ОБЩЕСТВЕННАЯ КАМПАНИЯ ПРОТИВ УЖЕСТОЧЕНИЯ НАЛОГОВ ДЛЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Некоммерческим неправительственным организациям

ВНИМАНИЕ:

Просим распространить это и дальнейшие сообщения в электронном и печатном виде среди ваших коллег и партнеров, организаций, входящих в ваши списки рассылки и ваши межрегиональные сети, среди организаций в вашем городе, не имеющих доступа к электронной почте, и среди ваших сотрудников, добровольцев и подопечных. Копирование и распространение в любом виде, пересылка в конференции, электронные листы и форумы, вывешивание на Веб-сайтах и т.п. будет принято с большой благодарностью.


Кампания против ужесточения налогов для некоммерческих организаций - это совместные действия российской общественности и некоммерческих организаций, направленные на предотвращение принятия проекта Налогового Кодекса, одобренного Государственной Думой в первом чтении и предусматривающего введение с 1-го января 1999 г. налогообложения некоммерческих организаций наравне с коммерческими, что угрожает прекращением существования подавляющего большинства некоммерческих организаций страны и резким ухудшением социального положения миллионов людей.

Содержание

  1. Суть проблемы.
  2. Что происходит в Думе сейчас?
  3. Как возникла идея организации кампании. Что можно и нужно делать.
  4. О взаимодействии НКО и региональных координаторах.
  5. Что будет в следующих сообщениях.

Суть проблемы.

С первого января 1999 года некоммерческие организации России могут начать платить налоги наравне с коммерческими организациями.

Комитет по бюджету и налогам Государственной Думы приступил в октябре к обсуждению пакета законопроектов по налогообложению, в которых предполагается налогообложение некоммерческих организаций (НКО) наравне с коммерческими. Это обсуждение проходит в рамках подготовки этих законопроектов ко второму чтению в Думе. За основу этих законопроектов взят текст Специальной части Налогового Кодекса, одобренного депутатами в июле этого года в первом чтении. Второе и третье (заключительное) чтение в Думе и рассмотрение в Совете Федерации должны пройти до конца этого года - с тем, чтобы новая налоговая система была введена в действие с первого января 1999 г., когда начинается новый финансовый год.

Если в новых законах не будет учтена специфика некоммерческих организаций - организаций, деятельность которых направлена на решение социально значимых вопросов, а не на извлечение прибыли, то в ближайшее время может прекратить свое существование большая часть НКО. Это касается всех видов НКО - ветеранских, инвалидных, детских, благотворительных, групп самопомощи, экологических, правозащитных, женских, молодежных, национальных, историко-культурных, медицинских, исследовательских, образовательных, занимающихся развитием гражданского общества и многих других.

По мнению экспертов, несколько миллионов человек, в том числе инвалиды, ветераны, многодетные семьи, дети с нарушением развития и различными тяжелыми заболеваниями, больные наркоманией, алкоголизмом, диабетом, носители ВИЧ-инфекции, бездомные, люди в кризисной психологической ситуации, беженцы, люди, пострадавшие от нарушения своих прав, и другие нуждающиеся в помощи пользуются поддержкой некоммерческих организаций. В ситуации, когда правительство сокращает расходы на социальные программы, НКО часто остаются единственным местом, где люди могут получить помощь и поддержку. Однако сегодня само существование некоммерческих организаций поставлено под угрозу.

Главное и принципиальное отличие НКО от предпринимательских структур - затратный неприбыльный механизм их деятельности, при котором основу их бюджета составляют целевые поступления (пожертвования, взносы, гранты, субсидии) на уставную деятельность. Сегодня в России насчитывается около 60 тысяч НКО (не считая партий, профсоюзов и религиозных организаций). Их бюджет, согласно исследованиям ведущей организации, занимающейся проблемами развития некоммерческого сектора - "Консультации для ассоциаций и фондов"(КАФ), на 85% состоит из различного рода благотворительных и целевых взносов.. Эти средства и поступления НКО от собственной хозяйственной деятельности полностью расходуются на уставную деятельность. Прибыли (дохода), как у бизнес-структур, при этом не образуется и не может быть по определению.

