Педагоги-экологи - объединяйтесь...

Как мы уже сообщали, с 14 по 21 февраля на базе санатория "Лазурный" в Новосибирске были проведены 2 семинара на тему "Использование интерактивных методов в экологическом образовании." Семинар проводился Межрегиональным общественным экологическим фондом ИСАР-Сибирь при поддержке Института Устойчивых Сообществ и Агентства США по международному развитию.

Данный семинар предлагал программу, способствующую активному обмену опытом, налаживанию контактов между учителями, представителями государственных и общественных организаций, а также направленную на вовлечение педагогов в общественное экологическое движение. Участники семинара были разделены на две группы и работали по три дня. В перерыве между работой в группах был организован круглый стол для обсуждения проблем экологического образования и организации эколого-воспитательной работы среди детей, юношества и взрослых а также для обмена опытом и для налаживания контактов.

В семинаре участвовали педагоги школ и учреждений дополнительного образования, представители общественных организаций из 12 регионов Сибири, а также из Тюмени и Читинской области.

В рамках семинара был проведен тренинг "Как организовать общественную деятельность, спланировать программу и получить деньги на ее реализацию".

Семинары с подобной программой уже проводились в ноябре 1999 года в Новосибирске и Барнауле и получили высокую оценку участников, многие из которых распространили новый опыт в своих регионах и рассказали о своих успехах. На семинар в "Лазурном" участники предыдущих семинаров были уже приглашены в качестве тренеров.

Как считает одна из участниц прошлого семинара, Светлана Копейкина, учитель экологии средней школы номер 13 города Бердска, в первом семинаре был для них эффект новизны, и сейчас уже она может поделиться опытом, после введения в свои занятия тех методов, которые были им представлены. По словам Светланы, интерактивные игры заражают детей энтузиазмом, радостью общения с природой. Особенно в младшем и среднем подростковом возрасте, когда у детей еще природные объекты воспринимаются как субъекты, интенсивность отношения к природе высока, познавательный интерес широкий, развито практическое взаимодействие с природой, возрастает исследовательская активность, появляется умение мыслить масштабно. На основе интерактивных игр, предложенных на семинаре, можно создать игры, адаптированные к предметам и изучаемым темам.

Еще один из бывших участников, а ныне тренер Роман Опарин, представитель Горноалтайского университета, считает, что подобные семинары позволяют перестроить свою педагогическую деятельность так, что на первое место выходит общение ребенка с природой.

Участники говорят, что эти семинары воодушевляют учителей и всех работающих в экологическом образовании, и им сразу хочется что-то делать, хочется работать. Так Сергей Шаляпин, преподаватель из Томска уже давно вводит игровые методы с детьми и очень успешно. Игра - это само по себе уже интерактивный метод обучения. Если сперва игру можно использовать для развития познавательных ощущений, то потом - это уже способ заинтересовать ребенка.

В помощь педагогам к семинару выпущены и распространяются сборники по экологическому образованию "Играя, обучаемся", в которых представлены работы Джозефа Корнелла, американского эколога и педагога, на разработках которого во многом и основано применение интерактивных методов в экологическом образовании.

Ольга Куприянова, Информационная служба Экоклуба НГУ