ОБЩЕСТВЕННАЯ КАМПАНИЯ ПРОТИВ УЖЕСТОЧЕНИЯ НАЛОГОВ ДЛЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Продолжение публикации материалов пресс-пакета, подготовленных к круглому столу и пресс-конференции .


ВНИМАНИЕ:

Просим распространить это и дальнейшие сообщения в электронном и печатном виде среди ваших коллег и партнеров, организаций, входящих в ваши списки рассылки и ваши межрегиональные сети, среди организаций в вашем городе, не имеющих доступа к электронной почте, и среди ваших сотрудников, добровольцев и подопечных. Копирование и распространение в любом виде, пересылка в конференции, электронные листы и форумы, вывешивание на Веб-сайтах и т.п. будет принято с большой благодарностью.


Материалы к докладу
"Некоммерческие негосударственные организации как фактор национальной безопасности России "

 

"Налогообложение некоммерческих организаций согласно проекту нового Налогового кодекса - угроза национальной безопасности России "

Аннотация

Благотворительность является исторической российской традицией. Некоммерческие негосударственные организации (НКО), начиная с конца 1980 гг., стали играть значительную роль в решении общественно важных проблем России, в первую очередь в социальной сфере. С каждым годом их роль возрастает, особенно на фоне уменьшающейся роли и эффективности государства и сворачивания государственных социальных программ. Сегодня более 60 тысяч НКО оказывают социальную помощь и поддержку около 20 миллионам человек. Привлекая значительные внебюджетные средства для решения важнейших социальных проблем, НКО стали существенным фактором обеспечения национальной безопасности страны. Не менее 85% средств НКО представляют собой целевые поступления в виде пожертвований, спонсорских средств, грантов и т.д. НКО существуют не для извлечения прибыли, а для решения общественно значимых задач. Учредители НКО не имеют право распределять полученные средства между собой; они целиком направляются на уставные цели - оказание безвозмездных и льготных услуг и работ. В развитых странах НКО играют значительную роль в экономике, при этом при их налогообложении применяется особый механизм, учитывающий их неприбыльный характер и социальную значимость. Существующее в России налоговое законодательство не предусматривает системного подхода к налогообложению НКО и создает множество трудностей как для самих организаций, так и для жертвователей, не поддерживая НКО и не способствуя развитию отечественной филантропии. Предлагаемые изменения в налоговом законодательстве не только не решают имеющиеся проблемы, но значительно ухудшат ситуацию в случае принятия обсуждаемого в Государственной Думе проекта Специальной части Налогового кодекса. Согласно этим законопроектам, некоммерческие организации приравнены по налоговому статусу к коммерческим, и налогами будут облагаться как благотворительные поступления в их бюджет, так и оказываемые ими бесплатные услуги, оцениваемые по рыночной стоимости. Следствием этого станет закрытие подавляющего большинства НКО, перенос бремени оказания социальной помощи 20 миллионам человек-подопечных НКО на плечи государства и в результате этого - значительный рост прямых расходов госбюджета (не менее 300 миллионов долларов), резкий рост безработицы за счет потери рабочих мест примерно 2 миллионами работников НКО, прекращение поступлений в бюджет налогов, уплачиваемых НКО сегодня (подоходный налог, выплаты с фонда оплаты труда и др.) и значительный рост социальной напряженности.

Некоммерческие организации и их роль в российском обществе Каждый день сотрудники и активисты общественных приемных по правам человека в десятках городов России ведут прием сотен людей, многие из которых давно отчаялись получить где-либо помощь. Специалисты и волонтеры приемных вникают в их тяжелые проблемы, отвечают на непростые вопросы, находят необходимую правовую информацию, пишут письма и запросы в различные государственные органы, защищая права и интересы людей, приходящих к ним как к последней инстанции. Как и сотни тысяч сотрудников и добровольцев других некоммерческих организаций (НКО) по всей России, эти люди посвящают себя служению обществу. Сфера деятельности НКО сегодня необычайно широка - от оказания услуг и прямой помощи социально уязвимым группам населения, развития образования, науки и культуры, спасения природы, охраны здоровья населения, сохранения исторического и духовного наследия страны до защиты пострадавших от нарушения прав человека, разрешения межнациональных конфликтов, развития международных обменов, законотворческой деятельности, правового просвещения, трудоустройства и переквалификации потерявших работу, психологической помощи и многого другого. Все эти многочисленные виды деятельности НКО можно объединить одним понятием - решение насущных нужд общества. Начиная с конца 1980-х гг., роль НКО в жизни российского общества становится с каждым годом все более важной. Во многих сферах жизни некоммерческий сектор выступает равноправным партнером государства, нередко и заменяет государство собой, делая свою работу более качественно, эффективно и расходуя при этом меньше ресурсов. По оценкам Центра развития демократии и прав человека (ЦРДПЧ), количество людей, которых обслуживают российские НКО, составляет от 6 до 30 миллионов человек ежегодно.

