Последствия запусков ракет с Байконура для районов Алтайского края

Над территорией Третьяковского района Алтайского края с начала эксплуатации космодрома Байконур (1957 г.) пролегает трасса вывода в космос объектов различного назначения. О том, какие "приветы" прилетают третьяковцам из космоса и как это пагубно отражается на их здоровье, состоянии окружающей среды, журналисты писали неоднократно. Жители Третьяковского района требуют компенсаций за последствия многолетней ракетно-космической деятельности главного космодрома СССР.

8 января 1996 года главой краевой администрации в нарушение правовых норм, без учета интересов населения, проживающего в местах подлета и падения отделяющихся частей ракет-носителей, заключен с Российским космическим агентством (РКА) договор об отводе части территории Третьяковского района под ракетно-космический полигон. Допущены грубейшие нарушения федеральных Законов "Об охране окружающей природной среды" (ст.11, гарантирующей право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью) и "Об экологической экспертизе" (ст.3, предусматривающей обязательное проведение Государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации вида деятельности).

Постановлением правительства РФ № 636 от 21 июня 1996 года "О порядке и условиях периодического использования районов падения отделяющихся частей ракет" определены порядок возмещения материального и экологического ущерба, возникающего в результате падения отделяющихся частей, и параметры информирования органов местного самоуправления о такой деятельности. В соответствии с этим постановлением порядок компенсации населению, проживающему под трассой пуска, в Казахстане действует очень эффективно. Постановление, кстати, предполагает эпизодическое, один-два раза в год использование субъекта территории Федерации и с обязательным учетом его интересов. Территория же Третьяковского района используется десятилетиями не просто интенсивно, а с нагрузкой, не имеющей аналога ни в России, ни за ее пределами. Вопреки здравому смыслу и это не было взято во внимание при заключении договора.

Постановлением главы администрации края второй раз за год выделены средства населению Плосковского и Новоалейского сельсоветов в размере 18 рублей на человека за коммерческий пуск. Надо ли объяснять, насколько это несоразмерно с физическим, экологическим и моральным ущербом, нанесенным жителям района? 22 коммерческих пуска планировалось на 1999 год. Руководителю РКА Ю.Н.Коптеву удалось добиться от партнеров полной отмены квот для России на пуски в дальнейшем. Куда же отнести пуски 55 "Союзов" и 18 "Протонов", что пойдут через Третьяки на комплектование новой международной космической станции, которая собственностью России не является? А пуски в интересах науки, Министерства обороны, народного хозяйства?

В США, да и других странах населенные пункты, прилегающие к районам падения, не принимают на постоянное жительство новых людей. Слишком дорого обходится государству их содержание, ведь две трети в структуре затрат идет на финансирование зоны экологического риска. А в России те же американцы стоят в очереди на пуски с Байконура по той причине, что никто не требует с них никаких выплат ни за утраченное здоровье, ни за нарушенные экосистемы.

Десятилетиями главная трасса вывода объектов в космос проходила непосредственно на границе с Казахстаном, затрагия лишь села Плосковского и Новоалейского сельсоветов (в безветреную погоду). После известной аварии "Протона" в июле 1999 года с 31 августа трасса от границы смещена влево и пролегает уже через весь Третьяковский район.

Жители района обратились к руководителям края с требованиями о:

1.О немедленном опубликовании в средствах массовой информации текстов договоров, заключенных с РКА и РВСН (Ракетными войсками стратегического назначения) в части, касающейся сроков действия, порядка и условий выплаты компенсаций, а также списка должностных лиц, подготовивших договоры к подписанию, давших согласие на отвод земель Третьяковского района под ракетно-космический полигон, и лиц, проводивших правовую экспертизу заключенных договоров.

2. Немедленной организации обязательного полного государственного страхования жизни и здоровья, природного комплекса (среды обитания), производства всех форм собственности, включая и личное подсобное хозяйство.

3. Организации токсикологического контроля продуктов питания и кормов для животных, химического мониторинга местности.

4. Выделения с 2000 года средств в размере 10 процентов стоимости пуска в случае вывода объекта в космос через Третьяки (средства, учитывая удаленность почти на 500 километров от краевого центра, высокую стоимость проезда и лечения, нужны на материальное укрепление районной больницы и фельдшерско-акушерских пунктов пострадавших территорий, реабилитацию населения, возмещение ему материального ущерба за утраченное здоровье, компенсацию морального ущерба; на развитие образования, культуры; спортивно-оздоровительную работу).

5. Принятия главой краевой администрации специального постановления о выделении средств для полного погашения задолженности по детским пособиям, зарплаты работникам бюджетной сферы и другим выплатам населению Третьяковского района. Постановление должно предусматривать меры, не допускающие впредь образования какой-либо задолженности по выплатам населению, проживающему в зоне экологического риска.

6. Учитывая возможные отдаленные последствия негативного воздействия компонентов ракетного топлива на организм человека, недостаточную изученность проблемы, требуем с 2000 года внести все население Третьяковского района в информационный компьютерный банк с тем, чтобы последующие поколения в случае необходимости могли определить степень вины государства в случившемся.

("Экология и права человека" Сообщение ECO-HR.6, 12 января 2000 г)