ОБЩЕСТВЕННАЯ КАМПАНИЯ ПРОТИВ УЖЕСТОЧЕНИЯ НАЛОГОВ ДЛЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Основное содержание поправок к проекту НК РФ, внесенных в бюджетный Комитет Государственной Думы РФ депутатами В.В.Борщевым и А.Г.Головым

 

Налогообложение некоммерческих организаций: вопросы, требующие отражения в новом Налоговом кодексе и действующем налоговом законодательстве (Основное содержание поправок к проекту НК РФ, внесенных в бюджетный Комитет Государственной Думы РФ депутатами В.В.Борщевым и А.Г.Головым)

1. В тексте проекта Налогового Кодекса (проектов новых налоговых законов) необходимо разделить коммерческие и некоммерческие организации в соответствии с ГК РФ как принципиально различные категории налогоплательщиков.

2. Необходимо исключить применение коммерческого термина "реализация" (продажа) в отношении некоммерческой деятельности, а также иных коммерческих терминов ("добавленная стоимость", "прибыль" и т. п.), так как в процессе некоммерческой деятельности ни стоимость, ни прибыль не производятся. Некоммерческая деятельность построена не по законам рентабельности от продаж, а по законам эффективного целевого расходования средств (некоммерческих поступлений). В случае применения коммерческих понятий для некоммерческой деятельности бесплатные и льготные услуги некоммерческих организаций будут автоматически облагаться налогом на прибыль, НДС и другими налогами точно также, как коммерческие операции в бизнесе - по оценке рыночной стоимости оказанных услуг. Этого допустить нельзя.

3. Из текста НК требуется исключить перечень сфер благотворительной (гуманитарной) деятельности и использовать терминологию Закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", а также терминологию иного законодательства о некоммерческой деятельности и о некоммерческих организациях, поскольку подобные вопросы не являются сферой регулирования налогового законодательства.

4. Необходимо исключить, в случае предоставления налоговым законодательством налогоплательщику льгот по уплате каких-либо налогов, обязанность налогоплательщика производить расчеты виртуальных (якобы возможных) сумм налоговых платежей, которые не должны выплачиваться в соответствие с предоставленной законом льготой.

5. Необходимо исключить пожертвования, целевые поступления (включая гранты) из категории налогооблагаемых доходов, согласно принятой во всем мире практике. Вопросы контроля за нецелевым использованием пожертвований должны при этом осуществляться более системно, благодаря внесению соответствующих изменений в законодательство о бухгалтерском учете и т.п.

6. Необходимо исключить взимание с некоммерческих организаций налога на прибыль (доход), предусмотрев в крайнем случае взимание налога на прибыль только со средств, получаемых некоммерческими организациями от предпринимательской деятельности.

7. Необходимо исключить взимание НДС (налога на добавленную стоимость) при безвозмездной передаче имущества или денежных средств в качестве благотворительной помощи, пожертвований, взносов, грантов и т.п.

8. При налогообложении физических лиц необходимо расширить перечень видов не облагаемых налогом доходов, получаемых в качестве благотворительной помощи инвалидами, беженцами и рядом других категорий нуждающихся граждан. Необходимо также исключить из облагаемых налогом доходов суммы возмещения добровольцам расходов на билеты, гостиницу и т.п.

9. Необходимо увеличить размер вычетов из налогооблагаемого дохода и налогооблагаемой прибыли, на который юридические и физические лица, оказывающие благотворительную помощь, могут уменьшать налогооблагаемую базу.

10. Необходимо ликвидировать таможенные платежи при некоммерческих операциях.

11. Необходимо ограничить количество местных налогов, взимаемых с некоммерческих организаций.