СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ОТКЛОНИЛ ЗАКОН О ПРОДЛЕНИИ СРОКОВ ПЕРЕРЕГИСТРАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

МОСКВА, 12 октября. Вчера 11 ноября на пленарном заседании Совета Федерации отклонен закон о продлении сроков перерегистрации общественных объединений. Этот закон, предусматривавший продление срока перерегистрации на год - до 1 июля 2000 г., был разработан в Комитете по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы и принят без каких-либо проблем Думой 5 ноября в третьем чтении. Сенаторы отклонили закон, несмотря на активную поддержку представлявшего его К.Б.Толкачева (член СФ, председатель Государственного Собрания Республики Башкортостан) и рекомендацию поддержать Закон со стороны ответственного комитета верхней палаты - Комитета по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. Более того, согласен с продлением сроков перерегистрации и Минюст, получивший сотни обращений от общественных объединений. Об этом г-н Толкачев сообщил коллегам при представлении закона.

Главную роль в отклонении закона сыграла позиция представителя президента в СФ Вячеслава Хижнякова. Выступивший на обсуждении закона г-н Хижняков был настроен резко против продления сроков перерегистрации общественных объединений. Возражал против принятия закона не только он. Губернатор Рязанской области В.Н.Любимов заявил: "Мы должны достойно провалить этот закон". Обосновал это губернатор тем, что принятие закона, по его мнению, увеличит число политических партий. Рязанский руководитель посетовал, что раньше партия была одна, а теперь "их стало слишком много". Резко против продления перерегистрации общественных объединений выступил и сенатор Ш.Д.Ооржак, президент Республики Тыва.

Активную агитационную работу в кулуарах заседания проводили эмиссары ЛДПР, убеждая членов СФ голосовать против закона. В частности, член ЛДПР Н.В.Кривельская, яростно выступавшая от фракции Жириновского против принятия законопроекта еще на заседаниях Думы, обходила перед заседанием верхней палаты многих сенаторов и уговаривала их "прокатить" закон. Как и другие противники закона, она аргументировала эту позицию необходимостью ограничить рост числа политических партий.

Г-н Хижняков акцентировал внимание сенаторов на том, что продление перерегистрации добавит Минюсту работы и приведет, таким образом, к дополнительным бюджетным расходам из-за необходимости платить дополнительную зарплату его работникам. Представитель Президента не учел, однако, что судебные процессы, которые, несомненно, будут инициированы общественными объединениями, повлекут за собой еще большие издержки - и для министерства, и для судебных инстанций, и для бюджета.

Сомнений в том, что тяжб будет предостаточно, у экспертов не возникает. Как минимум потому, что выполнение решений о ликвидации (запрете деятельности) общественных объединений, не прошедших перерегистрацию, противоречит самому закону "Об общественных объединениях", разрешающему им существовать без образования юридического лица. Закон содержит ограниченный перечень оснований для ликвидации (запрета деятельности) общественных объединений, и отказ в перерегистрации не входит в их число. Следовательно, требование ликвидации не является правомерным, и не перерегистрированные организации в массовом порядке подадут иски в суд. Кроме того, действия по ликвидации неперерегистрировавшихся объединений нарушают право граждан на объединение, закрепленное в Конституции России.

Предлагаемый закон по сути никак не может отразиться и на судьбе политических партий, хотя сенаторы могут этого и не понимать. Как известно, в 1998 г. к Закону "Об общественных объединениях и религиозных организациях" была принята поправка, регулирующая деятельность общественно-политических объединений. В соответствии с поправкой 1998 года все общественные объединения, кто хотел попасть в число политических объединений (партий) и участвовать в политической борьбе, уже внесли изменения в свои уставы и перерегистрировались, не дожидаясь окончания срока перерегистрации всех общественных объединений (например, "СПАС" сделал это еще в январе 1998 года). Таким образом, продление перерегистрации общественных объединений к партиям отношения иметь не будет. Если представителей властей действительно беспокоит ситуация с политическими объединениями, то можно предусмотреть дополнительные требования для их регистрации и перерегистрации. В реальной жизни от перерегистрации пострадали не партии, а многочисленные неполитические объединения, которым отказывали под различными предлогами, в том числе явно незаконными.

