Открытое письмо "Движения за ядерную безопасность" Президенту

России по поводу инициативы депутатов Госдумы, выдвинувших "ядерную" поправку в Закон "Об охране окружающей природной среды"

Дорогой Борис Николаевич!

Как нам стало известно, группа депутатов обратилась к Правительству с предложением о "ядерной" поправке к Закону "Об охране окружающей природной среды". Правительство (Булгак) дало ей ход. Суть этой поправки сводится к тому, чтобы сделать легальным процесс превращения России во всемирный ядерный могильник. Эта "ядерная" поправка возводит в закон радиационный геноцид нации. Нам это известно не понаслышке. Жители Урала стали жертвами государственного ядерного геноцида, организованного коммунистической элитой СССР. Преступность действий заключалась еще и в том, что за 50 лет деятельности ядерного комплекса создана мощная система спецслужб и спецподразделений с особыми функциями сокрытия информации. Засекречены данные об ущербе, нанесенном окружающей среде, об экономическом ущербе, а также об ущербе здоровью и генофонду человеческой популяции. Миллионы гражданского населения остались без адекватной медицинской и социальной поддержки и обречены на бесконечные болезни, уродства и вымирание в результате того, что в созданном спецуправлении Минздрава политику формировали советские доктора с академическими титулами, но идеологией фашиста Менгеле. Очевидной целью 3 Главка Минздрава стало сокрытие последствий влияния радиационного воздействия на здоровье гражданского населения. Только в 90-годы общественности и Верховному Совету России удалось раскрыть правду о ситуации и добиться внимания государства. Но и тут Минатом ушел от ответственности. Весь груз социальных и экологических расходов лег на государственный бюджет, т.е. на плечи налогоплательщиков, в числе которых и сами пострадавшие люди. Началось формирование множества Государственных программ - Чернобыльская, Уральская, Алтайская, программа обращения с радиоактивными отходами и т.д. По нашему мнению, финансирование этих программ должно осуществляться за счет загрязнителя, т.е., Минатома, и включаться в себестоимость товаров и услуг, с которыми Минатом рвется на мировой рынок. Только так можно сформировать объективную стоимость и предотвратить международные контракты, заключенные в ущерб государству, но с выгодой ведомству. Радиационное загрязнение окружающей среды - это следствие технических и политических ошибок атомного ведомства. Государство имеет право взыскать с виновника. Государство могло бы это сделать, если бы было исключено совмещение поста министра с постом главы ведомства. Пост министра мог бы занять независимый эксперт, способный защитить интересы государства от посягательств ведомства. Инициатива об изменении Закона - это типичная законодательная уступка интересам ядерной финансово-промышленной корпорации. Известно, что Минатом готов будет выйти на предстоящую предвыборную кампанию с капиталом в 650 млн. долларов. В соответствии со случившимся, мы имеем право предположить, что действия депутатов продиктованы личной заинтересованностью, а не стремлением защиты интересов сотен тысяч избирателей. Видимо, теперь можно эти действия квалифицировать уже не в соответствии с негласным моральным кодексом депутата, а в соответствии с гражданско-правовым и уголовно-правовым кодексом. Депутаты поддались на сомнительные заверения Минатома о возможной прибыли. Но следовало бы знать, что по предварительной и неполной оценке ущерб Челябинской области составил 9 млрд. долларов, а перечисления в бюджет области, по сообщению пресс-службы ПО "Маяк", составили 20 млн. долларов за 7 лет с 1992 года, в среднем по 3 млн. в год. Если мы 9 млрд. разделим на 3 млн., то станет очевидным, что потребуется 3 тысячи лет для компенсации уже нанесенного ущерба. Но это при условии, что наработка и сброс радиоактивных отходов прекратятся сегодня же! Какими сроками и кто будет оперировать при возмещении ущерба от переработки предлагаемых 10 000 тонн зарубежного облученного топлива? Сколько будет стоить России хранение еще 100 тонн плутония, выделенного из этого топлива, 450 тысяч кубометров ВАО (высокоактивных отходов), 1,5 млн. кубометров САО (среднеактивных отходов) и 20 млн. кубометров низкоактивных отходов? Следует также осознать, что радиационно загрязненные регионы становятся более "затратными". В радиационно-загрязненных регионах дорожает социальное и медицинское обеспечение, ведение сельского хозяйства, таможенный контроль, мониторинг окружающей среды и продуктов питания, обеспечение безопасности населения. Люди не вырабатывают свой ресурс, умирая в работоспособном возрасте. Регионы приходят в упадок, переходят в разряд "неперспективных", инвесторы не вкладывают сюда свои капиталы. Господин Президент! Поскольку инициатива о предоставлении территории России для хранения и захоронения зарубежных радиоактивных отходов и облученного топлива нарушает конституционные гарантии прав граждан России на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду и право наших потомков на благосостояние и безопасность, мы настаиваем на снятии этой инициативы, а в ином случае - на объявлении всероссийского референдума по "ядерной" поправке в Закон "Об охране окружающей природной среды".

Председатель Движения,
Сопредседатель комитета по радиационной безопасности
Высшего Экологического Совета
Комитета по Экологии ГД РФ
Наталия Миронова
февраля 1999 года