Владимир Рыжков не верит в целесообразность проекта Алтайской ГЭС

17 декабря 2004 года в конференц-зале ООО «Алтайская ярмарка» при содействии и участии Депутата Государственной Думы РФ В.А. Рыжкова состоялся Круглый стол на тему «Социально-экономические и экологические последствия строительства Алтайской ГЭС на р. Катуни». В работе круглого стола приняли участие: Депутат Государственной Думы РФ Владимир Рыжков, депутаты Алтайского краевого Совета народных депутатов, ученые и эксперты из Новосибирска и Барнаула, представители неправительственных организаций Республики Алтай, Алтайского края, Новосибирской области, средства массовой информации.

Представители органов государственной власти Республики Алтай, представители Заказчика (ОАО «Горно-Алтайская ГЭС») и инвестора (ЗАО «Элиттехнострой»), а также представители «Алтайэнерго», несмотря на приглашение, не приняли участия в этом мероприятии.

В ходе круглого стола были рассмотрены проблемы, связанные с предполагаемым строительством плотины на реке Катуни в Республике Алтай. Представителями общественных организаций был представлен краткий анализ ситуации, сложившейся вокруг этого проекта, в том числе ситуации на месте планируемого строительства — в Чемальском районе.

Большую обеспокоенность у представителей общественности и общественных организаций вызывает целый ряд нарушений законодательства Заказчиком (ОАО «Горно-Алтайская ГЭС») и органами государственной власти Республики Алтай при подготовке данного проекта. Кроме того, особенно настораживают факты нарушения прав и законных интересов местных жителей и заинтересованной общественности. Однако представители Заказчика и властей утверждают, что ими были соблюдены все необходимые процедуры.

Кроме того, жители Чемальского района, представители общественных организаций обращают внимание депутатов, чиновников, всей общественности на тот факт, что в процессе подготовки строительства Заказчиком игнорируется решение социально значимых проблем, возникающих при реализации данного проекта. В частности, в материалах «Оценки воздействия на окружающую среду» отсутствуют статьи «Переустройство дорог» и «Строительство нового моста», в то же время эти стройки также нужно обосновывать и подтверждать государственными экспертизами (в том числе и экологической).

Особое внимание участники дискуссии уделили социальным и медико-экологическим проблемам. По мнению ряда специалистов, воздействие предполагаемой плотины на здоровье населения может проявиться во влиянии на здоровье местных жителей (в том числе — накопление ртути в биоте водохранилища, неопределенность сейсмических прогнозов и т.д.), а также в нарушении сложившегося экологического баланса Чемальского района, уникального для лечения туберкулеза жителей не только близлежащих регионов, но всего Сибирского округа и России. В то же время представители Заказчика и властей считают, что уменьшением высоты плотины и, соответственно, объема водохранилища эти проблемы снимаются.

Участники Круглого стола обратились к Депутату Государственной Думы РФ Владимир Рыжкову с просьбой взять под контроль соблюдение всего блока законов, касающихся прав граждан, которые затрагиваются строительством плотины на реке Катуни, обратить внимание на тот факт, что строительство этой плотины напрямую затрагивает социальные и экологические права жителей Алтайского края.

Со своей стороны, Владимир Рыжков поддержал требования защитников Катуни. Он сказал, что не верит в экономическую целесообразность проекта и считает крайне неразумным использовать жемчужину Алтая, священную реку Катунь для реализации технологий позапрошлого века. Владимир Рыжков обещал общественным организациям сделать все от него зависящее, чтобы этот проект получил всенародное обсуждение, а также выразил готовность встретиться с руководителями Республики Алтай и Законодательного собрания. «Надо, чтобы народ принимал решение. Если жители республики захотят строить ГЭС, то тогда ее надо строить. Тут я ничего поделать не могу… Но надо, чтобы о последствиях строительства ГЭС знали все люди»,- подчеркнул депутат Госдумы в своем заключительном слове.

Дополнительная информация:
Фонд «Алтай-21 век», Барнаул, (3852) 75 72 00, 41 25 11, katun @ ab.ru, Оксана Енгоян, Михаил Шишин;
МБОО «Сибэкоцентр», Новосибирск, (3932) 39 78 85, Александр Дубынин.


