Гробы под окнами, или крематорий во дворе

Уже около двух лет длится противостояние жителей поселка Каменский и Восход, расположенный на окраине г. Новосибирска и руководства ООО "Новосибирский крематорий". На одной чаще весов инвестиции в три миллиона долларов и будущие прибыли, на другой - физическое и моральное здоровье граждан, какая чаша перетянет пока не понятно...

Внешне проект выглядит благообразно: парк скорби и колумбарий, где предусмотрены недорогие захоронения урн и отдельные семейные склепы. Фасад будущего здания крематория украсят специальные ниши, каждая из которых посвящена отдельной религии: от православия до буддизма. Два зала прощания и отдельные комнаты, предназначенные для прощания с умершим. Лучшие архитекторы города работают в этом проекте. Наверно, такое предприятие будет пользоваться спросом, и многие новосибирцы захотят уйти из этого мира именно таким способом. Учитывая переполненные кладбища, спорить с необходимостью крематория никто не станет.

Складывалось у инвесторов проекта крематория все гладко: серия позитивных материалов в СМИ, благосклонное отношение администрации, даже неформальное благословение новосибирских церковных деятелей.

Но тут плавное движение Новосибирска к светлому будущему с крематорием на окраине нарушили шумные протесты жителей двух поселков, на территории которых крематорий и планировался. Особенно не нравится проект этого строительства жителям трех двухэтажек, которые расположены в 350 м от будущего крематория (а забор парка скорби будет и того ближе - 15 м до ближайшего жилого дома). На расстоянии 500 метров расположена психоневрологическая больница, 800 метров и более -- коттеджи Кирзавода. Дорога к крематорию проходит и мимо коттеджей, и мимо двухэтажек. А что такое ежедневные процессии с гробами и траурной музыкой, представить можно.

Но жить около кладбища - это только один аспект проблемы. Крематорий - это не просто кладбище, это место, где трупы сжигают. Не даром сейчас в Швеции проходит компания против кремирования под лозунгом "Не мешай своей смертью жить оставшимся". По оценкам специалистов концентрация азота превысит предельно допустимую концентрацию в 5-10 раз. (А как Вы помните, двуокись азоты - это основа кислотных дождей). Бензаперен, диоксины и сажа в зимнее время будут соединяться в устойчивые аэрозоли, легко проникающие в легкие и оседающие там (и бензаперен, и диоксины вызывают раковые заболевания). Учитывая все выше написанное становится понятным, почему для подобного рода строений по российскому законодательству положена тысячи метровая санитарная зона. То есть по закону на расстоянии тысяча метров (КИЛОМЕТР!) не должно быть никаких жилых домов. Как же так получилось, что крематорий строится в 350 метров от жилых домов?

Лет сорок назад место под крематорий было отведено на территории Гусинобродского кладбища (там до сих пор отведена земля, зарезервированы коммуникации). Почему не используются под территорию крематория эти земли, официальные структуры ответа не дают. Поэтому пользоваться приходиться слухами. А по слухам "Сибирская ярмарка" (директор которой и является учредителем ООО "Новосибирский крематорий") - организация хоть и богатая, а значит и уважаемая, но в похоронном деле новичок. Вот и не пустили их на Гусинобродское кладбище.

Осенью 1998 года глава "Сибирской ярмарки" Сергей Якушин стал руководителем ООО "Технофорум", которое приобрело базу военного гарнизона В/Г N 92, которая как раз и расположена фактически во дворе жилых домов. В скором времени на территории бывшей базы началось строительство. Проект не прошел никаких разрешительных инстанций. Начальник строительного отдела Новосибирского градостроительного проектного института Лариса Казакова, курирующая проект, утверждала, что строительство начато даже без чертежей. ЗАО "Сибирская ярмарка" несколько раз выплачивало штрафы за незаконное строительство. Штрафы выплачивались, а стройка не останавливалась.

В этом проекте много странного, много вопросов, на которые нет официальных ответов. Например, как можно уменьшить санитарную зону с тысячи метров до 350? Почему после решения прокуратуры о неправомерности СЭС Новосибирской области менять размер санитарной зоны, пришла документация из Москвы, подтверждающая это решение? Почему Департамент природных ресурсов, у которого проект получил отрицательную оценку, неожиданно изменил свое решение? Как возможно начать строительство объекта, не имею практически никакой документации?

Жильцы ближайших домов очень просили меня ни в коем случае не упоминать их фамилий. И для такой просьбы есть причины. Кооператив, владеющий ближайшими жилыми домами и ставший инициатором противостояния, проходит проверку за проверкой. Экспертом, проводящим независимую экспертизу проекта крематория, заинтересовалось ФСБ и дело даже довели до суда. На одну из активисток было заведено уголовное дело, через два месяца дело за неимением состава преступления закрыли, но нервы потрепали качественно. Что дальше?

Юлия Черная, "Медвежий угол", ИСАР-Сибирь, Новосибирск

e-mail: isarsib@mail.cis.ru