Незаконные вырубки леса cкоро сделают Новгородскую область безлесной

По сравнению с практически "лысой" Европой Новгородчина - сплошная тайга. Более 64% территории области занимают леса с преобладанием лиственных пород. Запасы древесины составляют 577 млн. кубометров, из них спелой - 220 млн. кубов, в том числе хвойных (пользующихся наибольшим спросом) пород - 64 млн.

Лес - главное богатство Новгородчины, но разворовывается он нещадно. Если в 1998 г. было зафиксировано 429 случаев незаконной вырубки (на 18,1 тыс. кубометров), то в прошлом году браконьеров ловили с поличным более 1200 раз, а объем незаконных порубок составил уже 53 тыс. кубометров. Общий материальный ущерб от таких порубок возрос с 1 млн. 96 тыс. руб. в 1998 г. до 5 млн. 181 тыс. руб. в 1999 г., то есть вырос в 4,7 раза. И продолжает расти. Сообщения о лесном браконьерстве появляются в милицейских сводках с завидной регулярностью. Любопытно, что в тот же день, когда местная Общественная палата с энтузиазмом обсуждала животрепещущий вопрос "Как нам спасти новгородские леса?", УВД области установило своеобразный рекорд, зарегистрировав за одни сутки восемь незаконных порубок леса. Причем в двух случаях лес рубили лесники, в другом - госинспектор лесоохраны.

Браконьеров не пугают ни штрафы, ни уголовные дела. Штрафы окупаются прибыльным бизнесом (средняя цена реализации кубометра хвойного пиловочника на рынке примерно в два раза выше, чем штрафные санкции), а приговоры судов, как правило, слишком гуманны. И неудивительно, что уже начали вырубать Валдайский национальный парк - некий гражданин срубил там 74 дерева.

Понятно, что если дело будет и дальше двигаться такими темпами, леса в регионе скоро не будет. Лесники, правда, утешают себя тем, что расчетная лесосека используется только на 41%, ее вполне можно увеличить в несколько раз. При этом, как правило, замалчивается, что вырубается как раз лес, находящийся близ дорог, что зубцы мотопил касаются в первую очередь деревьев хвойных пород, а о восстановлении лесофонда давно уже забыли, так как денег на такие работы все равно нет.

Конечно, не каждый решится нарушать закон. Но делать хорошие деньги на лесе можно без проблем, даже оставаясь совершенно законопослушным гражданином. В области действует положение, согласно которому пенсионеры сельской местности, различные "погорельцы" и "строители" могут получить в местных администрациях справку на бесплатную заготовку леса. 50 кубов - на ремонт и 100 кубов - на строительство. Называется все это "мелким отпуском" для населения. За год таким образом в прошлом году было вырублено, по признанию Николая Чистякова, более 400 тыс. кубометров леса, что эквивалентно 163 железнодорожным эшелонам. При этом должного учета таких справок нет - контроль за использованием леса по назначению не ведется. Если бы люди действительно строили дома или ремонтировали их, более половины сельчан сегодня жили бы в новых домах.

По данным Новгородской таможни, поставки древесины за рубеж - 28% от всего объема экспорта (по товарообороту) - составили за 11 месяцев прошлого года 65,8 млн. долл. Главный покупатель - Финляндия (42%). Далее идут Австрия и США (по 11%) и Германия (8%). Основной экспортер - ЗАО "Новгородские лесопромышленники", поставляющее за рубеж около миллиона кубометров древесины. Далее идут более мелкие фирмы, которые в основном занимаются скупкой леса у населения и его дальнейшей перепродажей. Сегодня лес в области рубит-валит 1051 предприятие. Профессионалов по лесозаготовке среди них - кот наплакал.

И если "Новгородские лесопромышленники" торгуют лесом по индикативным ценам, рекомендованным госкомиссией, остальные предпочитают продавать древесину по демпинговым ценам, получая маржу "черным налом". Но самое страшное - не это. Профессор Георгий Морозов в свое время утверждал, что "рубка леса и его возобновление - синонимы". Сегодня это правило не по силам мелким фирмам, предпочитающим рубить лес у обочины.

А лесопромышленный комплекс уничтожили с распадом Советского Союза. Это вполне понятно - он не вписывался в рынок. Зато браконьеры и лесные пираты в этот рынок вписались.

(Независимая газета 3.2.00)