Из материалов круглого стола

Краткий обзор ситуации

Заказчиком Алтайской ГЭС является ОАО «Горно-Алтайская ГЭС», расположенная по адресу г. Горно-Алтайск пер. Гранитный д.1 тел.6-30-23. Генеральным директором ОАО «Горно-Алтайская ГЭС» является А.Ю. Макаров, зам. генерального директора В.Н. Медведев. Инвесторами проекта и строительства Алтайской ГЭС выступают ЗАО «Элиттехнострой» и ООО «Энергостройфинанс».

18 августа 2003 года принято Постановление Правительства Республики Алтай № 231 «Об участии Республики Алтай в открытом акционерном обществе «Горно-Алтайская ГЭС», в соответствии с которым Министерству имущественных отношений Республики Алтай поручено выступить учредителем ОАО «Горно-Алтайская ГЭС» и в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Горно-Алтайская ГЭС» внести право аренды земельного участка в районе строительства и функционирования ГЭС на срок до введения ее в эксплуатацию».

Данный факт является нарушением законодательства.

Правительство на момент издания Постановления не обладало правом аренды на указанный земельный участок, так как часть земельных участков в районе строительства принадлежит на праве общей долевой собственности крестьянским фермерским хозяйствам бывшего совхоза «Эдиганский», а другая часть относится к землям запаса. Одним из общих начал гражданского законодательства является положение, согласно которому одно лицо не может передавать другому лицу права, которыми не обладает.

Кроме того, ФЗ «Об акционерных обществах» запрещает органам государственной власти выступать учредителями хозяйственных обществ, если иное прямо не предусмотрено федеральными законами. Кроме того, на основании ФЗ «Об экологической экспертизе» проекты нормативных актов, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду, подлежат обязательной экологической экспертизе (статья 12 закона). Экологическая экспертиза данного Постановления не проводилась.

23 июня 2004 года администрацией Чемальского района Республики Алтай принято постановление № 121 «О предварительном согласовании для ОАО «Горно-Алтайская ГЭС» места размещения строительства гидросооружений и стройбазы Алтайской ГЭС на участке 235-236 км выше устья реки Катунь» (Приложение 2). Указанным постановлением Администрация Чемальского района предварительно согласовала для ОАО «Горно-Алтайская ГЭС» место размещения строительства гидросооружений и стройбазы Алтайской ГЭС на земельном участке общей площадью 35,9 га в аренду.

29 июня 2004 года Администрацией Чемальского района принято постановление № 126 «О предварительном согласовании для ОАО «Горно-Алтайская ГЭС» места размещения водохранилища Алтайской ГЭС на участке 235-260 км выше устья реки Катунь» (Приложение 3). Указанным постановлением Администрация Чемальского района предварительно согласовала для ОАО «Горно-Алтайская ГЭС» место размещение водохранилища Алтайской ГЭС на земельном участке общей площадью 547,7 га в аренду.

Данные постановления также приняты с нарушением норм действующего законодательства. Во-первых, администрацией района не информирована общественность о намечаемом строительстве (в нарушение статьи 31 Земельного кодекса РФ);
Во-вторых, решение не согласовывалось с природным парком «Катунь», созданным на территории Чемальского и Майминского районов (это является нарушением ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»);
В-третьих, решение принято без проведения референдума, требуемого Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (статья 35).

1 июля 2004 года заказчиком – ОАО «Горно-Алтайская ГЭС» было подано заявление в Министерство природных ресурсов РФ на осуществление государственной экологической экспертизы «Обоснования инвестиций в строительство Алтайской ГЭС на реке Катуни в Республике Алтай».

5 августа 2004 года Министерством природных ресурсов РФ было утверждено положительное заключение государственной экологической экспертизы «Обоснования инвестиций в строительство Алтайской ГЭС на реке Катуни в Республике Алтай».

1 июля 2004 г. (в день подачи заявления о регистрации государственной экологической экспертизы) впервые была опубликована информация о намечаемом строительстве в официальной газете Чемальского района «Чемальский вестник» одновременно с Постановлениями администрации Чемальского района о предварительном согласовании земельных участков.

Здесь также нарушено действующее российское законодательство.

До проведения государственной экологической экспертизы заказчик должен был провести процедуру оценки воздействия намечаемого строительства на окружающую среду, в рамках которой обязательно должна информироваться общественность и должно учитываться мнение населения в порядке, установленном Положением «Об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации». Тем не менее, мнение общественности не учитывалось.

