Жить по другому - можно: И хорошо жить!

Виктория Колесникова

С каждым годом на нашей планете растет число экологических общин -поселений, в которых живут люди, которые устали от потребительского образа жизни. В подобных сообществах стремятся производить необходимые продукты собственными силами, остальное закупают неподалеку. В одном из таких мест - общине Финдхорн на севере Шотландии побывали корреспонденты пресс-службы ЦКИ СоЭС. Финдхорн существует с 1962 года. Начиналось все с нуля, теперь в общине есть свой колледж, школа, магазины, мастерские, творческие студии, пекарня, молочная ферма и многое другое. Здесь так же экспериментируют с различными формами домостроения. Тут можно увидеть дома из древесных панелей, с целой поляной на крыше - дерн и живая трава лучше удерживают и притягивают тепло. В поселке есть уголок, построенный целиком из огромных бочек из-под виски: Уровень комфорта внутри таких домов ничуть не уступает среднему европейскому. Каждый год Финдхорн посещают тысячи людей. Туда можно приехать на месяц для учебы на курсах по эффективному использованию энергии, сельскому хозяйству, дешевому и экологичному домостроению и пр. Некоторые живут там по несколько лет семьями, затем снова уезжают в свои страны. Молодежь, выросшая в Финдхорне, часто возвращается туда уже со своими детьми. Всего в Соединенном Королевстве насчитывается, по разным оценкам, от 70 до 100 экологических поселений. Точными данными об общинах в мире не обладает никто, однако, существует информация по ряду стран Европы, Америки, Азии и Австралии. Самая последняя информация об этом содержится в докладе эксперта из Австралии Била Меткалфа, с которым можно ознакомиться в Пресс-службе ЦКИ СоЭС. Объем материала 20 страниц, язык английский. Мы также будем постепенно публиковать материалы о жизни эко-деревень и экообщин.

Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись.

Размышления об альтернативных поселениях там и здесь.

Святослав Забелин

В 1994-1995 годах мне посчастливилось побывать в нескольких альтернативных сообществах в США и Великобритании, а в 1997 году - посетить отечественное поселение "Китеж". Осенью 1998 года я принял участие в конференции представителей альтернативных сообществ в Финдхорне, которая позволила обобщить разрозненные наблюдения. Общим для их анализа и сравнения основанием, пожалуй, может служить лишь формула Сергея Фомичева, что "само по себе альтернативное поселение это некая акция, некий долгосрочный проект, который не может иметь самостоятельного значения, как и любая другая акция". Альтернативное поселение это опыт на себе, участники которого пытаются доказать, что можно жить "по-другому", альтернативно миру, от которого они отделяют себя в поселении. В так называемых развитых странах исследуемой альтернативой является жизнь сообща как антитеза большинству, исповедующему принцип Джеймса Бонда - "Живи и давай умирать другим".

Ключом к пониманию пропасти, в которой оказалось западное общество, служит "социальное открытие", обсуждавшееся в 1994 году на полном серьезе всеми газетами Лос-Анжелеса. Одно из многонациональных intentional communities (добровольных объединений) этого мегаполиса открыло, что если одинокая бабушка часть времени будет проводить на скамеечке перед своим домом, а проходящие мимо соседи будут с бабушкой здороваться, то бабушка будет чувствовать себя лучше, чем в ситуации круглосуточного пребывания в одиночестве во вполне комфортабельной квартирке.

Как было доложено на конференции в Финдхорне - большинство основателей и жителей альтернативных поселений запада - умные представители среднего класса в возрасте "за 40". Умные достаточно, чтобы - с одной стороны - испугаться предвидимого коллапса "общества потребления", а с другой - понять, что сообществом выжить будет легче.

Для альтернативных поселений конца ХХ века невыразимый и непроизносимый страх, читающийся в глазах, доминирующая мотивация объединения. Собравшись вместе, эти уже не молодые люди, как дети, светло открывают для себя радости прогулки по лесу и вечера у костра, счастье хоровода и песни под гитару. Нечаянно наткнувшиеся на удовольствие размышления, они принимают его за опыт духовного поиска, и слово spiritual не сходит с их уст. Обретшие какое-никакое душевное спокойствие в кругу единомышленников, они мечтают лишь о том, чтобы ЭТО длилось вечно. Поэтому второе магическое слово конференции в Финдхорне было sustainability, о котором слагали и распевали хором песни.

Выжившие западные сообщества решают для себя пока лишь проблему перехода от жизни инидивидуальной к жизни коммунальной. И хотя общество потребления отчетливо стремится их искоренить, используя весь арсенал "демократии" в диапазоне от экономического удушения до политического преследования, до идеи создания сообщества сообществ, способного противостоять натиску, они пока еще очень и очень далеки.