1. Сегодня можно с уверенностью сказать, что некоммерческие негосударственные организации стали в России одним из ключевых факторов обеспечения национальной безопасности страны, решая важнейшие общественно значимые вопросы и делая это в условиях, с одной стороны, положительного процесса уменьшения роли государства и, с другой - к сожалению, снижения его эффективности.

Сегодня в России насчитывается 60 тысяч некоммерческих организаций, не считая религиозные организации, профсоюзы, партии и потребительские кооперативы. Ежегодно в среднем 20 миллионов человек (расчеты Центра развития демократии и прав человека на основании данный исследований ведущей российской организации по исследованиям и развитию некоммерческого сектора "Консультации для ассоциаций и фондов" [КАФ]), в том числе инвалиды, ветераны, многодетные семьи, дети с нарушением развития и различными тяжелыми заболеваниями, больные наркоманией, алкоголизмом, диабетом, носители ВИЧ-инфекции, бездомные и другие уязвимые категории населения пользуются услугами некоммерческих организаций. По расчетам КАФ, в некоммерческом секторе России задействовано и получает заработную плату от двух до четырех процентов работающего населения России, что превышает 2 миллиона человек.

История развития российского некоммерческого сектора имеет глубокие корни. Она тесно связана с историей развития российской и европейской благотворительности и насчитывает несколько столетий. К началу ХХ века в России насчитывалось до 11 тысяч благотворительных организаций, деятельность которых была направлена на поддержку малообеспеченных слоев населения и образование. По действующему российскому законодательству некоммерческой организацией считается организация, деятельность которой направлена не на извлечение прибыли, а на решение социально значимых вопросов путем привлечения и целевого использования ресурсов, в том числе благотворительных пожертвований. Средства, полученные некоммерческой организацией, не могут быть разделены между учредителями или членами этой организации, а используются на уставные цели в соответствии с целями, на которые они были получены.

Мировой опыт показывает, что развитие экономики и социального сектора напрямую связано с уровнем развития некоммерческих организаций. Так, ряд исследований зарубежных экономистов, в том числе двадцатилетнее социологическое исследование на севере и юге Италии, показали, что верной приметой будущего успешного экономического развития является наличие в регионе сильных некоммерческих организаций

На сегодняшний день доля некоммерческого сектора в экономике зарубежных стран, в том числе стран бывшего социалистического лагеря, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии достигает 5-7 процентов и в нем задействовано до 7-8 процентов работающего населения страны. А в отдельных странах, например в Швеции, доля некоммерческого сектора в экономике страны достигает 15 процентов. Во всех странах НКО являются ведущими партнерами правительств в реализации социальных программ в обществе. В большинстве случаев работа НКО в социальной сфере оказывается более эффективной, чем работа коммерческих или государственных структур. Это вызвано, во- первых, тем, что многие сотрудники НКО работают на безвозмездной основе и это существенно сокращает расходы. Во-вторых, часто сотрудники и добровольные помощники НКО - это специалисты высокого класса. Например, по данным КАФ, восемь человек из десяти работающих в некоммерческих организациях России имеют высшее образование. В- третьих, некоммерческие организации находятся ближе к реальным проблемам людей и лучше знают потребности общества. Многие из сотрудников и добровольцев пришли в НКО потому, что сами столкнулись с той или иной проблемой и знают ее изнутри. Наконец, некоммерческие организации привлекают значительные внебюджетные ресурсы в социальную сферу в виде благотворительных пожертвований, что существенно снижает нагрузку на государственный бюджет. Все эти факторы приобретают особенное значение для России, так как в последние годы происходит сокращение бюджетного финансирования на социальные программы в стране. В этих условиях исследования экспертов указывают на развитие партнерских отношений между исполнительной властью в регионах и НКО. Так, например, в Архангельской области, которая в 1996 году получила лишь 30% запланированных по федеральному бюджету средств, местная администрация активно привлекает некоммерческие организации к реализации таких программ, как обеспечение жильем ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС и тех, кто выезжает с крайнего севера, и к программам по строительству интернатов для детей-сирот и детей инвалидов.