Фундаментальная проблема нового Налогового кодекса и его отдельных частей, рассматриваемых сейчас в виде отдельных законопроектов, заключается именно в отсутствии разделения организаций на некоммерческие и коммерческие, непризнание принципиальных различий в экономических механизмах их деятельности. В результате для Налогового Кодекса все организации имеют прибыль (доход), реализуют товары или услуги и образуют добавленную стоимость, а значит, являются плательщиками соответствующих налогов. Это касается также и тех людей и организаций, которые передают в НКО средства и материалы и собственный добровольный труд. Налогообложению подлежат практически все виды благотворительной и некоммерческой деятельности. Так, налогами на прибыль, на добавленную стоимость, подоходным и другими видами налогов будет облагаться многие виды деятельности НКО и средства, получаемые ими на свои программы, в том числе практически все виды пожертвований, включая гранты и целевые взносы, безвозмездные услуги населению и средства, передаваемые от НКО населению. Здравый смысл подсказывает, что этого не может быть, но при взимании налога будет иметь значение закон, а не здравый смысл.

Поставленная сторонниками нового законодательства цель - увеличение поступлений в государственный бюджет - в результате не будет достигнута. Более того, эффект безусловно будет противоположным. Введение в действие этих предложений, во-первых, резко сократит количество пожертвований и других целевых поступлений в некоммерческие организации и поставит НКО перед необходимостью выплачивать налоги со своей деятельности, что вынудит их радикально сокращать свои программы или закрываться. По самым оптимистическим прогнозам директора КАФ Ольги Алексеевой, выживет не более 20% всех НКО.

Во-вторых, государство будет вынуждено взять на себя расходы по поддержке социально уязвимых категорий населения, помощь которым сегодня оказывают НКО. Хотя сегодня не существует точных данных о совокупном бюджете всех программ некоммерческих организаций России, но, по расчетам КАФ, в 1996 году этот бюджет мог достигать 300 миллионов долларов США. Эта, а может быть, и большая сумма ляжет на госбюджет в виде дополнительных расходов на социальные нужды. Учитывая, что большинство НКО используют труд добровольцев и в целом гораздо меньше тратят на административные расходы, чем государственные структуры, а также то, что многие социальные программы придется разрабатывать заново, что требует вложений средств, сумма дополнительной нагрузки на бюджет обещает быть существенно большей. В ситуации затяжного финансового кризиса нет уверенности в том, что у государства найдутся средства на эти незапланированные расходы. Рост социальной напряженности в результате ухудшения положения оставшихся без поддержки миллионов людей легко предсказуем.

В третьих, прекращение существования большинства НКО приведет к увеличению количества безработных за счет оставшихся без рабочих мест сотрудников НКО. По оценкам экспертов, в некоммерческом секторе работает от двух до четырех процентов рабочей силы страны. Пособия по безработице для уволенных в результате закрытия или сокращения организаций сотен тысяч людей - еще одна дополнительная нагрузка на бюджет.

И, наконец, те налоги, которые сегодня НКО реально приносят государству в виде подоходного налога с зарплаты сотрудников и консультантов и отчислений во внебюджетные фонды с фонда оплаты труда, прекратят поступать в казну. Таким образом, экономические и социальные потери от введения нового налогового законодательства многократно превысят планируемую выгоду в виде "налога на благотворительность". Государству и всему обществу такая реформа обойдется очень дорого.

Что происходит в Думе сейчас?

В основу пакета новых законов положен текст Налогового Кодекса, разработанного Правительством и поданного в на рассмотрение в Думу весной этого года. Впервые проект налогового кодекса РФ был внесен на рассмотрение Думы около двух лет назад. Столкнувшись с критикой многих его положений и невозможностью объединить свой проект с альтернативными предложениями, правительство несколько раз забирало его на доработку и в очередной раз представило на утверждение Думы свой окончательный проект весной.

