П Р О Б Л Е М Ы    Х И М И Ч Е С К О Й   Б Е З О П А С Н О С Т И

Сообщение UCS-INFO.344, 27 ноября 1998 г.

Пособие для простаков

НУЖНЫ ЛИ НАШЕМУ ХИМИЧЕСКОМУ РАЗОРУЖЕНИЮ

ЗАПАДНЫЕ ДЕНЬГИ

Недавно на ярмарке слов, имеющих отношение к химическому оружию, прошелестели два внешне не связанных сообщения.

Во-первых, прошла информация, что к нам заглянул на огонек американский сенатор Лугар - тот самый, которого знающие люди помнят по связке Нанн-Лугар - связке дающих денег.

Во-вторых, к приезду американского сенатора поспели и наши - из тех, что любят те самые деньги потреблять. Во всяком случае в электронных сетях появилась скромная просьба о выдаче больших денег. Будто бы на химического разоружение России. Объявлен даже сбор подписей.

Мы не называем того, чьи уши торчат из-за призыва о деньгах. И не потому, что эти уши покраснеют. Просто денег все равно не дадут, а препираться с охотниками до чужих money - себе дороже.

Что до эффективности западных денег, то опыт уже наработан и немалый. В UCS-INFO.169 нам уже доводилось писать о том, куда деваются деньги (пока что малые), которые были выделены доверчивыми американскими сенаторами на наше химическое разоружение. В основном они "пропали" (от более точного термина воздержимся).

Поскольку, однако, сейчас наши "активисты" начали просить под "химию" большие деньги, стоит отнестись к этому действу более серьезно. Поэтому мы приводим пример того, как были растащены на "ядерные" цели большие деньги - 1 миллиард долларов.

* * *

"ЕВРОПЕЙСКИЙ МИЛЛИАРД ИСЧЕЗ НА ПУТИ К РОССИЙСКИМ АЭС.

Восемь лет работы без видимых результатов и почти один миллиард долларов впустую растраченных средств - так оценила группа ревизоров ЕС ход выполнения одной из самых амбициозных и дорогостоящих программ сообщества: помощь России, бывшим советским республикам и восточноевропейским странам в повышении безопасности атомных станций советского производства. Хотя доклад 15 ревизоров, представляющих каждую страну ЕС, будет обнародован лишь в январе следующего года, шведской газете "Свенска дагбладет" удалось уже сейчас получить его в свое распоряжение. В результате самый грандиозный скандал за все время существования ЕС разразился ранее "запланированных" сроков.

Чернобыльская авария в 1986 году заставила европейцев отнестись к безопасности атомных станций на территории бывшего Советского Союза и его европейских сателлитов, как к своей собственной, и уже через два года после катастрофы для 9 российских станций и еще 18, находящихся в других бывших советских республиках и восточноевропейских государствах, была разработана дорогостоящая программа индивидуального лечения. Кроме брюссельского миллиарда отдельные страны Запада выделили свою многомиллионную помощь станциям с реакторами "чернобыльского" типа. Так, страны Скандинавии, например, взяли под особое покровительство российские АЭС в Сосновом Бору под Петербургом и на Кольском полуострове и последний "привет" СССР - самую новую и самую мощную из всех станций "чернобыльского" типа - Игналинскую АЭС в Литве. Ревизоры ЕС, обследовавшие все 27 подшефных АЭС, пришли к однозначному выводу: комиссия сообщества, занимавшаяся распределением европейского миллиарда "на атомную безопасность", обогатила лишь западноевропейских консультантов и предприятия, производящие оборудование для АЭС.

Для России и прочих государств, которым была предназначена помощь, ее эффект оказался минимальным. "С помощью проекта "на востоке" Запад лишь помог выжить своей собственной атомной промышленности", - комментирует доклад европейских ревизоров финский парламентарий в ЕС от "зеленых" Хейди Хаутала. Ее мнение типично для всех противников атомной энергетики в Европарламенте. Доклад позволяет судить, что международная атомная "мафия", состоящая из экспертов, консультантов и промышленников, попросту растратила средства, выделенные для России и ее товарищей по несчастью, имеющих "чернобыльские" АЭС. Комиссия ЕС, по сути дела, выступила сообщником западной атомной мафии, устроившей грандиозный пир на чернобыльских развалинах. Контроля за расходом выделенных средств в большинстве случаев не проводилось, первоначальные сметы завышались в ходе работ в несколько раз, и комиссия ЕС только платила. Ряд западных компаний, участвовавших в дележке "атомною" пирога, вообще не смог представить отчета о проделанной работе. Деньги просто испарились.

Ревизоры пишут, что неприличные даже по европейским масштабам суммы вознаграждения западным экспертам (до 25 тысяч долларов в месяц) "отравили взаимоотношения" с их коллегами в странах, где осуществлялась программа помощи. В свое оправдание комиссия совершенно неубедительно утверждает, что, мол, консультанты на меньшее не соглашались. На вопросы о том, по какому принципу выбирались эксперты и почему нельзя было устроить открытый конкурс с привлечением специалистов из России и восточноевропейских стран (в тех редких случаях, когда их допускали к работе, платили им в 15 раз меньше, чем их западным коллегам), распределители средств ответишь не могут.