В Свердловской области некоммерческие организации вдвое дешевле, чем государственные структуры, построили жилье для беженцев по программе Федеральной миграционной службы. А на национальном уровне НКО активно участвуют в программе по развитию социальных услуг для матерей, детей, молодежных программах и в программе анти-СПИД.

При всем при том, что в России еще только идет процесс становления некоммерческого сектора, уже сегодня в нем задействовано свыше двух миллионов высококвалифицированных специалистов. Многие из них получили возможность продолжать свою работу по профилю, в том числе в области прикладных научных исследований, в области здравоохранения и образования после прекращения государственного финансирования только благодаря приобретению некоммерческого статуса и привлечению внебюджетных средств, пожертвований и целевых грантов.

За последние два года существенно вырос авторитет некоммерческих организаций среди населения России. В исследовании КАФ 1997 года на вопрос о том, чья помощь "социально незащищенным гражданам" наиболее ощутима, жители Москвы и Тольяти назвали благотворительные организации в числе первых двух. Жители оценили помощь этих организаций выше, чем помощь церкви, органов федеральной власти, коммерческих структур, частных лиц и политических партий.

Налогообложение НКО

По расчетам специалистов КАФ, общий бюджет некоммерческих организаций России составил в 1996 году около 300 млн долларов (цифра получена расчетным путем). Около 85% бюджета НКО составляют различного рода пожертвования. Бюджет приблизительно 70% НКО не превышает 10 тысяч долларов в год.

В мировой практике налогообложения НКО встречаются различные подходы. Например, в Польше весь доход от коммерческой деятельности НКО освобождается от налогов, если он идет на реализацию целей, ради которой была создана НКО. В Венгрии налогами не облагается чистая прибыль от экономической деятельности НКО до 10 миллионов форинтов или 10% общего дохода. А Южной Африке весь доход освобождается от налогов, если 75% этой прибыли будет израсходованы на уставные цели до конца следующего года. Общий принцип налогообложения НКО в мире можно сформулировать следующим образом: в странах с развивающейся рыночной экономикой, где велика необходимость развивать независимую от государства экономическую деятельность, НКО целесообразно освобождать от налогов, в том числе и с дохода в результате их хозяйственной деятельности.

Существующее в России налоговое законодательство не предусматривает системного подхода к налогообложению НКО и создает множество трудностей как для самих организаций, так и для жертвователей, не поддерживая НКО и не способствуя развитию отечественной филантропии. В настоящий момент в Российской Федерации действует более сорока типов различных налогов, которые в той или иной степени распространяются на российские НКО. По российскому законодательству НКО могут осуществлять коммерческую деятельность, но только непосредственно связанную с реализацией уставных задач организации. В соответствии с законодательством вся коммерческая деятельность некоммерческих организаций облагается налогами на прибыль - также, как и для коммерческих организаций. Размеры налогов составляют 13% в федеральный бюджет и 22% в региональный бюджет. При этом в практике российского налогообложения прибылью считаются все средства, в том числе полученные в результате выставки продажи детских поделок и взносы участников конференции, идущие на компенсацию расходов по ее организации и на поддержание уставной деятельности организации. По сути, в России не существует унифицированных налоговых правил, учитывающих особенностей некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на общественное благо. Поэтому эти организации облагаются практически всеми налогами в соответствии с существующим налоговым законодательством России и они вынуждены доказывать свое право на получение отдельных налоговых льгот. Исключение составляют лишь некоторые категории НКО (организации инвалидов, религиозные организации), деятельность которых освобождается от уплаты таких, например, налогов, как налог на прибыль. Согласно исследованиям КАФ, доходы от хозяйственной деятельности НКО не превышают 15% в среднем по сектору. При этом бюджет таких, например, категорий организаций, как экологических, правозащитных, организаций по борьбе с распространением СПИДа, практически на 100 процентов состоит из пожертвований.

Проект нового налогового кодекса - угроза национальной безопасности России Российские НКО давно добивались внесения изменений в налоговое законодательство. Однако рассматриваемый сейчас в Государственной Думе проект Налогового Кодекса не улучшает, а значительно ухудшает ситуацию.

Проект НК не делает различий в системе налогообложения коммерческих и некоммерческих организаций. Практически все виды деятельности подавляющего большинства некоммерческих организаций будут облагаться всеми видами налогов в полном объеме.

