Отходы большого города.
Проблема переработки осадков городских очистных сооружений до недавнего времени относилась к так называемым "вечным" проблемам коммунального хозяйства. В самом деле, что можно сделать с тысячами тонн жидкого активного ила, содержащего огромное количество нефтепродуктов, тяжелых металлов, ядовитой органики и тому подобных малоприятных компонентов? Все попытки переработать активный ил или отправить его на захоронение являлись, по сути, только временной мерой. Рано или поздно, но хранилища должны были переполниться, и пришлось бы начинать все сначала.
Но недавно эта "вечная" проблема была решена группой петербургских ученых, объединенных сотрудничеством с ООО "БАЛС". Они предложили новую технологию утилизации осадков и активного ила, в ходе применения которой из отходов жизнедеятельности большого города можно получить жидкое топливо, которое по теплоемкости превосходит мазут. Кроме того, можно получить также присадку к асфальтобетону, которая увеличивает его морозостойкость и прочность. Получается очень интересный производственный цикл: зимой лучше вырабатывать больше жидкого топлива, потому что на него спрос больше; а присадки к асфальтобетону лучше выпускать летом, в период производства дорожных работ. Кстати, добавка присадки к битуму увеличивает срок службы дорожного покрытия на 20-25 %.
Анализ экономической эффективности показывает, что при реализации годовой программы выпуска жидкого топлива в объеме не менее 60 тысяч тонн - а такой объем вполне можно получить на базе городских сточных вод - будет получен доход до 6 млн. долларов. Если столько же будет выпущено присадки к асфальтобетону, то доход составит уже 18 млн. долларов. А эксплуатационные расходы на организацию производства составят не более 500 тысяч долларов в год.
На сегодняшний день завершены все научно-исследовательские работы по этому проекту, разработано задание на проектирование технологического оборудования, определен его завод-изготовитель. При условии наличия финансирования через 18 месяцев в нашем городе возникнет первая опытно-промышленная установка, перерабатывающая 200 тонн жидкого осадка в сутки, первая система, которая позволит не просто решить извечную экологическую проблему, но и сделать так, чтобы ее решение приносило городу прибыль.
Наталья Нуштаева, "Зеленый Крест".
Из экодайджеста БЭВ