РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОГРЕСС В ВЕТРОЭНЕРГЕТИКЕ | Радио Свобода, 1 декабря 2001

Осенние ветры бушуют над полями Южной Дакоты. Кукурузные поля усеяны тысячами метеорологических приборов, днем и ночью фиксирующих скорости, интенсивности и направления воздушных потоков. Собираемая приборами информация станет решающим аргументом при финансировании крупнейшего энергетического проекта, разрабатываемого сейчас в США.

Этот проект под кодовым названием "Гремящий гром" может стать началом новой энергетической эры, может открыть глаза миллионам людей на мало кому известные факты за пределами узкого круга специалистов. Эти факты заключаются в том, что ветроэлектрические установки, описанные еще в романах Герберта Уэллса, из дорогостоящих малоэффективных устройств, не вызывавших большого интереса у энергетиков, благодаря техническим усовершенствованиям быстро становятся наиболее перспективными генераторами электроэнергии.

Ветроэлектрические станции в недалеком будущем обещают генерировать наиболее дешевую электроэнергию, и рынок уже это почувствовал. Только за последний, 2001-й год установленная мощность американских ветроустановок должна вырасти на 59 процентов. Ветер становится самым быстрорастущим источником энергии в мире. И ветроэлектрический комплекс "Гремящий гром", десятикратно превосходящий по мощности любые предыдущие проекты такого рода, должен стать важным поставщиком электроэнергии для среднезападной промышленной зоны США.

По мнению горячих сторонников энергии ветра, среди которых и защитники окружающей среды, и солидные бизнесмены, такая энергия заслуживает большего внимания со стороны американского Конгресса, учитывая современную политико-экономическую ситуацию. Сейчас на ветер приходится меньше 1 процента энергии, потребляемой в США, тогда как по самим правительственным подсчетам эта доля уже при существующем уровне техники может быть доведена до 20 процентов и не уступать доле, приходящейся на ядерную энергию. Энергии ветра также не угрожают резкие колебания цен, как это часто случается с природным газом и нефтью, и ветер ничем не загрязняет атмосферу.

Некоторые специалисты даже считают, что ветер потенциально способен обеспечить США горючим для автомобилей и положить тем самым конец американской зависимости от ближневосточной нефти. "Вся наша экономика может быть основана на энергии ветра", - пишет Лестер Браун, основатель и бывший директор института Ворлдвотч в своей новой книге "Эко-Экономика". По мнению Брауна, Великие равнины в центре США, по которым часто гуляют сильные ветры, могут стать Саудовской Аравией ветроэнергетики, а метеорологи, изучающие ветроэнергетические ресурсы, придут на смену геологам-разведчикам, ищущим нефть. Оптимизм Брауна базируется на федеральных исследованиях 90-х годов, согласно которым только 12 центральных штатов обладают ветроэнергетическим потенциалом, четырехкратно превышающим общенациональные потребности США в электроэнергии. Одна лишь Северная Дакота способна обеспечить 36 процентов общенациональных нужд.

Конечно, комплексное использование энергии ветра потребует разработки новой технологии аккумуляции и распределения электричества. А пока владельцы ветроустановок быстро наращивают производство электроэнергии и продают ее местным электросетям. Заметнее всего ветроэнергетический бум разворачивается в Техасе. Благодаря дерегуляции энергетики и содействию штатных властей, мощность техасских ветроэлектрических установок в этом году увеличится впятеро. Комплекс из 214 воздушных турбин, устанавливаемых близ техасского города Одесса, обеспечит электроэнергией 80 тысяч местных жителей. Дело в том, что крупномасштабные проекты, включающие сотни отдельных ветроустановок, гораздо экономичнее мелких - говорит Кэрол Клаусон, представительница флоридской фирмы "FPL Energy", осуществляющий строительство. Эта же фирма устанавливает куст из 390 воздушных турбин вдоль границы между штатами Вашингтон и Орегон. Турбины, собираемые на месте и разбросанные на площади более 125 квадратных километров, дадут первый ток в июле будущего года.

