Коллеги,
Год назад экологические и правозащитные организации России выступили с Заявлением в связи с первой годовщиной ратификации Россией Конвенции о химическом оружии. Тогда у нас еще теплилась надежда, что в руководстве страны найдется хоть кто-то, кто способен понять остроту ситуации.
К сожалению, за прошедший год положение еще больше ухудшилось. Руководители регионов, где хранится химическое оружие, занимаются исключительно выклянчиванием денег у Центра, а Центр в свою очередь клянчит деньги у иностранных государств. Поскольку ни одно ведомство страны реально не думает о риске будущего химического разоружения, возросла экологическая опасность для населения, имеющего несчастье жить возле хранилищ отравы, а также для прилегающих регионов.Положение усугубляется сложивимся в стране государственным бедламом, из-за чего "крайними" окажутся именно эти люди.
Так что настала пора обращаться к нашим властям с еще более серьезным Заявлением. Инициатива принадлежит А.Яблокову, а готовли проект мы вдвоем.
Ниже Вы найдете проект обращения.
Просьба найти возможным присоединиться.
Будем рады замечаниям по тексту.
С уважением
Федоров Лев А., Москва
25 ноября 1999 г.
Федоров Лев Александрович, президент
Союза "За химическую безопасность" (Россия),
E-mail: lefed@glasnet.ru
ЗАЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ
В СВЯЗИ СО ВТОРОЙ ГОДОВЩИНОЙ РАТИФИКАЦИИ
КОНВЕНЦИИ О ХИМИЧЕСКОМ ОРУЖИИ
Год назад, в связи с первой годовщиной ратификации Россией Конвенции о химическом оружии, мы обратили внимание Президента, Парламента и Правительства России на нетерпимость и опасность ситуации, сложившейся с подготовкой к уничтожению объявленных запасов боевого химического оружия.
Мы обращали внимание на:
- отсутствие документов, которые бы обеспечили эффективную защиту интересов населения, пострадавшего в прошлом при разработке, испытаниях, производстве, хранении и уничтожении химического оружия;
- отсутствие постоянного диалога с населением властей разных уровней, без которого, как свидетельствует опыт Чапаевска-1989, проведение химического разоружения невозможно;
- нелегитимность федеральной программы работ по будущему уничтожению химического оружия, не прошедшей требуемой законом государственной экологической экспертизы;
- отсутствие в стране экологически безопасных технологий уничтожения химического оружия;
- неприемлемость критериев выбора мест уничтожения химического оружия, определявшихся минимизацией расходов, а не экологической безопасностью людей и природы;
- неудовлетворительность государственной экологической экспертизы технических документов, связанных с работами по уничтожению химического оружия;
- невыполнение министерствами обороны и здравоохранения требований закона о рассекречивании документов медицинского и экологического характера о прошлых работах с химическим оружием.
К сожалению, за истекший год не было сделано практически ничего для обеспечения социальной и экологической безопасности населения при химическом разоружении:
- в принятых правовых актах не обеспечено право жителей на отселение из зоны защитных мероприятий;
- конституционное право граждан, пострадавшим при работах с химическим оружием, на законные льготы и компенсации подменяется волюнтаристскими решениями надзорного медицинского персонала;
- отсутствуют правовые акты, которые бы регулировали отношения военных властей и населения при химическом разоружении;
- региональные и муниципальные власти по-прежнему препятствуют реализации конституционного права граждан на непосредственное участие в решении проблемы землеотвода под объекты будущего уничтожения химического оружия;
- госкомэкология не установила экологический контроль за работой объектов по хранению химического оружия;
- армия, МЧС, власти всех уровней не готовы к защите населения при возможных авариях в процессе уничтожения химического оружия;
- госкомэкология не допускает ученых, представляющих общественные экологические организации, в экспертные комиссии по рассмотрению технической документации по химическому разоружению;
- военные власти препятствуют экологическим активистам и прессе в осуществлении законного права на посещение объектов хранения химического оружия.
При сложившемся неприемлемом положении начало работ по фактическому уничтожению запасов химического оружия невозможно, и было бы недальновидно на этом настаивать.
Начинать химическое разоружение в России необходимо не с требования денег у зарубежных спонсоров на создание мощностей по уничтожению химического оружия, а с разрешения социальных, медицинских, экологических, технических, юридических и организационных проблем, возникших при соблюдении интересов граждан, которые уже пострадали от химического вооружения страны и которые неизбежно пострадают при будущем химическом разоружении.
В химическом разоружении России нужны не столько деньги, сколько ответственная власть. Поэтому мы признаем справедливыми требования жителей о вывозе химического оружия из мест хранения вблизи их жилищ - никто не может отказать им в праве вступить в новое тысячелетие в условиях полной экологической безопасности.
В сложившихся условиях мы вынуждены поставить вопрос о приостановлении участия Российской Федерации в Конвенции о химическом оружии и о ее денонсации Государственной Думой Федерального Собрания.
Перечень подписавшихся общественных организаций.