Жить по средствам во имя будущего
Некоторое время назад автору этой статьи довелось побывать на собрании активистов экологических организаций американского города Лонг-Бич. Пара десятков немолодых уже мужчин и женщин встретились в супермаркете, специализирующемся на продаже продуктов, которых не коснулись руки генных техников – потому весьма дорогих. Они выслушали гостей из России и рассказали о собственных успехах в области охраны природы. Смущали только два обстоятельства – то, что, беседуя, все пьют кофе из пластиковых стаканчиков помещенных в бумажные футляры, и то, что тезисы выступающих записываются на огромных листах бумаги, по необходимости удаляемых с доски-флипчарта. Получилось так, что люди, обобщенно называющие себя «зелеными» и сортирующие домашний мусор по разным, как принято в Америке, контейнерам, совершенно не думают об элементарной экономии ресурсов.
Американцы, по сути, в этом не виноваты. Вырасти в стране, декларирующей собственное всемогущество во всех сферах общественно-политической жизни – это что-то значит. А понятие «общество потребления» для россиянина среднего и выше возраста накрепко связано с США. Беда в том, что мы сами постепенно стали такими же ненасытными потребителями. Благосостояние понимается как возможность реализовать покупательную способность, использовать ресурсы для достижения максимального личного комфорта. Американцев никто не учил всерьёз думать о будущем планеты, русские еще не опомнились от «покупательского опьянения».
Простая мысль «Жить по средствам и сделать так, чтобы потомки жили не хуже нас» зашифрована в понятии «Устойчивое развитие», вошедшем в европейский обиход еще в 70-х. Тогда в Стокгольме была проведена Конференции ООН и создана Программа ООН по окружающей среде. Основной тезис – ответственность государственных структур за поиск выхода из конфликта между требованиями бурного социально-экономического развития и требованиями экологии. В 1980-х годах стали говорить об экоразвитии, развитии без разрушения, необходимости устойчивого развития экосистем. Всемирная стратегия охраны природы впервые в международном документе содержала упоминание устойчивого развития.
Устойчивое развитие — это процесс изменений, в котором эксплуатация ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Во многом, речь идет об обеспечении неубывающего во времени — от поколения к поколению — качества жизни людей и природного капитала.
Фактически речь может идти не о немедленном прекращении экономического роста вообще, а о прекращении, на первом этапе, нерационального роста использования ресурсов окружающей среды. Последнее трудно осуществить в мире растущей конкуренции, роста таких нынешних показателей успешной экономической деятельности как производительность и прибыль. В то же время переход к «информационному обществу» — экономике нематериальных потоков финансов, информации, изображений, сообщений, интеллектуальной собственности — приводит к так называемой «дематериализации» хозяйственной деятельности: уже сейчас объемы финансовых сделок превышают объемы торговли материальными товарами в 7 раз. Новую экономику двигают не только дефициты материальных (и природных) ресурсов, но во все большей степени изобилие ресурсов информации и знаний. Удельная энергоемкость хозяйственной деятельности продолжает снижаться, хотя общее энергопотребление пока растет.
Не все экономисты безоговорочно поддерживают концепцию устойчивого развития – есть о чём спорить - однако мысль об ограничении потребления ресурсов во имя благополучия будущих поколений укоренилась в сознании европейцев.
Собственно, важны три вещи: определить оптимальный баланс между потреблением и экономией; добиться того, чтобы эти идеи стали определяющими в формировании национальных политик и – воспитать новые поколения в духе рационального подхода к ресурсам и их потреблению. Возможно, это – самое сложное.
Наиболее активно пропагандой концепции устойчивого развития и Образования для устойчивого развития (ОУР), в том числе, в России, занимаются энтузиасты из Великобритании. Нельзя сказать, что соотечественники не принимают этих идей, но работу государственной машины моментально изменить невозможно. ОУР в нашей стране становится темой конференций, круглых столов и даже парламентских слушаний. Но воспитанию экологического мышления по-прежнему, уделяется мало времени.
Этой проблеме была посвящена региональная конференция, организованная недавно МЭБО-Центром кафедры ботаники и экологии НГПУ при содействии органов исполнительной власти области и «Сибэкоцентра».
Общественники и преподаватели, чиновники и библиотекари говорили о том, что более привычное для российских школ понятие «экологическое образование», близко ОУР по форме, но не по сути.
«Задача ОУР – воспитать принципиально новое представление о взаимозависимости биологических и социально-экономических процессов, - считает представитель «Сибэкоцентра» Алексей Дубынин, - Традиционно изучались последствия урбанизации и роста промышленного производства. Вышли дети в поле, исследовали речку, выяснили, как там всё плохо. Для ОУР характерна попытка проанализировать причины происходящего. Мы попадаем в ту область, которая экологическим образованием не затрагивалась – область экономических, социальных, гуманитарных знаний».
Собравшиеся констатировали инертность бюрократической системы принятия решений: если в соответствующем ведомстве есть человек, лично «проталкивающий» новые подходы в образовании – дело движется. Как только этот человек покидает свой пост, дело встаёт.
Мария Сидорова, сотрудник городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды, познакомила участников конференции с ситуацией в Новосибирске. По её словам, чиновники этого ведомства и рады бы взять на вооружение новые концепции, да закон не позволяет: «Мы не имеем права заниматься экологическим образованием, только лишь – экологическим просвещением».
Комитет не может также финансировать общеобразовательные учреждения, и собственными силами проводить пропагандистские мероприятия. Методическая база, между тем, у Комитета есть. «База была создана в 99 году, - говорит Мария Юрьевна - Тогда, с привлечением общественности, учёных была создана программа по непрерывному экологическому образованию. Но – как обычно бывает, вышли новые государственные стандарты, запрещающие нам пользоваться своими разработками».
Сейчас, по общему мнению, всё держится на частной инициативе – инициативе преподавателей, которые не считают за труд «пробить» соответствующие спецкурсы, факультативы.
«Известно, что в Облоно разрабатывается экологическая программа. Важно, чтобы она была разработана с учётом наших общих предложений. Я призываю вас принять участие в разработке, внести свои замечания» - сказала в заключение Сидорова.
По итогам докладов пленарного заседания Региональной конференции «Образование для устойчивого развития Сибирского региона» и выступлений на круглом столе была принята резолюция, в которой организаторы постарались регламентировать последующую работу. Предполагается активизировать методическую работу, при поддержке Администрации НСО организовать серию спецкурсов по теме ОУР, максимально полно распространить эффективные прикладные методики Сибэкоцентра по работе со школьниками и студентами, сайт, посвященный экологической проблематике.
И, пожалуй, самое важное - было принято решение на базе МЭБО-Центра НГПУ и Сибэкоцентра НГУ организовать рабочую группу по разработке (с учетом существующих программ и имеющегося опыта по ОУР в городе и области) концепции «Образование для устойчивого развития Сибирского региона». Для того, чтобы вся эта работа не осталась без властной поддержки, было решено подготовить и направить официальное письмо в Общественный совет при областном Департаменте охраны окружающей среды и природных ресурсов о создании соответствующей рабочей группы под руководством председателя Общественного совета А.И. Петрика.
Автор: Антон Лучанский
Источник: Большой Новосибирск
Опубликовано: 16.11.2006