Две трети популяции камчатского медведя было уничтожено за последние 20 лет в результате варварской охоты

Две трети популяции камчатского медведя было уничтожено за последние 20 лет в результате варварской охоты, сообщил сотрудник Кроноцкого государственного заповедника Виталий Николаенко на пресс-конференции, организованной Гринписом России.

Сейчас на полуострове насчитывается всего около 10 тыс. медведей. При этом ежегодно отстреливается примерно 1 тыс., то есть 10 процентов всей популяции. Для сравнения, в США законодательством разрешено уничтожение животных в пределах 2 процентов - за этим пределом, считают ученые, возникает угроза уничтожения вида.

До сих пор на Камчатке не было случая, чтобы кто-нибудь понес предусмотренную законом уголовную ответственность за браконьерство. Тем не менее промысловая охота на бурого медведя ведется очень энергично. Медвежья желчь с Камчатки буквально наводнила фармацевтический рынок Юго-Восточной Азии, где ее активно используют для приготовления лекарственных препаратов. Управление охотничьего хозяйства, главную обязанность которого составляет контроль за отстрелом и ловлей животных, браконьерами почти не занимается, лишь изредка собирая самые скромные штрафы.

Наибольший ущерб, по мнению специалистов, наносит не браконьерская, а трофейная, спортивная охота. "Русское сафари", привлекающее охотников со всего мира, славится хорошим "сервисом" - здесь все, вплоть до прямых нарушений закона, сделают для того, чтобы охотник не вернулся домой без трофея. Охота с применением технических средств российским законодательством запрещена. Однако рекламирует охоту с использованием вертолетов для выслеживания и отстрела зверя даже Управление охотничьего хозяйства, которое занимается выдачей лицензий. Систематические нарушения правил охоты Управление оправдывает валютными вложениями в местный бюджет. В действительности заработанные на трофейной охоте деньги расходуются в основном на содержание и приобретение техники - вертолетов, снегокатов и т.д. Но и дойди они до бюджета, едва ли это могло бы компенсировать уничтожение элитного состава популяции. Иностранному охотнику на Камчатке разрешено выбирать медведя и убивать нескольких за сезон. Не запрещена и берложная охота, во время которой убивают медведицу с медвежатами - лицензии на "лишние трофеи" в Управлении охотничьего хозяйства можно оформить задним числом.

Понятно, что бедствующая Камчатка далека от культивирования природоохранных идей. Но если ситуация в ближайшее время не изменится, камчатского бурого медведя можно будет увидеть только в лучших зоопарках мира.

Контактный телефон: (095) 257-41-16 (Гринпис России).

(Бюллетень АСИ №10 10-16 марта 2000 г.)