Снова, уже в который раз, постчернобыльская Украина клянчит деньги у мирового сообщества на строительство еще 2-х блоков-милионников на Ровенской и Хмельницкой АЭС! Это как же нужно не любить свою страну и свой бедствующий сегодня народ, чтобы, имея в резерве более 100% установленных мощностей ТЭС (любая страна в мире резерв более 15% считает для себя уже разорительным!), не использовать его, а вместо этого строить новые генерирующие мощности и тем самым загонять свой народ в еще более глубокую долговую яму, не говоря уже о повышении риска повторения Чернобыльской катастрофы, ибо при этом строятся реакторы дочернобыльской конструкции?! Какое же нужно найти оправдание этому безумию и есть ли оно на самом деле?

Нас убеждают, что в строительство этих блоков вложены большие деньги и потому, чтобы они не пропали, нужно достраивать АЭС. Но, разве в остановленные 25 млн. кВт мощностей ТЭС вложено меньше денег, чем в 2 млн.кВт АЭС?! А ведь выведенные в резерв ТЭС совершенно не приспособлены для стоянки в зимнее время, значит рачительный хозяин должен их прогонять зимой, хотя бы на самых малых частичных режимах, а это страшно неэкономично, неэкологично и разорительно! Нет, пусть лучше погибают резервные ТЭС, а мы построим более "совершенные", более "безопасные", более "экономичные" АЭС для которых у нас есть топливо, а для ТЭС нет! И не будем говорить о том, что пока в эти недостроенные реакторы не вставлены топливные стержни, их демонтаж обойдется всего в 25%, а после - этот же демонтаж отработавшей АЭС будет стоить уже, как минимум, 250-350% стоимости их строительства. Из-за нерешенности проблемы долгосрочного, надежного и безопасного захоронения ядерных отходов в мире, никто не знает на самом деле сколько будет стоить демонтаж АЭС до "зеленной лужайки" - Гринпис утверждает, что это будет сумма даже в 30 млрд. долларов США! Но, это потом, а сегодня - после нас хоть потоп! Как еще иначе можно расценивать подобную позицию?

Что касается ядерного топлива, то по данным Мирового Банка и Правительства Украины 1993 года, собственных запасов урана для действующих АЭС в Украине должно хватить всего на 25 лет, разумеется, если не строить весьма опасные реакторы на быстрых нейтронах! И то, что, при этих небольших запасах ядерного топлива, атомному лобби удалось протащить Указ Президента Украины о создании в нищенствующей сегодня стране безумно дорогого по стоимости замкнутого ядерно-топливного цикла, лучше всего свидетельствует о том, до какой крайней степени дошло безальтернативное развитие АЭС и всего общества в нашей стране, более всех пострадавшей от Чернобыля! Теперь, что касается обеспечения собственным органическим топливом ТЭС. Да будет всем известно, что в 1990 году, в момент наибольшей выработки электроэнергии, энергетика Украины имела наивысший показатель в Европе - 50%, по обеспечению собственным топливом. Италия, например, вообще не имеет собственных запасов топлива. И сегодня, согласно данным Мирового Банка, если бы только 50% резервных ТЭС продавали электроэнергию за границу по бартеру, за топливо, то этого топлива хватило бы на все 100% резерва. Таким образом, хоть сегодня в Украине, в принципе можно остановить все пять АЭС и вместо них ввести ТЭС, обеспечив таким образом безопасность страны и повысив ее экономическое благополучие! Что уже говорить при этом о замене резервами ЧАЭС и двух блоков на Ровенской и Хмельницкой АЭС. Понятно, что вопрос вывода АЭС не так прост в техническом и, тем более, в социальном отношении. Но, он, в Украине, может быть решен гораздо проще и дешевле, чем, в той же Германии, которая сегодня принимает решение об остановке всех своих АЭС, куда более безопасных, чем наши, и которой нужно будет вложить немалые средства для создания альтернативных источников энергии. Кстати, этот пример свидетельствует о том, что АЭС не имеют перспективы в будущем и будут терять все свои "преимущества" по мере осуществления ядерного разоружения и демократизации мирового сообщества.