Формы таких сообществ весьма разнообразны. Если попытаться их как-то классифицировать по сложности, то на одном конце шкалы будут объединения соседей по дому или кварталу, в которых практикуются те или иные формы взаимопомощи. В качестве следующего уровня можно рассматривать разные формы того, что у нас обозначается термином "жилищно-строительные кооперативы". У нас эти инициативы завершались строительством многоэтажных многоквартирных домов и кварталов таких домов, у них - строительством деревень. Высший уровень - создание сообществ людей, объединенных той или иной идеей, в том числе, тем или инным религиозным верованием, в котором деревня - один из элементов организации общинного быта. Все эти формы назваются одним общим термином intentional communities - добровольные объединения, который призван отделить их от исторически сложившихся общин типа наших коммунальных квартир или деревень, в которых коммуно-подобное устройство личностью не выбирается, а принимается как данность.

Экономически большая часть западных альтернативных сообществ всецело зависит от окружающей среды. В вариантах соседских объединений и ЖСК все их члены зарабатывают на жизнь за пределами сообщества. В вариантах "идейных сообществ" значительная часть доходов получается сообществом от услуг, предоставляемых сообществом разного рода посетителям. В оптимальном варианте это разного рода семинары и тренинги, в худшем - сдача в аренду построенных в период расцвета гостиниц и конференц-залов.

В последние годы стало заметным стремление западных альтернативных сообществ к самообеспечению продуктами питания, но их успехи на этом поприще пока не велики.

"Восточные проекты", кем бы они ни затевались, начинаются или начнутся с того уровня, к достижению которого стремятся "западные проекты". И в этом их фундаментальное отличие. По западным меркам у нас каждая деревня - "экодеревня". И как бы мы ни кляли самих себя в приступах самокритики - взаимопомощь у нас норма, а отказ в помощи - почти патология. Мы всю жизнь чем-нибудь да делимся с соседями, друзьями и первыми встречными - горестями и деньгами, кровом и одеждой... . Пока жители развитых стран трогательно занимаются поиском корней в своих и чужих культурах, жители развивающихся стран не мудрствуя лукаво занимаются созданием структур, делающих их экономически независимыми от государств и транснациональных корпораций, которым все еще кажется, что они правят миром. Но это уже совсем другая история...

Некоторые мысли по поводу поездки в Финдхорн.

Ольга Берлова, ЦКИ СоЭС

Во-первых, что за событие происходило в этом далеком углу Шотландии и зачем мы туда поехали? Примерный перевод названия конференции звучит как "Создание устойчивых сообществ (или общин) здесь, там и повсюду". Почему "здесь" - потому что Финдхорн собственно также является экопоселением, духовным сообществом, основанным более 30 лет назад несколькими людьми, которых жизнь поставила перед выбором - жить по своему или влачить жалкое существование безработных в городе. Почему "там" - так и осталось загадкой. А везде - потому что постепенно, но сеть экопоселений покрывает всю землю. Зачем туда поехали мы. Официально или неофициально, но сейчас СоЭС и его программы все больше на себя берут функции проведения идеи и передачи знаний современному обществу наших стран возможности принципиально иной жизни, иного существования цивилизации. Эту же идею, плохо ли, хорошо ли, мы стараемся донести до массовых изданий через свои материалы. Пока реально на вопрос, а как начать жить по другому, мы, из нашего собственного опыта, могли привести только пример программы Экодом и, пожалуй, Муравьевского парка. Поэтому, главной задачей для нас было выяснить - а как, собственно, это (в смысле создание экопоселений) делается разными людьми в разных странах. Собственно, текст выступления одного из участников, описывающий краткую историю создания альтернативных поселений мы привезли, и возможно, есть смысл его перевести, с некоторыми комментариями. Кроме этого, есть масса разных впечатлений на разные темы. Во-первых, чисто технологически и экономически создание, успешное, экопоселения - без голода, холода и звериных шкур - вполне возможно уже сейчас, на территории наших стран в первую очередь. Дело в том, что "западники" уже действительно разучились жить на земле. Нам это понять довольно сложно, поскольку почти у каждого есть сад с огородом, многие строили свои дачи своими руками, изобретая при этом во многом очень даже экологичные ходы. То есть набор навыков и различных инструментов - от моральных до материальных - у детей серпа и молота (сам себе и пахарь, и строитель), гораздо больше. И то, что "им" приходится учиться делать заново - строить, обслуживать свои повседневные нужды, делать компостные кучи, скопом растить детей, помогать друг другу, обладая разными навыками - все это у нас пока есть. Ведь, как правильно заметила когда-то, кажется Марина Хотулева, где вы еще найдете страну, где кандидат наук живет на одной площадке со слесарем, при этом кандидат помогает обучать сына, а слесарь чинит соседке канализацию. То есть очень многие детальки конструктора у нас готовы, и многие жители наших стран просто вынуждены делать то, чему на Западе приходится учиться заново. Вопрос в другом - во взаимоотношениях и мотивации. Очень многие идут в создаваемые общины из страха - перед потребительской цивилизацией, перед "хищными вещами века", передодиночеством. Пропаганда потребления, материальных ценностей, материального достижения длиной в несколько столетий сделала свое дело - налицо глубокий духовный кризис, спасения от которого люди ищут себе подобных. Не случайно ведущим понятием на встрече было - "духовное сообщество". Основой, самой прочной основой, делающей собственно, сообщество устойчивым, являются все же духовные связи и общая духовная цель. Пока, правда, в основном люди пытаются восстановить порванные материальной цивилизацией духовные связи между собой, между собой и природой, не ставя перед собой цель некоторого дальнейшего духовного развития. Но для всего нужно время. Пожалуй, долгое одиночество в мире вещей учит кое-чему полезному, тому, чего так часто не хватает в наших сообществах. А именно - ценить каждого, как личность, как целый мир с правом голоса, зачастую с решающим правом голоса. Люди учатся смотреть друг на друга по новому - не как на винтики или наоборот, на что-то чуждое и отдельное, а как на абсолютно уникальную, незаменимую часть большого и прекрасного целого. Наверно, именно это, при всех проблемах, во многом наивности создает абсолютно неповторимую, непередаваемую по своей легкости, чистоте и дружественности общую атмосферу самого Финдхорна и проходившей встречи.