Первая публикация о намечаемом строительстве прошла одновременно с подачей заявления на государственную экологическую экспертизу. Жители о намечаемом строительстве никаким другим способом не информировались. Это грубейшее нарушение порядка проведения процедуры оценки воздействия на окружающую среду.

На пресс-конференции, состоявшейся 03.10.04 в Горно-Алтайске, представители ОАО «Горно-Алтайская ГЭС» сообщили, что «Обоснование инвестиций на строительство Алтайской ГЭС» уже прошло государственную экологическую экспертизу, заключение которой утверждено Министерством природных ресурсов РФ приказом №600 от 5.08.2004 года, поставив таким образом общественность Республики Алтай уже перед свершившимся фактом. Строительство, по словам представителей Заказчика, может начаться в январе 2005 или даже в декабре текущего года. В октябре на встрече с представителями экологических организаций представитель заказчика и главный проектировщик заявили, что общественная экспертиза не требуется, так как Обоснование инвестиций в строительство Алтайской ГЭС получило положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Данное заявление не соответствует действующему законодательству, в частности Федеральному закону «Об экологической экспертизе», в соответствии с которым обязательной экологической экспертизе подлежат технико-экономические обоснования и проекты намечаемой хозяйственной и иной деятельности, а не обоснования инвестиций.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы на Обоснование инвестиций не снимает необходимости получения заключения экологической экспертизы на проектную документацию – технико-экономическое обоснование (проект).

Обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность…, относится к основным принципам охраны окружающей среды в соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды». Только что «Обоснование инвестиций…» прошло государственную экспертизу в Министерстве промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай. Экспертная комиссия вышеуказанного министерства 1ноября 2004 г. утвердила положительное заключение по проекту Алтайской ГЭС.

Законность проведения данной экспертизы на региональном, а не федеральном уровне также вызывает сомнения, так как заказчиком не представлены доказательства того, что Алтайская ГЭС относится к гидротехническим сооружениям 3 класса (Положения «О проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в РФ» № 1008 от 27.12.00).

Состав экспертной комиссии, осуществившей экспертизу, не соответствует установленным требованиям к участникам экспертных комиссий государственной экспертизы предпроектной и проектной документации (см. Положение «О проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в РФ», 2000г.).

Экологические организации Республики Алтай, Алтайского края, Новосибирской области предпринимают ряд активных действий, связанных с планами строительства Алтайской ГЭС.

1. В конце августа 2004 года проведен семинар-совещание общественных организаций Южной Сибири, на котором общественность обсудила имеющиеся на тот момент сведения и наметила предстоящий план действий.

2. Общественными организациями направлены обращения Президенту РФ, Председателю Правительства РФ, Полномочному представителю Президента РФ в Сибирском федеральном округе, подготовлены и распространены тексты обращений среди жителей и общественных организаций Алтайского края, Новосибирской области, Республики Алтай.

3. Направлены запросы о получении информации в государственные органы Российской Федерации, Республики Алтай, муниципальным органам.

4. В ближайшее время общественность планирует оспорить в судебном порядке положительное заключение государственной экологической экспертизы «Обоснования инвестиций в строительство Алтайской ГЭС на реке Катуни в Республике Алтай».

5. Планируется начать подготовку к судебному иску о полном запрещении строительства гидроэлектростанции на реке Катуни в Республике Алтай.

6. В Новосибирске проведена пресс-конференция об ожидаемых последствиях строительства Алтайской ГЭС.

7. В октябре в Чемале жителями проведен митинг протеста против намечаемого строительства Алтайской гидроэлектростанции на реке Катуни.

8. Рассматривается вопрос возможности судебного оспаривания заключения государственной экспертизы Министерства промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай.

9. Обращение к Президенту РФ против строительства Алтайской ГЭС подписали Новосибирская ассоциация туристических организаций и Алтайская региональная ассоциация туризма.

10. Регулярно готовятся и распространяются среди жителей Чемальского района Республики Алтай листовки с разъяснениями допущенных нарушений и прав жителей.

11. Общественность активно участвует в дискуссии о намечаемом строительстве в средствах массовой информации.