На предварительном этапе обсуждения проекта Кодекса было подано в общей сложности несколько тысяч поправок, включая поправки, подготовленные рабочей группой по благотворительности и внесенные в Думу депутатом от фракции "Яблоко", заместителем председателя Комитета Думы по общественным объединениям и религиозным организациям Валерием Борщевым. Часть поправок, направленных на защиту некоммерческого сектора, была также подана еще одним депутатом от "Яблока" Анатолием Головым. Благодаря этим поправкам и письмам от некоммерческих организаций в адрес руководства Думы при рассмотрении проекта Кодекса в Думе в июле удалось снять из его Общей части наиболее одиозные положения. В июле Дума сразу в трех чтениях в течение нескольких дней одобрила Общую часть Налогового кодекса. Такая поспешность была вызвана тяжелой экономической ситуацией и необходимостью получить крупный кредит от Международного валютного фонда и Всемирного банка (продвижение в деле налоговой реформы было одним из главных условий выделения кредита). Однако депутаты не стали включать в текст предложенные от НКО поправки, а рекомендовали учесть некоторые из них при доработке Специальной части, которая определяет конкретные налоги, их применение и ставки. Благодаря этой половинчатой позиции принятая в качестве закона и уже действующая с августа Общая часть Налогового кодекса не разрешила описанные выше противоречия и не выделила НКО как самостоятельный вид налогоплательщика. Все вопросы оставлены до рассмотрения Специальной части Кодекса. Специальная часть была принята в июле в первом чтение и направлена в комитеты и комиссии на доработку с учетом предложенных поправок.

Рассмотрение поправок и второе чтение Специальной части Кодекса было намечено на осень 1998 года. Однако стремительное развитие кризиса - развал платежной системы, девальвация рубля, снижение налоговых поступлений в бюджет, - вынудило Правительство и Думу отказаться в начале октября от обсуждения Специальной части Налогового Кодекса в качестве единого документа. Для учета многочисленных поправок и согласования различных позиций и интересов не остается времени. Вместо этого было принято решение в срочном порядке принять по отдельности наиболее важные для федерального бюджета законы по налогам, в том числе по налогу на прибыль, на добавленную стоимость, подоходный налог, закон о таможенных сборах и платежах - для того, чтобы они начали действовать с 1-го января 1999 года. Для подготовки новых налоговых законов в Государственной Думе было создано несколько рабочих групп при Комитете по бюджету и налогам, каждая из которых работает над проектом своего закона.

Таким образом сегодня складывается следующая ситуация: во-первых, в основу разрабатываемых законов положен текст Специальной части Налогового Кодекса, одобренный в первом чтении в июле и содержащий все те же опасные для НКО и общества положения. Во-вторых, на разработку этих законов отведено чрезвычайно короткое время (возможно, менее месяца), поэтому есть все основания опасаться, что некоммерческие организации снова "выпадут" из новых налоговых законов, как специфический налогоплательщик. В-третьих, в условиях дефицита времени может понизиться скоординированность действий между рабочими группами, и если при рассмотрении одного налога особенности НКО будут учтены, этого может не случиться при обсуждении других налогов. Наконец, ряд ключевых фигур в Правительстве и в Думе уверены, что ужесточение налоговой политики и ликвидация всех налоговых льгот являются основой для вывода России из кризиса.

Все это создает серьезную опасность, что в результате будут приняты законы, которые поставят под угрозу существование 60 тысяч некоммерческих организаций России и судьбы миллионов людей. В настоящий момент рабочая группа Комитета ГосДумы по бюджету и налогам уже приступила к обсуждению проекта налога на прибыль. Таким образом, настал решающий момент. Счет пошел на недели.

