Обе воюющие стороны в Чечне приближают экологическую катастрофу.

Росинформцентр распространил официальную информацию Министерства обороны о "нефтяном болоте" площадью до тридцати километров, которое угрожает поглотить столицу Чечни Грозный. В документе говорится, что процесс образования этого "болота" длится почти девять лет и является результатом деятельности около 15 тысяч "самопальных" заводов, которые гнали низкокачественные бензин и керосин.Как подсчитали в МО РФ, если не принять срочных мер, то в ближайшие два года земля в столице республики и вокруг нее превратится в непригодную для жизни зону.

Однако чеченские "зеленые" считают, что главная угроза экологической катастрофы исходит от Москвы. Уже сейчас существует реальная опасность отравления окружающей среды вследствие утечки ядохимикатов с разрушенных или заброшенных складов и химпредприятий. Точных замеров никто не ведет - республике сейчас не до этого, а международные экологические организации отказываются ехать в Чечню. От председателя Кавказского экологического совета Рамзана Гойтемирова "МН" известно лишь, что в результате ракетно-бомбовых ударов федеральных сил повреждена часть сооружений главного водозабора Грозного. В том числе складские помещения, где хранились ядохимикаты, включая тетрахлор. По токсичности он сравним с химическим оружием. Как утверждают специалисты Кавказского экологического совета, часть тетрахлора уже попала в реку Сунжа, впадающую в Терек, который несет свои воды в Каспийское море.

Авиаудары по Грозному привели также к частичному повреждению емкостей, содержащих 600 тонн высококонцентрированной серной кислоты. Они находились на территории бездействующего и неохраняемого нефтехимзавода имени Анисимова. По данным Гойтемирова, часть кислоты расплылась по заводской территории и может попасть в Сунжу, а затем в Каспийское море, где обитает до 90 процентов мирового запаса осетровых рыб. Так что угрозы террористов Басаева и Радуева использовать химическое оружие, похоже, приобретают характер самосбывающегося прогноза.

Управление экологической безопасности МО РФ отрицает информацию о загрязнении Каспия. Как полагают в российском отделении Гринпис, возможно, это делается не по злому умыслу, а потому, что в зимнее время срок прохождения ядохимикатов от места выброса до моря может составлять от двух до пяти месяцев. И Гринпис, и военные считают также, что ответственность за утечку ядохимикатов несут не только федеральные силы, но и местные власти. Еще с советских времен в республике хранились десятки тонн ядохимикатов, содержащих вещество 24-D, "богатое" диоксинами. То самое, которое американцы распыляли во время войны во Вьетнаме. В СССР оно использовалось для уничтожения вредных насекомых, но после вьетнамской войны было запрещено. Однако склады, загруженные 24-D "под завязку", остались. Их безопасностью и охраной никто сегодня не занимается, а потому есть большая вероятность тотального отравления воды и почвы этим ядом.

Еще одну опасность представляют радиоактивные отходы. Известны места их хранения - химзавод в столице республики, спецкомбинат "Радон" и могильник возле селения Чири-юрт. Самый большой склад радиоактивных отходов находится на комбинате "Радон", расположенном на Терском хребте (8 -10 километров от Грозного), где сегодня проходит линия фронта. Вблизи ядерного могильника и химзавода тоже наносятся бомбовые удары. После одной из бомбежек, как утверждает Рамзан Гойтемиров, на химзаводе произошла частичная разгерметизация хранилища, что привело к гибели двух человек. Если бы нечто подобное произошло на комбинате "Радон", то, по расчетам сотрудников Гринпис, мощность радиации составила бы здесь около одного процента чернобыльского выброса. Это беда, пострадать от которой может не только Черноморско-Каспийский регион.

Понятно, что федеральная авиация старается не трогать опасные объекты. По этой причине здесь укрываются боевики, полагающие, очевидно, что в их жизни радиация - меньшее из зол. Как сообщили корреспонденту "МН" в Минобороны, по данным российской разведки, на территории спецкомбината "Радон", часть которой находится уже в тылу федеральных войск, прячутся отряды Шамиля Басаева. А отряды скандально известного иорданца Хаттаба местом своей дислокации избрали могильники возле селения Чири-юрт.

Итак, у обеих сторон конфликта накопились данные, свидетельствующие о том, что война в Чечне может перерасти в экологическую катастрофу. Правда, выход из ситуации стороны видят по-разному. Как стало известно "МН", МО РФ изучает возможность объявить Чечню зоной экологического бедствия и ввести здесь экологическое ЧП. Однако от конкретных шагов в этом направлении Минобороны сдерживает то, что в этом случае Чечню придется открыть для международнойэкспертизы.

Тем временем Рамзан Гойтемиров шлет обращения в ООН и президенту США, надеясь привлечь к проблеме внимание мирового сообщества. Однако вряд ли его голос будет услышан, пока гремят пушки.

Владимир Емельяненко.

("Московские новости",№46)