Газ спасет Катунь?
У всякого нормального человека, хоть раз проехавшего по Катуни от Бийска и выше, идея строительства ГЭС на Катуни вызывает естественную неприязнь, как бы затрагивающую святая святых, нарушающая волшебство места, необъяснимо – сказочное его очарование.
Не понимаю, по чьему недоразумению не внесена эта местность в перечень всемирно неприкасаемых ценностей человечества, утвержденных где-нибудь в ООН.
Таких или похожих мест на Земле не сыщешь, и непрекращающийся поток посетителей, благоговейно взирающих на эту красоту, возрастал с каждым годом.
Однако однажды это был посетитель не с восторженным, а скорее с тяжелым взглядом. Стремление получить хоть какую копейку, угробив долину плотиной и водохранилищем, явно затмило здравый смысл блеском металла. Нет, за проектом проглядывались обещанные простому люду «золотые» горы. Зазвучали священные для всякого «нового» русского слова – а мы теперь продавать электроэнергию будем! Самобытная республика, и без того страдающая от непомерного контакта с цивилизацией (во всяком случае, с ее ликероводочной отраслью) как-то даже и не сразу сообразила, что и население должны спросить. (Уж больно тихо было спрошено). А молчание – знак согласия! И проект под ура прошел Госэкспертизу. В наше цивилизованное время открыты, конечно, и другие способы добывания электроэнергии. Например, во всем мире устанавливаются газопоршневые двигатели, добывающие не только электричество, но и тепловую энергию, и на российском газе, между прочим работающие. Себестоимость киловатт-часа (тепла и электричества) достигает копеек 25-30. Срок службы такой станции – двадцать пять лет непрерывной, без длительных пауз, работы. Из интереса я провел следующие расчеты. Допустим, республика в год должна употреблять 454 миллиона киловатт-часов электроэнергии (где-то встретилась цифра). Это количество будет выработано энергоблоком, насчитывающим всего 15 газопоршневых двигателей по 4 мегаватта электрической мощности каждый. При этом будет выработано и направлено в тепловую магистраль за год 160 тыс. гигакалорий тепла, достаточно для отопления 1,5 млн. квадратных метров жилой площади, или, считая что человек проживает на десяти квадратных метрах, на город на 150000 жителей (три Горно-Алтайска, однако). Стоимость этого энергоблока без здания, только немецкое оборудование – 1 миллиард рублей, а здание примерно обойдется в 300 миллионов рублей. Еще стоимость газопровода – но вот-вот газ придет в Белокуриху, а оттуда и до Горно-Алтайска рукой подать (так и запланировано). И перед потомками не будет стыдно. Обидно вот что. Ежели пройти Катунь вдоль Чуйского тракта, хотя бы до Ини, найдется не одно ущелье, более пригодное для строительства ГЭС, безлюдное, скалистое, не угрожающее никакому селению и туризму. Выгода выбранной площадки в трех штольнях для взрыва скалы и полутора быках будущего моста через Катунь? Что касается жителей сёл Куюс, Эдиган и Ороктой, о которых навряд ли кто вспомнит, то им можно предложить осваивать специальности гондольеров, заодно и туристов вдоль водохранилища возить будут.
Кстати, о туризме. Кто часто бывает в тех краях, наверное обратил внимание на настоящий бум в наше время обустройства мест отдыха вдоль Катуни. Туризм – вот настоящее золотое дно таких заповедных мест, а не добывание электроэнергии. Очень часто люди, даже никогда не бывавшие в Швейцарии, сравнивают Горный Алтай со Швейцарией. Автор этих срок в Швейцарии тоже не был, однако уверен, что проект запрудить долину в этой стране плотиной там и в голову никому придти не мог за тысячелетнюю историю. Цивилизация, однако.
Зам. генерального директора ОАО «СИАСК»
С.А.Сребный