Курс Украины на использование АЭС, как базовой энергетики, если даже, дай нам Бог, и не приведет к новому Чернобылю, будет разрушать устойчивость развития страны по нескольким причинам. По мере спада производства снижалось потребление электроэнергии, выводились в резерв ТЭС, возрастала доля вклада АЭС в выработку (сегодня это почти половина!) и, как это ни странно на первый взгляд, росла частота отключения электроэнергии в том числе и потребителей, расположенных рядом с АЭС. Многие из них и до сих пор недоумевают по этому поводу, думая, что их снабажают электричеством АЭС, расположенные рядом. Этому глубочайшему заблуждению способствуют сознательно сами атомщики, говоря о слиянии выработанной электроэнергии всеми ЭС в единую энергосеть. На самом деле генераторы турбин АЭС вырабатывают электроэнергию напряжением 750000 вольт, а сама АЭС в основном потребляет 380-220 вольт. Причем, например, Южно-украинская АЭС (три реактора по 1 млн. кВт установленной мощности), является самым крупным потребителем в Николаевской области (около 1 млрд. квт. в год) низковольтной электроэнергии, поступающей в область от других ЭС, которая сравнима с потреблением всей промышленности области. Высоковольтную же энергию выгодно гнать по проводам подальше от АЭС, в том числе и за границу, и невыгодно тут же уменьшать ее напряжение в 2000 раз. АЭС не допускают глубокого и тем более быстрого регулирования их мощности. Поэтому увеличение их вклада в выработку делает всю энергосистему Украины неустойчивой и потому увеличение вклада нерегулируемых АЭС в общую выработку электроэнергии могут привести к разрушению энергосистемы. Вот почему в моменты быстрого нарастания нагрузки регулирование осуществляют быстрым отключением населения от общей энергосистемы. Вторая причина, которая может привести к экономическому разорению связана с тем, что АЭС в отличие от других ЭС требуют по мере выработки их ресурса все больших затрат на обеспечение их безопасной работы. Изучение мировой статистики работы и остановки реакторов говорит о том, что режим опасной работы, за которым нужно либо останавливать реактор либо вкладывать значительные средства в обеспечение систем защиты и повышения безопасности наступает через 13 - 18 лет (большая цифра для малых мощностей, меньше 0,3 млн. кВт). Вот как выглядит положение дел в этом свете со всеми действующими реакторами в Украине:

----------------------------------------------------------------------------

ј Наименование АЭС, Тип реактора Годы пуска Год начала режима

п/п ј блока и остановки опасной работы

----------------------------------------------------------------------------

1. Чернобыльская АЭС (ЧАЭС)

блок N 1 РБМК-1000 1977 1990

блок N 2 РБМК-1000 1978 - 1991 1991

блок N 3 РБМК-1000 1981 1994

блок N 4 РБМК-1000 1983 - 1986

2. Запорожская АЭС (ЗАЭС)

блок N 1 ВВЭР-1000 1984 1997

блок N 2 ВВЭР-1000 1985 1998

блок N 3 ВВЭР-1000 1986 1999

блок N 4 ВВЭР-1000 1987 2000

блок N 5 ВВЭР-1000 1989 2002

блок N 6 ВВЭР-1000 1995 2008

3. Южно-украинская АЭС (ЮУАЭС)

блок N 1 ВВЭР-1000 1982 1995

блок N 2 ВВЭР-1000 1985 1998

блок N 3 ВВЭР-1000 1989 2002

блок N 4 * ВВЭР-1000 ?

4. Ровенская АЭС (РАЭС)

блок N 1 ВВЭР-440 1980 1993

блок N 2 ВВЭР-440 1981 1994

блок N 3 ВВЭР-1000 1989 2002

блок N 4 ВВЭР-1000 ?

5. Хмельницкая АЭС (ХАЭС)

блок N 1 ВВЭР-1000 1987 2000

блок N 2* ВВЭР-1000 ?

блок N 3* ВВЭР-1000 ?

блок N 4* ВВЭР-1000 ?

* - здесь под знаком ? указаны реакторы, планируемые атомщиками.

