Система лесных исправительно-трудовых учреждений как фактор исчезновения лесов России

Основные факторы разрушения лесов России - лесозаготовки, лесные пожары, освоение территории для целей промышленности и под застройку, загрязнение атмосферы. Одним из наиболее хорошо сохранившихся осколков Архипелага ГУЛАГ является система лесных исправительно-трудовых учреждений. Его организации находятся в Архангельской, Кировской, Пермской, Свердловской области, республике Коми, Кемеровской области, Красноярском крае и Иркутской области. Число клиентов этой системы можно оценить около 200 000, с мощной тенденцией к росту. При регулярно появляющихся фактах вопиющего нарушения прав человека в этих заведениях, сложно предполагать сколь-нибудь трогательную заботу об охране природы в процессе их основной производственной деятельности.

Принятый летом 1993 г Закон об учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы открывает столь широкие рыночные перспективы, что представляется вполне реальной превращение лесных зон в образцовые уголовные производственные предприятия с широчайшими экспортными и финансовыми возможностями, при минимальном контроле со стороны любопытных извне. Контрабанда леса устойчиво входит в первую пятерку по популярности (нефть, химикаты, цветные металлы, лес). В 1993 г было выловлено около 150 000 куб м контрабандного леса.

Экологические последствия строительства ГЭС на реках Сибири хорошо известны по таким прототипам, как Братская, Усть-Илимская, Красноярская, Саяно-Шушенская ГЭС. При сооружении Богучанской ГЭС впервые предполагалось провести полную очистку ложа водохранилища от затапливаемого леса. С этой целью в Кежемский район Красноярского края была введена система лесных лагерей организации К-100. Социальные результаты этой "заботы о природе" были столь сокрушительны, что вызвали буквально восстание начальника одного из отделений подполковника Мельникова. Не в силах наблюдать то, что он и его "подчиненнные" делали с природой и в первую очередь с лесом, каковы были социальные последствия введения К-100, он выступил против этой организации. Результаты были классическими. Подполковник был уволен. В связи с неопределенностью планов строительства ГЭС, К-100 начала было потихоньку сворачивать свою деятельность, тем более, что сняв сливки с лесов в зоне затопления, и бросив все остальное, она давно уже успешно сводит леса на берегах планируемого водохранилища, которым вроде бы никакое затопление не угрожает. В случае принятия решения о выделении кредита можно ожидать нового всплеска "природоохранной" активности клиентов К-100.

( Бюллетень Агенства Социальной информации, 18.2.00)