Надо отметить, что представители Госдумы совершенно не ожидали такого поворота событий в Совете Федерации. Еще две недели назад они выражали полную уверенность в беспрепятственном прохождении закона через верхнюю палату и президента и в ответ на вопросы НКО о том, нет ли необходимости в дополнительной поддержке в виде писем и обращений, уверяли, что оснований беспокоиться нет. Эта уверенность думцев подкреплялась позицией представителя президента в Госдуме А.А.Котенкова, который во время рассмотрения законопроекта в Думе высказал поддержку со стороны администрации президента. Однако при обсуждении вопроса в Совете Федерации именно негативная позиция представителя президента в СФ г-на Хижнякова сыграла решающую роль. Что происходит в Администрации президента и с чем связаны противоположные позиции представителей в палатах Государственного собрания, объяснить не представляется возможным.

Мы призываем все некоммерческие организации активно отреагировать на провал принятия закона и направить письма с выражением возмущения решением Совета Федерации и позицией Представителя Президента в Совете Федерации. В письмах на имя представителей Государственной Думы мы рекомендуем настаивать на необходимости продолжения усилий по принятию этого очень важного для России закона.

Согласно регламенту работы Государственной Думы и Совета Федерации, у парламентариев имеется возможность создания согласительной комиссии для урегулирования разногласий. Однако, по мнению экспертов Думы, в данном случае создание согласительной комиссии вряд ли возможно, так как согласовывать практически нечего - поправка состоит из решения продлить срок перерегистрации общественных объединений на год, и можно голосовать или "за", или "против". В таком случае Дума имеет право просто выразить свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона и поставить его на голосование в Думе в ранее принятой редакции. В этом случае федеральный закон считается принятым при условии голосования за него не менее двух третей от общего числа депутатов нижней палаты. После этого принятый в таком порядке закон не нуждается в одобрении Совета Федерации, а в течение пяти дней направляется Председателем ГД Президенту для подписания и обнародования. При этом спикер нижней палаты должен просто уведомить Председателя Совета Федерации о направлении этого закона Президенту.

В связи с этим в письмах на имя Г.Селезнева, В.Зоркальцева, В.Борщева и других депутатов Думы было бы целесообразно поблагодарить их за поддержку общественных объединений России, выразить возмущение решением Совета Федерации, потребовать от Думы продолжения работы над законом и рекомендовать депутатам ГД принять решение о создании согласительной комиссии с Советом Федерации для урегулирования разногласий, а в случае невозможности ее создания - выразить свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона и поставить его на голосование в Думе в ранее принятой редакции для принятия голосованием за закон не менее двух третей от общего числа депутатов Думы. В письмах можно отметить, что важно не упустить решение важнейшего для страны вопроса в обстановке занятости подготовкой к выборам и что общественность Рссии поддержит такие действия Государственной Думы. При составлении ваших писем можете использовать приведенные выше аргументы и данные о количестве не прошедших в вашем городе и регионе перерегистрацию "живых" общественных объединений, делающих важную для общества и страны работу. Мы предполагаем составить образцы писем в ближайшее время. Однако если вы можете направить письмо, не дожидаясь наших рекомендаций, сделайте это, не откладывая. Просим также распространить это сообщение или его краткое изложение в листах рассылки и разместить на Веб страницах.

Письма протеста направляйте:

Представителю Президента в Совете Федерации Хижнякову Вячеславу Фадеевичу, факс 926-6058

Председателю Совета Федерации Строеву Егору Семеновичу, факс 292-6545

Руководителю администрации президента Волошину Александру Стальевичу, факс 206-0983

Президенту РФ Борису Николаевичу Ельцину president@gov.ru

Письма поддержки с требованием продолжить рассмотрение закона направляйте:

Председателю Государственной Думы Селезневу Геннадию Николаевичу, факс
292-8508

Председателю Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных
организаций Зоркальцеву Виктору Ильичу, факс 292-4126

Заместителю председателя Борщеву Валерию Васильевичу, факс 292-5458

Руководителям фракций и депутатских групп:

Председателям "профильных" комитетов ГД (имеющих отношение к деятельности общественных организаций):


Центр развития демократии и прав человека
119842 Москва, ул. Волхонка 14, 4-й этаж, тел.+факс (095) 203-91-96,
cddhr@rc.msu.ru, www.demokratia.ru