Как видим 60% реакторов АЭС Украины уже сегодня работают в режиме опасной работы, а к 2002 году, за исключением 6-го блока ЗАЭС, все реакторы войдут в этот режим и нужно будет либо останавливать их, либо вкладывать в обеспечение их безопасности значительные средства. Напомним еще раз, что в чередовании аварий и катастроф на Чернобыльской АЭС существует какая-то зловещая последовательность (неизвестно - арифметическая или геометрическая), в соответствии с которой (не дай нам Бог!) очередная катастрофа может произойти начиная с 26 апреля 1999 года(!!!) по 10 августа 2000 года... А мы торгуемся с мировым сообществом по поводу закрытия ЧАЭС в 2000 году!

Уже сегодня просматривается, что энергетика и транспорт XXI-го века будут построены на использовании большей частью воды, как топлива, и, частично, органичного топлива. Имеется ввиду не только освоение термоядерной и водородной энергетик, но также создание водно-топливных смесей типа аквазина для малых мощностей и сжигание топлива в среде перегретого водяного пара для больших мощностей. Экологически чистая пресная вода уже сегодня ценится дороже, чем органическое топливо, а при учете сказанного цена и дефицит ее еще больше возрастет. АЭС и ТЭС (вся паротурбинная энергетика) уже сегодня являются наибольшими потребителями водных ресурсов и по этой причине тоже будут обречены на вымирание. Их заменят не парогазовые ТЭС, а маневренные чисто газотурбинные (ГТ) ЭС, не только не потребляющие воды, но способные ее генерировать из атмосферной влаги, чем они приблизятся уже к возобновляемым источникам энергии (Украина имеет уникальный потенциал разработки и изготовления значительных мощностей ГТЭС, но не имеет ни одной промышленной ГТЭС, а продает все за рубеж?!). Таким образом, и со стороны ресурсоэнергосбережения АЭС не имеют никаких перспектив. В чем же тогда дело, почему атомщикам удается так упорно лоббировать строительство АЭС в Украине, несмотря на все недостатки АЭС и продолжающееся негативное действие Чернобыльской катастрофы? Почему ни одна из партий в Украине серьезно и профессионально не занимается проблемами энергетики, которая, как это видно из вышесказанного, уже сегодня может либо вывести страну из экономического кризиса, либо углубить его, а то и вообще свести ее безопасность к нулю - второго Чернобыля Украина не выдержит?!

Необходимо признать, что атомная энергетика всегда была элитарной среди других энергетик и не только в нашей стране. А это означает, что она и раньше, и теперь находилась и находится под защитой государственного аппарата и защищена от критики и контроля. Дело дошло до того, что, например, в 1993 году, Парламент Украины никак не контролировал продажу электроэнергии от АЭС за границу, доходы от которой превышали бюджет страны и, по-видимому, именно за эти деньги был выстроен 6-й блок ЗАЭС, под видом полномасштабного тренажера во время действия моратория на строительство АЭС в Украине! В какой-то мере требование закрытости оправдано - АЭС и сегодня являются самым грозным оружием, в случае внутреннего или внешнего их разрушения. С этим нельзя не считаться, точно также, как и с тем, что атомщики используют именно это же обстоятельство для лоббирования своих программ, не считаясь с объективными реалиями. Совсем недавно, во время забастовок по поводу невыдачи зарплаты сотрудникам АЭС, их руководство снимало с себя ответственность за безопасную работу станций и это убедительнее всего подействовало на власть. Но, распространение ядерного шантажа на все общество и страну недопустимо. Безальтернативное развитие энергетики и общества неминуемо приведут, если не к экологической, то к социальной катастрофе. Известно, что потенциал энергосбережения в Украине по самым скромным подсчетам составляет не менее 40% от вырабатываемой энергии. Известно также, что львиная доля его может быть получена без вложения значительных капитальных вложений, за счет только одних организационных мероприятий. Примером такого решения могут быть действующие уже на протяжении 5 лет в России 14 зон энергоэффективности. В Украине одна единственная зона энергоэффективности в Николаеве уже можно сказать загублена при вмешательстве государства. По этой же причине у нас в стране тормозится внедрение возобновляемых источников энергии (ветровой, солнечной, биогаза, термальной и т.п.) и не находит применения весьма перспективная и наукоемкая газотурбинная энергетика, замкнутой технологией производства которой владеют всего 5 стран в мире!