Как возникла идея организации кампании. Что можно и нужно делать.

Если тяжелых последствий принятия этих законов для общества не понимают власти, то их хорошо осознают неправительственные организации. Начиная еще с лета, некоммерческие организации в разных регионах страны стали предпринимать усилия для того, чтобы повлиять на ситуацию. Руководству Думы и Совета Федерации были направлены коллективные письма, в которых несколько десятков НКО выражили глубокую озабоченность в связи с возможным принятием проекта Налогового Кодекса.

Когда Дума не внесла в Общую часть Налогового Кодекса поправки, представленные от имени неправительственных организаций и стало очевидно, что есть явная опасность скорейшего принятия Думой новых налогов "на некоммерческую деятельность", несколько московских НКО, активистов и экспертов объединили усилия для организации широкой общественной кампании против ужесточения налогов для НКО. Среди организаторов и активно поддерживающих кампанию - представители Центра развития демократии и прав человека, РБОО "Андреевский крест", КАФ, ОРТ, Агентства социальной информации, некоммерческого партнерства "Фокус", Фонда защиты гласности, правозащитных организаций, входящих в группу "Общее действие", женских, молодежных и экологических НКО.

Цель кампании - силами некоммерческих организаций и их подопечных во всех регионах страны активно воздействовать на депутатов ГосДумы от своих округов, на представителей в Совете Федерации от своих регионов и на Правительство с тем, чтобы с помощью общественного мнения и активного выражения позиции избирателей повлиять на депутатов и заставить их проголосовать за поправки, представляющие общественные интересы и поддерживающие некоммерческий сектор. Очень важно показать, какую роль НКО играют в решении проблем общества, разъяснять, что мы добиваемся не "льгот", а признания, как во всем мире, принципиально иного механизма налогообложения НКО. Одним из главных дозунгов кампании стало следущее заявление: "Мы не просим льгот, мы требуем справедливого налогообложения!"

Вряд ли мы имеем дело сегодня с убежденными оппонентами некоммерческого сектора, видящими в нем корень всех зол и мечтающими его погубить. Скорее, его просто не замечают и о нем не знают, а если знают - то не считают важным для общества. Поскольку разговор при обсуждении налоговой реформы происходит в экономических категориях, речь идет скорее об элементарном непонимании участниками обсуждения в Думе роли НКО в жизни общества и характера их экономической деятельности. Некоторые понимают значение НКО, но, вынужденные в сжатые сроки попытаться вывести страну из кризиса, просто не замечают, как целый сектор общества, за которым стоят миллионы людей, оказался под угрозой исчезновения.

Однако очень часто непрофессионализм людей у власти, их политиканство и откровенное пренебрежение интересами людей приводят к опасным для общества последствиям. В таких ситуациях настоящими защитниками общественных интересов проявляют себя именно неправительственные организации, добиваясь изменения политики властей и предотвращая порой принятие опасных решений и реакционных законов. В России уже накоплен успешный опыт кампаний НКО по защите общественных интересов, и это не может не вселять надежду. Под давлением общественности Правительство России отказалось от строительства высокоскоростной магистрали Ст.Петербург-Москва. В феврале этого года в результате действий экологических НКО были отменены 12 постановлений Правительства об использовании под хозяйственные нужды особо охраняемых природных территорий. На днях Президент отклонил одобренный обеими палатами парламента проект Уголовно-Процессуального Кодекса и направил его в Совет Европы на экспертизу соответствия международным стандартам прав человека, при этом одним из главных аргументов за это решение стал непрекращающийся поток писем и обращений правозащитников и общественности. Организаторов идущей больше года и ставшей знаменитой "открыточной кампании" против этого проекта УПК можно поздравить с большим успехом.

