументы", мы говорили с чиновниками и депутатами о последствиях принятия закона или, как они любят выражаться, о «цене вопроса». Основная идеология авторов налоговой реформы заключается в том, чтобы улучшить собираемость налогов и любой ценой наполнить госбюджет. Мы говорили: новые налоги путем ужесточения налогов для НКО собрать не удастся, мало того - государство потеряет то, что сейчас с них имеет в виде налогов с заработной платы. В некоммерческом секторе, по оценкам CAF-Россия, сегодня заняты от 2% до 4% рабочей силы страны, то есть около 2 миллионов человек. Они останутся без работы, им придется выплачивать пособие, - это тоже нагрузка на государственный бюджет. Говорили, что НКО оказывают поддержку огромному количеству людей - до 20 миллионов человек ежегодно. Если НКО закроются, эти миллионы людей останутся без поддержки и помощи. В результате социальная напряженность значительно возрастет. А вот этот аргумент как раз и работал: чиновники боятся протестных акций! Они просили нас: «Не раскачивайте лодку». Когда мы показывали им, что социальная напряженность возрастет, если они примут эти законы, наши аргументы действовали. «Цена вопроса» получалась чересчур высокой.

В течение нескольких месяцев обсуждения налоговых поправок отношение депутатов к нашей позиции постепенно менялось. Они начали понимать, соглашаться и даже нередко говорить нашими цитатами. Тексты поправок стали включаться в законопроект, выносимый на второе чтение. Главный активный союзник и партнер в ходе работы - депутат от «Яблока» Валерий Борщев (поправки вносились от его имени). К сожалению, таких союзников, как Валерий Васильевич, немного: депутатов, которым не надо объяснять, что такое НКО и какую роль в обществе они играют, мы насчитали всего лишь около десяти человек.

Сейчас многие депутаты начали ощущать свою зависимость от избирателей. Мы убеждали, что последствия их решений - крайне негативны, и что НКО СМОГУТ объяснить населению: их депутат проголосовал против их интересов. Принцип нашей кампании заключался в том, что мы обращались к "народным избранникам" индивидуально. Люди писали депутатам своего округа: "Я тебя избирал, но если ты сейчас проголосуешь за этот законопроект, мои интересы пострадают. Эта некоммерческая организация вот уже пять лет помогает мне справляться с моими проблемами. Если она прекратит существование, мне будет плохо. Ты должен защитить меня - своего избирателя".

К кампании присоединилось более тысячи некоммерческих организаций из тридцати пяти регионов России. В общей сложности было направлено более восьми тысяч писем депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации и представителям региональных властей с требованием защитить интересы общественности, не принимать НК в том виде, в каком он прошел первое чтение в Думе, и проголосовать за поправки, разработанные экспертами Центра и внесенные в Думу депутатом Борщевым. Практически в каждом из регионов прошли «круглые столы», встречи с депутатами и представителями местной власти. О кампании и поставленной ее активистами проблеме писали газеты и другие СМИ в регионах и в центре. 10 декабря, в Международный День прав человека, у здания Государственной Думы в Москве прошла публичная акция передачи депутатам писем граждан и НКО.

Кампания вступила в решающий этап. В результате огромного количества поступивших поправок и обращений граждан и организаций рассмотрение Налогового Кодекса отложено на несколько месяцев (а возможно и до 2000 года). Вместо этого в декабре правительство внесло в Думу пакет изменений в действующее законодательство. Правительственные предложения хоть и не столь значительно ухудшают положение НКО, как НК, однако также требуют поправок, что и было сделано вновь депутатом Борщевым при поддержке участников кампании. В конце декабря эти законопроекты прошли первое чтение, а в начале февраля Дума приступила к их второму и третьему чтению. В руках у депутатов есть профессионально составленные поправки, защищающие интересы НКО. Благодаря массовым общенациональным действиям в рамках кампании удалось доказать депутатам, что ужесточение налогообложения некоммерческой деятельности затрагивает интересы всего общества и волнует миллионы избирателей. Теперь наша общая задача - заставить их понять, что общественность наблюдает за тем, какие решения они примут, и что от этого во многом зависит, сколько голосов отдадут за них люди на выборах.

Главные уроки кампании состоят в том, что неправительственные организации показали себя настоящими защитниками общественных интересов: смогли за короткий срок разработать профессиональные поправки к законопроектам, наладить коалиционное взаимодействие в масштабах страны и мобилизовать общественное мнение. Распространенное убеждение в том, что общественная активность в России падает, оказалось неверным. Кампании по защите общественных интересов проводить в России можно и нужно. Нам всем еще необходим опыт и навыки в организации таких кампаний, но главное уже понятно: мы можем успешно защищать себя и общество.

В России накапливается успешный опыт проведения кампаний по защите общественных интересов. В нашей общей копилке - экологические акции, кампания за принятие закона об альтернативной службе, действия против войны в Чечне, кампания за принятие поправок к Уголовно-процессуальному Кодексу, усилия женских организаций по борьбе с насилием в семье, воздействие на Думу по принятию закона о государственной поддержке СМИ и другие. Эта пока еще новая для нашей страны сфера деятельности является важнейшим инструментом воздействия НКО на власть и участия граждан в решении общественно важных вопросов. Это должно стать настоящей основой российской демократии, пока что крайне болезненной, ущербной и нередко опасной для своих же граждан.

Юрий Джибладзе,

президент Центра развития демократии и прав человека