В результате этого вся некоммерческая деятельность - как работа НКО, так и оказание им пожертвований - попадает в категорию "реализация товаров и услуг", что подлежит налогообложению налогом на прибыль (доход) и на добавленную стоимость. Оценка "стоимости" бесплатных и льготных работ и услуг будет при этом производиться, исходя из их рыночной стоимости. В отличие от действующего новое налоговое законодательство предполагает ввести единый налог на добавленную стоимость для всех категорий налогоплательщиков на все виды деятельности - это приведет к тому, что возникнет основание для взимания с некоммерческих организаций НДС со всех бесплатно розданных товаров, оказанных услуг, выполненных работ - в том числе при раздаче гуманитарной помощи, оказании бесплатных консультаций и выполнении бесплатных работ, а также при безвозмездном получении имущества, денежных средств (благотворительной помощи, пожертвований, взносов, грантов и т.п.). Помощь в денежной и натуральной форме, которую некоммерческие организации оказывают социально незащищенным людям, продолжает включаться в совокупный налогооблагаемый доход частных лиц и подлежит обложению подоходным налогом при превышении 12 минимальных оплат труда в год.

Кроме этого, новое налоговое законодательство создает условия для злоупотреблений, так как отдает решение вопроса о принадлежности той или иной организации к категории льготников на усмотрение чиновников. В результате принятия этих проектов в новом 1999 году общественные правозащитные приемные и 60 тысяч других российских НКО могут прекратить свое существование. Это, во-первых, сократит количество пожертвований некоммерческим организациям и вынудит их сокращать свои программы или закрываться. По самым оптимистическим прогнозам директора КАФ Ольги Алексеевой выживет не более 20% всех НКО. Если в проектах нового налогового законодательства не будут учтены особенности некоммерческих организаций, то уже в ближайшее время государство столкнется с огромными дополнительными расходами на социальное обеспечение тех 20 миллионов человек, которые сегодня являются подопечными НКО. Правительству придется срочно решать вопрос о создании дополнительных рабочих мест для трудоустройства высококвалифицированных специалистов, работающих в некоммерческом секторе.

Более того, бюджет недосчитается тех налогов, которые НКО платят сегодня - подоходного налога и выплат с фонда оплаты труда. Одним словом, проект нового налогового кодекса не способен решить проблему пополнения бюджета, а лишь создаст колоссальное социальное напряжение и резкий рост расходов на социальные программы. Таким образом, потери от введения нового налогового законодательства многократно превысят расчетную выгоду.

Проект не способствует развитию отечественной благотворительности, еще больше загоняя "в тень" немногих российских жертвователей. Более того, он входит в противоречие с существующим законодательством, вводит новые термины и понятия, противоречащие существующему законодательству о некоммерческой деятельности. Кроме этого, проект подрывает авторитет России в мире, превращая ее в еще более отсталую страну и отдаляя от движения к цивилизованной жизни. Одним из побочных результатов принятия этого проекта станет значительное уменьшение, если не прекращение, финансирования социальной сферы из- за рубежа. Уничтожая крепнувшие в течение десяти лет ростки гражданской активности и ответственности, принятие новых налоговых законов подрывает основы гражданского общества и демократии в стране. Таким образом, принятие существующего проекта нового налогового кодекса представляет собой прямую угрозу национальной безопасности страны. Ситуация требует немедленных и ответственных действий депутатов, исполнительной власти и институтов гражданского общества по коррекции проектов законов и принятия поправок, закрепляющих особый налоговый статус НКО и защищающих общественные интересы.

1 С целью оценки количества людей, получающих помощь и поддержку российских некоммерческих организаций (НКО), в сентябре-ноябре 1998 г. Центр развития демократии и прав человека провел опросы руководителей НКО более 20 регионов России и изучил отчеты и материалы о деятельности нескольких десятков НКО.

2 "Руководство по разработке и применению законов, регулирующих деятельность неправительственных организаций". Всемирный банк, Департамент окружающей среды. Май 1997 г.

3 "Условия и перспективы развития третьего сектора в регионах России". КАФ: Москва, 1997, с.8-21

c Центр развития демократии и прав человека, Москва, ноябрь 1998 г.


По всем вопросам, связанным с кампанией, просим связываться с нами по адресу:

119842 Москва, ул. Волхонка, д. 14, 4-й этаж
Центр развития демократии и прав человека
(с пометкой "Налоговая кампания")
тел.+факс (095) 203-91-96; cddhr@rc.msu.ru
Юрий Джибладзе, Олег Стаханов, Вера Демичева