В копилке нашего общего опыта - многолетняя кампания за принятие закона об альтернативной службе, акции против войны в Чечне, усилия женских организаций по борьбе с домашним насилием, воздействие на Думу по принятию закона о государственной поддержке СМИ и другие гражданские действия. Эта пока еще новая для нашей страны сфера деятельности является важнейшим инструментом воздействия граждан на власть и участия граждан в решении общественно важных вопросов. Это должно стать настоящей основой российской демократии, пока что крайне болезненной, ущербной и нередко опасной для своих же граждан.

Мы призываем вас присоединиться к общественной кампании против ужесточения налогов для некоммерческих организаций. Отправьте открытки и письма своим депутатам и региональным властям с требованием защитить интересы избирателей, встречайтесь с ними и их помощниками на приеме и убеждайте их принять поправки, предложенные от имени некоммерческих организаций, рассказывайте в средствах массовой информации о проблеме, распространяйте информацию о кампании среди знакомых, коллег и подопечных своих организаций, просите их присоединиться к нашим общим усилиям, обратитесь за поддержкой к известным в вашем городе и и области людям - к ним скорее прислушаются. Словом, делайте все, что в ваших силах, чтобы голос общественности был услышан - и тогда, будем надеяться, народные избранники поймут, что их избиратели требуют от них ответственных действий на благо людей. И проголосуют при рассмотрении налоговых законопроектов правильно, во имя здравого смысла и общественных интересов.

Мы готовы оказать вам всяческое содействие по получению необходимой информации по новым налогам или о вашем депутате. Более подробные рекомендации по возможным действиям в ходе кампании будут разосланы в следующих сообщениях. В свою очередь, мы будем вам очень благодарны за любую помощь. Вы можете рассказать другим организациям в вашей области или людям, которым помогает ваша организация о том, какие опасности для вас и для них кроятся в новых законах по налогам. Вы можете скоординировать посылку обращений и писем депутатам и представителям власти от организаций и граждан вашей области.

Новые налоги должны начать действовать с 1-го января 1999 года. Сегодня от каждого из нас зависит наше будущее. Нам всем надо объяснить депутатам и другим представителям власти, как важно для людей и России в целом то, что мы делаем в некоммерческом секторе.

О взаимодействии НКО и региональных координаторах.

Воздействие на депутатов ГосДумы, губернаторов, председателей региональных законодательных органов и СМИ может идти несколькими путями, в том числе: - от группы некоммерческих организаций города или региона, объединивших усилия в рамках кампании и таким образом представляющих в глазах адресатов, СМИ и населения весомую общественную силу; - от отдельных некоммерческих организаций; - от людей, которым НКО оказывают помощь и поддержку. Все пути воздействия стоит использовать. С одной стороны, чем больше писем, открыток, обращений на приеме и т.д. от отдельных организаций и граждан получат представители власти, в первую очередь депутаты ГосДумы (напрямую или через помощников на местах), тем лучше. По опыту открыточной кампании против принятия Уголовно-Процессуального Кодекса, большое количество полученных открыток (более 8 тысяч в общей сложности) оказало существенное воздействие на депутатов и экспертов Думы.

С другой стороны, при организации пресс-конференций, публичном представлении коллективных обращений к своему депутату и региональным властям на собраниях, круглых столах и других публичных мероприятиях объединенные усилия и коалиционный характер действий НКО несомненно произведут впечатление. Важно, чтобы действия, как индивидуальные, так и групповые, были скоординированы по времени как ударное воздействие и поддерживались в те же сроки публикациями и передачами в СМИ.

Эффективность таких действий будет выше, если в каждом регионе (субъекте РФ) по одной неправительственной организации выступит в качестве координационного центра. При этом не имеется в виду, что такая организация стала бы руководить кампанией в своем регионе и представлять весь некоммерческий сектор. Таких полномочий никто на себя брать не должен. Речь идет о необходимости иметь место, куда интересующиеся организации и люди могли бы обратиться за информацией о проблеме, получить материалы, узнать, когда будет пресс-конференция или иное событие в рамках кампании; где НКО, не имеющие доступ к электронной почте и факсу, могли бы получить необходимые для подключения к кампании материалы. В конце концов, эта организация может быть физическим местом, где при необходимости могли бы собираться представители участвующих в кампании НКО.

