Недавно состоялся круглый стол на тему "Экологическая журналистика в условиях глобализации"

СМИ теряют интерес к вопросам охраны окружающей среды, - такую тенденцию зафиксировали участники круглого стола на тему "Экологическая журналистика в условиях глобализации", прошедшего в рамках ежегодной научно-практической конференции "Журналистика в 1999 году".

Как специализированные экологические, так и "широкопрофильные" СМИ, работающие с природоохранной тематикой, сегодня сталкиваются с проблемой достоверности информации. Большинство крупных компаний в России, ориентируясь на многочисленные западные примеры, ввели в практику систему манипулирования экологической информацией. Для определения деятельности такого рода Гринпис ввел определение "Green Wash", удачно переведенное российским Социально-экологическим союзом как "зеленый камуфляж". Тактика "зеленого камуфляжа" позволяет PR-службам компаний, не вступая в противоречия с законом о средствах массовой информации, делать прессу инструментом формирования позитивного экологического имиджа. Сообщение неполной информации, финансирование малосодержательных, но шумных экологических акций, дискредитация зеленых движений Ъ возможности "зеленого камуфляжа" были в полном объеме реализованы в ходе строительства нефтепроводной системы "Каспийский трубопроводный консорциум". Достаточно лояльное отношение общественного мнения к этому проекту на фоне его нынешней экологической безнадежности показывает эффективность принципа подсовывания нужных сведений СМИ. Кстати, и знак "Свободно от хлора", по мнению специалистов Социально-экологического союза, да и все другие подобные акции, вполне могут использоваться компаниями, как "зеленый камуфляж". За примерами далеко ходить не надо. Фирма "Мобил", всемирно известный производитель моторных масел, указывает на пластиковых канистрах, что они сделаны из целиком разлагающихся полимеров. Исследования экологов показали, что разлагающихся веществ в таких канистрах содержится не более 1 процента.

Экологи привели и другие примеры нечистоплотной деятельности крупных корпораций. Фирма "Шеврон", поддерживая дальневосточные заповедники и выделяя для их содержания некоторые средства, строили на территории этих же заповедников собственные предприятия, наносящие огромный вред окружающей среде.

Как считают "зеленые", профессиональная информационная поддержка экологических организаций должна позволить экологической прессе различить за маркетинговыми мероприятиями действительный подход к проблеме перестройки производственных механизмов в соответствии с экологическими требованиями.

Контактный телефон: (095) 124-79-34 (Центр координации и информации Социально-экологического союза)

(Агенство Социальной Информации № 3 21-27.1.00)