Одной из причин Чернобыльской катастрофы было именно отсутствие альтернатив и контроля за развитием и работой АЭС со стороны общественности. В условиях едва установившейся демократии, слабости, раздробленности множественных партийных движений и все более укрепляющейся государственности в Украине, ни одна из партий не может и не оказывает существенного влияния на власть и поэтому никто, ценой своего существования, даже и не пытается противостоять атомному лобби. В западных странах этому вопросу более всего уделяют внимание Партии Зеленых. В нашей стране Партия Зеленых Украины (ПЗУ) противостоит не атомщикам, а Украинской экологической ассоциации "Зелений свiт" (УЭА ЗС), как общественной организации, которая со дня своего основания, пытается предотвратить в Украине возможность повторения Чернобыльской катастрофы. Успех ПЗУ на парламентских выборах 1998 года объясняется тем, что, с одной стороны, лидеры ПЗУ при этом бессовестным образом использовали авторитет УЭА ЗС, а с другой стороны включили в партийные списки представителей капитала, не брезгуя и загрязнителями природы, а наши избиратели так до сих пор и не научились отличать "зеленых" от "зелененьких". После 8 месяцев работы Парламента Украины уже ясно, что ПЗУ - это партия власти и денежных мешков.

Это подтверждается и тем, что Минюст Украины вот уже 4 года откровенно вмешивается в дела УЭА ЗС тем, что после раскола, устроенном ПЗУ и отколовшем от нее меньшую часть, Минюст совершенно безосновательно отказывается регистрировать и считаться с волей большинства УЭА ЗС, откровенно нарушая права человека, Конституцию и законы Украины. После проведения в Николаеве 6-го съезда в сентябре 1997 года, большей частью УЭА ЗС в Минюст были направлены необходимые документы, получены замечания со стороны Минюста, на которые предоставлены все требуемые документы и, когда стало ясно, что ничего на это нельзя противопоставить - беспрецедентный случай - Минюст вернул все документы не только что нерассмотренными, но даже не зарегистрированными!

18-19 декабря т.г.один из лидеров ПЗУ, Юрий Самойленко, ныне народный депутат Украины, снова пытается созвать уже 9-й свой съезд так называемой УЭА ЗС. Нужно полагать, что власть на этот раз наплюет на право большинства и зарегистрирует его организацию, поставив таким образом большинство, выступающее против строительства АЭС в Украине, вне своего закона. В связи с этим считаем, что дело совести и чести каждого из членов УЭА ЗС определиться с кем ему по пути и с каким знаком войти в истории своего Отечества. Но, есть законы совести и есть законы природы, которые ни ПЗУ, ни атомному лобби не удастся обмануть! Cовершенно очевидно, например, что сегодня, вместо блоков на Ровенской и Хмельницкой АЭС, Украина за счет использования исключительно собственных ресурсов и производства может всего за год построить и ввести, при затратах в 2-3 раза меньших и с быстрой окупаемостью, с обеспечением глобальной безопасности и высокой маневрен- нести, без потребления водных ресурсов (чего никогда не будет при использовании АЭС!), 2 млн. кВт установленных мощностей Газотурбинной ЭС, которые могут заметно увеличить устойчивость работы всей энергосистемы страны, уменьшит отключения населения и повысят экономичность энергетики! Но, для принятия этого решения на государственном уровне нужна политическая воля и ответственность за безопасное и устойчивое развитие Украины любой из партий. Экологическая общественность в лице, непризнаваемой властью УЭА ЗС, возглавляемой сегодня Николаем Коробко, говорит: Нет - строительству новых блоков на Ровненской и Хмельницкой АЭС!

г.Николаев,

Принято на заседании Зеленой Рады УЭА "Зелений свiт" 12 ноября 1998 г.

Верно: А.Золотухин, первый заместитель председателя УЭА ЗС.