Многое зависит от обстановки в конкретном городе и регионе и от уже имеющегося опыта сотрудничества различных организаций. Возможна ситуация, когда две или даже три НКО возьмут на себя такие функции, координируя их друг с другом. К сожалению, времени на раскрутку и планомерную подготовку кампании нет, и поэтому многое будет определяться на месте и по ходу событий, в том числе, например, кто из местных активистов или сотрудников НКО может быть наиболее эффективным "спикером" - человеком, к которому можно направлять представителей СМИ для интервью. В любом случае, важна открытость и коллегиальность в отношениях НКО друг с другом - тогда совместные действия будут эффективны. Если все участники будут знать, что и когда происходит, где и кто отвечает за какие действия, где можно получить материалы, куда можно направить журналиста, представителя власти или желающего примкнуть к кампании человека - это и будет эффективная коалиционная работа.

Так как средств на поддержку этой работы нет, организации, желающие взять на себя такую роль, должны понимать, что им придется посвятить этому часть своих ресурсов, в частности, выделить человека, который сможет отвечать по телефону, получать и отправлять электронную почту и факсы. Часть ресурсов можно поделить между несколькими организациями - например, встречаться по очереди в разных организациях, разделить копировальные расходы и т.д. Кому-то проще будет выделить человека на несколько дней, кому-то - добровольцев на конкретные мероприятия, кто-то предпочтет предоставить ксерокс или компьютер, а кто-то, может быть, сможет выделить на кампанию некоторую сумму денег и т.д. Не стоит забывать, что поддержка в виде людских и материальных ресурсов может прийти не только от НКО-участников кампании, но и от ваших подопечных, просто симпатизирующих граждан, коммерческих структур. Никогда не вредно спросить, не может ли человек или организация помочь и объяснить, для чего нужна помощь.

Определиться с координаторами в регионах важно в короткие сроки, чтобы мы могли сообщить о появлении координатора другим организациям в вашем регионе по сетям, в которых они работают (экологические, женские, правозащитные, молодежные, организаций инвалидов и т.д.). Связь внутри таких сетей зачастую лучше налажена, чем в рамках одного города среди организаций, занимающихся разными проблемами. Таким образом, многое зависит от инициативы желающих взять на себя эту роль и наличия в организации человеческих и технических ресурсов, готовности пожертвовать на 4-6 недель спокойной жизнью. Желательно, чтобы организацию знали другие НКО в городе и отношения были бы бесконфликтные. Если у организации имеется опыт организации подобных кампаний или участия в них, будет совсем хорошо. Просим желающих как можно скорее определиться и сообщить нам о вашем решении.

Что будет в следующих сообщениях?

В следующие сообщения мы планируем включить: - подробное (постатейное) описание предложений, содержащихся в налоговых законопроектах относительно налогообложения некоммерческих организаций; - содержание и смысл поправок, выдвинутых депутатами Борщевым и Головым в защиту некоммерческих организаций; - краткие требования, которые следует формулировать при обращении к депутатам; - подробные рекомендации по организации действий в рамках кампании; - рекомендации по написанию и образцы писем, открыток и пресс-релизов; - списки депутатов, избранных по округам, а также списки других адресатов кампании - руководителей профильных комитетов Думы, фракций, членов Комитета по бюджету и налогам, представителей правительства, имеющих отношение к проблеме и могущих повлиять на решение вопроса;

По всем вопросам, связанным с кампанией, просим связываться с нами по адресу:

119842 Москва, ул. Волхонка, д. 14, 4-й этаж
Центр развития демократии и прав человека
(с пометкой "Налоговая кампания")
тел/факс (095) 203-91-96; cddhr@rc.msu.ru
Юрий Джибладзе, Олег Стаханов, Вера Демичева