Ревизоры отмечают невыплату зарплат персоналу российских АЭС и пьянство их украинских коллег как одну из главных причин низкой безопасности атомных станций. Из-за плохих условий жизни снижается стимул к работе, инструкции выполняются небрежно, отмечены случаи продажи "налево" оборудования и материалов, закупленных на деньги ЕС для повышения надежности станций. Из доклада следует, что Запад поступил бы значительно мудрее, если бы часть "атомного миллиарда" пошла на материальное стимулирование персонала АЭС.

Ревизоры обнаружили, что обычной практикой при распределении средств стало отсечение специалистов и предприятий России, имеющих ничуть не худшую компетенцию, чем их западные коллеги, от участия в проектах. Как правило, страна - получатель помощи вообще не привлекалась к планированию работы, а результаты труда западных помощников оставались тайной за семью печатями. Россия, к примеру, из множества аналитических докладов, составленных западными экспертами по результатам обследования наших АЭС, получила лишь один. На Западе этих консультантов тоже никто не контролировал. Неудивительно, что сегодня результаты их работы невидимы, как и те атомы, которые они обязались обуздать.

Вот только один пример, показывающий, что разгильдяйство и расхитительство - ничуть не российская монополия. Главное условие для расцвета этих качеств на всех широтах - доступ к бюджетным деньгам и их бесконтрольное использование.

На российской АЭС на Кольском полуострове уже долгое время бок о бок усердно трудятся два высокооплачиваемых эксперта - один, нанятый ЕС, а другой, оплаченный всемирной организацией индустриальных государств G24. Оба в условиях вечной мерзлоты и самоизоляции от аборигенов изо всех сил вручную повышают атомную безопасность. Что остается делать, если местному предприятию, предложившему свое оборудование, комиссия ЕС без всяких объяснений дала от ворот поворот, а западная фирма, на которую было решено пролить золотой дождь, почему-то до сих пор с принятием заказа тянет? Это оказался тот редкий случай, когда честность не позволяет просто так взять деньги, а умения сделать требуемое не хватает. Зато оказалось, что на Западе здорово научились собирать вентили безопасности. Их на станцию в качестве неожиданной гуманитарной помощи поступило сразу два типа, от разных фирм. Вентили качественные, только друг с другом и со станцией не совместимы. Но "атомные" деньги не мерены, еще закажут.

Так вот, на фоне этих мелких технических неприятностей особенно поражает вдумчивая работа полпредов западной атомной науки. Первый холит с приборами и ищет утечки, вслед за ним по тому же маршруту движется второй, как тень повторяя те же действия. Российские работники АЭС уже смирились с тем, что между ними и двумя западными экспертами нет контакта: языковой барьер, осложненный финансовой пропастью, видимо, сказывается. Но почему представители родственных культур напрочь отказываются общаться друг с другом? Ревизоры ЕС наконец-то дали ответ на эту заполярную загадку: эксперты охраняют свои трудовые места. Стоит им заметить друг друга - и, как честным людям, придется кидать жребий, кому отбывать на родину, на значительно меньшие заработки. За общую зарплату в 50 тысяч зеленых в месяц эксперт мистер Х в паре с консультантом мистером Y иногда демонстрируют российским сотрудникам АЭС сценку из жизни микромира. Случайно сталкиваясь во время обхода станции, они, как равнозаряженные элементарные частицы, молниеносно отскакивают друг от друга и так же молча продолжают свой загадочный путь по своим орбитам.

На АЭС в Сосновом Бору под Петербургом, увы, аттракцион – мистер Х сталкивается с мистером Y - все еще не начался, как и ему подобные проявления бурной деятельности. И это при том, что западная помощь, согласно финансовым документам комиссии ЕС, стремится в Сосновый Бор начиная с 1993 года.

Именно тогда впервые были выделены средства на установку там новой системы пожарной сигнализации. Естественно, работа была поручена некоей близкой сердцу сотрудников комиссии ЕС западной фирме. Но, как часто бывает в сердечных отношениях, первого знака внимания оказалось недостаточно, чтобы любимая откликнулась. Тогда еще через два года последовали новые дензнаки внимания той же фирме. И опять без ответа. Только с третьей попытки, в 1997 году, когда комиссия ЕС еще раз заплатила фирме своего сердца, та, нет, не сообщила, что наконец-то установила эти пожарные гудки, в европейском атомном деле ничего так просто не делается, а объявила, что приступила к выяснению требуемых технических характеристик сигнализации. Что означает в переводе с атомного на русский - начала изучать дополнительные финансовые возможности своих поклонников из европейской комиссии.

Сейчас европарламентарии, узнавшие из доклада ревизоров много нового и интересного из невидимого простому глазу атомного мира (в частности, что период полураспада собственной комиссии составил 8 лет, а вес "атомного" бюджета за это время уменьшился на один миллиард долларов), готовятся к обсуждению действий своих финансовых дирижеров.

Как заявляют скандинавские парламентарии ЕС, вероятно, распределители средств не будут освобождены от ответственности за аннигиляцию атомного миллиарда. Редчайший случай для Брюсселя, где почти законом природы стало правило - в цитадели ЕС никто ни за что не отвечает".

А.Смирнов, "Новые известия", 11 ноября 1998

* * *

Деньги - вещь ценная. А еще ценнее - ответственная власть, без каковой начинать химическое разоружение может разве что самоубийца.

 

Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" при финансовой поддержке Института "Открытое общество" * Редактор и издатель Лев Федоров

Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83

Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@glasnet.

Распространяется * "UCS-PRESS" 1998 г. по электронной почте