Сегодняшние ветроустановки совсем не похожи на ветряные мельницы, с которыми когда-то сражался Дон Кихот. Высокие стройные мачты с огромными вращающимися лопастями, электрогенераторы, оснащенные электроникой и компьютерным управлением, все это позволяет им работать почти при любой скорости и направлении ветра, генерируя электрический ток постоянной промышленной частоты.

Типичная высота мачты доходит сейчас до 60 метров, размах лопастей - до 65 метров. Подобная ветроустановка стоит сейчас 1 300 000 долларов, в 20 раз дороже, чем типичная модель 1981-го года, но мощность ее стала в 120 раз больше. В результате стоимость электроэнергии упала с 38 центов за киловатт-час до 4 центов. Это вдвое меньше, чем платит средний американский потребитель.

Ветроэнергетический бум приносит большие выгоды фермерам: они получают за установку одной воздушной турбины на своей земле, которую продолжают обрабатывать, как обычно, 2 тысячи долларов в год. В Южной Дакоте, где строится комплекс "Гремящий гром" общей мощностью 3 миллиона киловатт, фермеры уже заключили договоры на установку более 2 тысяч воздушных турбин. Этот комплекс совместно с крупной атомной электростанцией будет питать энергетическую систему Чикаго.

Мощность ветроэлектростанций, конечно, колеблется в зависимости от силы ветра. Но энергия поступает в общую сеть, имеющую много источников. Когда ветер усиливается, останавливаются паровые и газовые турбины, и доля ветроэнергии в общем балансе повышается, когда ветер стихает - все происходит наоборот.

В более отдаленном будущем, когда электроэнергии будет производиться намного больше, избыточную энергию по ночам можно будет использовать для электролиза воды и получения из нее водорода. А водород станет сырьем для так называемых топливных элементов, уже несколько десятилетий служащих источниками электроэнергии для космических аппаратов. Специалисты ожидают, что к концу этого десятилетия они значительно подешевеют, станут экономически конкурентоспособными и позволят заменить двигатели внутреннего сгорания в автомобилях электродвигателями. Первые электромобили с водородными топливными элементами, как утверждает представительница заводов "Форд" Сара Тачио, выбегут на дороги уже в 2003-м году. Такие автомобили, говорит автор "Эко-Экономики" Лестер Браун, будут иметь абсолютно чистый выхлоп, состоящий из одних водяных паров. "Переход на новую энергетику уже начался - говорит Браун - но пока этот процесс еще идет медленно".

Война с терроризмом еще более укрепила позиции адвокатов возобновляемых источников энергии. Хотя цены на нефть сейчас и упали, и хотя война пока не затронула нефтедобывающих государств, неустойчивая политическая обстановка в арабских странах, особенно в Саудовской Аравии, повысила озабоченность, связанную с нефтяной зависимостью США от импортной нефти. Президент Буш добивается от Сената одобрения своих планов, направленных на повышение добычи жидкого топлива на американской территории. А член Палаты представителей американского Конгресса демократ Дик Гепхардт приравнял быстрейшее освоение массового производства топливных элементов по своей важности Манхэттенскому проекту создания атомного оружия во время Второй мировой войны. Эту точку зрения разделяют и многие ученые. "Нашей энергетике предстоит сделать важнейший шаг вперед, - говорит Джон Тэрнер, научный сотрудник Национальной лаборатории по возобновляемым источникам энергии в городе Голдене, штат Колорадо. - Не менее важный, чем в свое время решение президента Кеннеди доставить не позже чем через 10 лет человека на Луну. Энергетическая независимость необходима для национальной безопасности США, и эта независимость, безусловно, может базироваться на возобновляемых источниках энергии".

АНТИ-АТОМ ПРЕСС 338 * ДЕКАБРЬ 2001

Для контакта с редакцией и получения дополнительной информации:

Антиядерная кампания, Социально-Экологический Союз а/я 211, 121019 Москва, Россия. Тел/факс 2784642, 7766546 E-mail: anc@ecoline.ru http://www.ecoline.ru/antinuclear

группа ЭКОЗАЩИТА! а/я 1477, 236000 Калининград, Россия. Тел (0112)448443, 757106 факс 448443, 437286, E-mail: ecodefense@online.ru http://www.ecodefense.ru

Главный редактор: Владимир Сливяк

Выпускающий редактор: Алиса Никулина