По итогам семинаров ИСАР-Сибирь "Использование интерактивных методов в экологическом образовании".

С 9 по 17 ноября в Новосибирске и Барнауле ИСАР- Сибирь провел два семинара на тему: "Использование интерактивных методов в экологическом образовании". Семинары проходили в рамках программы по проекту РОЛЛ "Распространение в Сибири положительных результатов дальневосточных проектов ППТ по экологическому образованию", при поддержке Института Устойчивых Сообществ и USAID.

В состав Новосибирской группы участников вошли 28 человек из 8 регионов Сибири: Читинской, Иркутской, Томской, Новосибирской, Омской, Тюменской областей, Красноярского края и Республики Бурятия. Барнаульская группа включала 25 человек из 5 регионов: Новосибирской, Томской, Кемеровской областей, Алтайского края и Республики Алтай. Участники семинара - это педагоги, школ, училищ, ВУЗОВ и Домов творчества, работники государственных управленческих структур образования, а также члены НПО и работники комитетов по экологии администраций своих регионов.

В программу обоих семинаров включены семинары-тренинги по интерактивным методам обучения, которые опираются на очень популярные разработки американского педагога-натуралиста Дж. Корнелла и российского академика Д.Н. Кавтарадзе. Семинар, где ведущими были Антон Семёнов (ИСАР-ДВ, Владивосток) и Валентина Кубанина (Ресурсно-информационный центр экологического образования, Владивосток), получил высокую оценку участников обеих групп. Участники подчеркнули, что получили возможность освоить новые формы работы, которые повысят эффективность занятий по экологии с детьми всех возрастов и в школе, и вне школы. По замыслу, участники семинара, получив теоретический и практический опыт использования игровых форм обучения, должны поделиться ими далее в своих регионах. Многие педагоги высказывали большой интерес не только в использовании новых методик и игр на своих занятиях, но и в их распространении среди коллег.

Помимо основного тренинга в программу обоих семинаров был включен тренинг по работе со спонсорами и по написанию заявок на получение грантов. Как и ожидалось, эта тема актуальна и для учителей школ, ведь многие из них ведут и огромную общественную работу. Порадовало и то, что многие из участников уже имеют успешный опыт в написании заявок на грант и в общении со спонсорами.

Новосибирская программа включала 4 лекции, которые дополняли основную тематику семинара:

ћ "О возможности непрерывного экологического образования от детского сада до ВУЗа" - доцент НГПУ Л.Н. Ердаков;

ћ "Биосферная роль человека" - доцент НГПУ Л.Н. Ердаков;

ћ " Исследовательский подход в экообразовании" - зав. естественно-научного отдела НИПКРО В.С. Барсукова;

ћ "Учебная экологическая тропа как средство экологического образования и воспитания" - Р.А. Мастинская, известный в регионе старейший педагог-эколог.

Заключительным этапом была организация "Круглых столов" для обсуждения планов работы собравшихся с учетом полученного на семинаре опыта. На новосибирском "Круглом столе" сложилось 5 рабочих групп, выдвинувших следующие проекты.

1. Создание межрегиональной учебно-методической сети. В её рамках - межрегиональный детский лагерь, детский фестиваль и другие детские всесибирские акции.

2. Программы организации мониторинга состояния рек и других водных объектов.

3. "Земля, мы и ХХ1 век", "Байкал 2000", программы, предусматривающие разработку долговременных эколого-образовательных проектов.

4. Памятники природы. Программа предусматривает развитие сети по обнаружению и регистрации значимых для региона природно-ландшафтных комплексов.

5. Создание межрегионального детского экологического издания.

Проекты будут доработаны на местах с привлечением консультационной и организационной помощи ИСАР-Сибирь.

В Барнауле участники предложили следующие совместные проекты:

1. Организация летних сборов педагогов и учащихся;

2. "От истока до устья" - координация деятельности общественных групп, занимающихся проблемами рек и водоемов, и организация экспедиции по реке Обь;

3. Создание сети экологического образования в Сибири;

4. Организация общественной кампании по созданию Кулундинского заповедника.

В целом, радушная атмосфера семинаров, общение участников, игры сделали из семинара - тренинга настоящий праздник для участников. Надеемся, что на этом сотрудничество не закончится, силами участников будут организованы подобные семинары в регионах, по результатам тренинга будет издана брошюра. А пока нас радуют приятные письма - отзывы участников семинара.

ИСАР-Сибирь.