При всем при том, существует некоторое количество людей, которое на всех идеях и начинаниях пытается решить свои, совершенно материальные и малодуховные проблемы. И для них СНГ - это большой остров с малоцивилизованными папуасами, под миссионерство среди которых можно снять неплохие деньги. И потратить совсем даже не на папуасов с их проблемами, а на себя любимых. Но здесь, наверно, и проблема нашего собственного поведения - мы так громогласно заявляли о своей бедности и малоразвитости, и необходимости в воспомоществовании, что в это поверили все, включая нас самих в первую очередь. И именно такая позиция дает возможность делать деньги на НПО и экологической и социальной ситуации в наших странах различным, как бы это помягче выразиться, шустрикам от ООН до тех же НПО. И только от нашего дальнейшего поведения зависит, перестанут нас воспринимать как недоразвитых иждивенцев, или как партнеров, с которыми возможно сотрудничество. И дело не в том что мы - бедные, но гордые. Нет. Дело в том, что, как уже было сказано, у нас гораздо больше навыков и умений, которым мы еще можем поучить. Есть технологии, которыми можно обмениваться. Есть материалы, из которых экологичным способом можно делать экологичные вещи. Есть навык местных производств - не только пищи, но и вещей. Проблема в психологии - в отчасти врожденном, отчасти навязанном синдроме бедности и недоразвитости. Как сказал один из участников, смотрите на то, что у вас, есть, и считайте это в плюс, вместо того чтобы страдать о том, чего у вас нет. Пожалуй, все, что сейчас нас связывает с государством и огромными корпорациями - это деньги. Но, как выяснилось, можно обходиться и без этих официальных денег - с помощью взаимопомощи, взаимозачетов, своей альтернативной денежной системой. Кстати, различные варианты таких систем практикуются уже давно. Например, в одном из молодежных движений существует общая виртуальная валюта - ЭКО, которая рассчитывается из стоимости потребительской корзины в каждой из стран-участниц.

Изменить можно многое уже сейчас. Главное - действительно хотеть, чтобы ситуация изменилась, главное - стремиться к результату, а не увязать в процессе, который, возможно, дает некоторые личные выгоды в данную минуту. Но эта минута потеряна от общего времени, а их осталось не так много. Об этом стоит подумать, и подумать предельно честно. Конечно, духовность нельзя ни построить, ни натренировать, как мускулы, хотя кто-то и пытался нас в этом убедить. Но тем не менее, у нас есть основное оружие, которое способно помочь людям обрести почву под ногами. И посмотреть вокруг глазами, полными надежды, а не страха. Это - информация. Информация на всех уровнях - от самого маленького - одного многоэтажного дома, одного квартала до массовых изданий и глобальной информационной сети. Для того, чтобы люди смогли сами изменить свою жизнь, вовсе не надо собирать всех в экопоселения. Ведь сообщество можно создать в одном квартале, в одном доме. Только для этого надо смотреть, кто эти люди, что их ждет и что тревожит - и каких изменений мы хотим. Изменения и создание сообщества всегда происходит вокруг чего-то - и лучше если это происходит вокруг конкретного, хорошего, инициированного нами дела. А таких дел - море.

Наверно, работа по созданию сообществ на месте, там, где люди уже живут, не занимаясь отбором достойных и недостойных - самая сложная, но и одна из самых необходимых работ, которую действительно необходимо делать, без которой - из болота бегемота не вытащить. И еще - предоставить людям свободу выбора. Информируя, мы тем самым даем свободу выбора образа жизни и инструментов для этого образа жизни. Огромной, критической частью здесь также является свобода выбора образования. Только в Великобритании существует несколько колледжей, предоставляющих такую свободу выбора. И один из этих колледжей - Клюни, колледж сообщества Финдхорн. И пожалуй, создание собственного учебного заведения, некого открытого университета, который передает знания для построения реальной, независимой, принципиально иной жизни - не есть ли это какое-то общее дело для сообщества СоЭС (мечты?).

Возможно, многое, что для этого нужно, у нас уже есть. Посчитаем плюсы?