ЕЩЕ ВЧЕРА ЭТО БЫЛА НЕЛЕГАЛЬНАЯ РУБКА | Лесорубочные билеты в Болотнинском лесхозе появляются прямо перед проверкой

Мы постоянно слышим о том, что леса вырубают, реки мелеют, а воздух становится все грязнее. Но мы почти никогда не узнаем, кто конкретно в этом виноват. Природоохранные законы мешают зарабатывать деньги. Немалые деньги...

СИГНАЛ БЕДСТВИЯ

Уже полтора года в Новосибирске действует уже известный многим "зеленый телефон" 39-78-85 - горячая линия, по которой каждый житель города и области может сообщить о обеспокоивших его нарушениях в экологической сфере. В начале сентября на него поступило сообщение взволнованного жителя Болотнинского района, сообщившего о нелегальной рубке в Кругликовском лесничестве. Через несколько дней, 10 сентября в Болотное выехала группа общественной природоохранной инспекции Сибирского экологического центра, представители ОБЭП, отдела контроля Главного управления природных ресурсов НСО и прессы. В Болотном к ним присоединилась главный лесничий Болотнинского лесхоза Рита Николаевна Аяганова. Увиденное в Кругликовском лесу поразило всех участников поездки.

СТАТИСТИКА И ЖИЗНЬ

Если вы спросите человека, занятого в лесном хозяйстве, почему у нас так стремительно вырубаются леса, то он вам почти наверняка ответит: "Что вы, что вы, у нас хронический недоруб! Мы выбираем процентов двадцать запланированного леса". Но не даром существует афоризм про три степени лжи - ложь, наглая ложь и статистика. Если посмотреть на цифры чуть повнимательней, то окажется, что хвойных пород, более ценных с деловой точки зрения, вырубается уже около 57 %, а если не рассматривать данные по отдаленным и труднодоступным районам, то окажется что выбирается 90-100 % от запланированного. Итак, в тех местностях, что лежат недалеко от транспортных магистралей, вырубается вся "запланированная" сосна. Но только ли запланированная? По оценкам специалистов, нелегальный переруб может превышать официальный цифры от двух до десяти раз, в зависимости от района. Это значит что сосновые, кедровые, лиственничные, еловые леса нашей области зачастую используются хищнически, запасы деловой древесины истощаются, качество лесов стремительно падает, "зеленой сокровищнице" области наносится трудновосполнимый урон. Экологические последствия подобной системы хозяйствования более чем очевидны.

ПОД ПОЛОГОМ ЛЕСА

Кругликовский лес - один из "медвежьих углов" Болотнинского района, - раскинулся на берегах петляющей речки Кунчурук. При въезде в бор вас встречает Белое озеро - некогда полноводное и богатое рыбой, ныне зарастающее, мелеющее, почти превратившееся в болото. Неудивительно, ведь воду сберегает лес, а Кругликово сегодня - это одна из активнейших лесозаготовительных площадок. Проезжая по лесу, вы буквально на каждом шагу натыкаетесь на следы лесозаготовки. Вот валяются у обочины брошенные гниющие бревна (из тех, что упали с кузова или не влезли в машину), тут и там выходят на дорогу волоки, шириной с добрый проспект, просвечивают сквозь поредевшие деревья похожие на лунный пейзаж проплешины древоскладов: Но вот и цель нашей поездки - нелегальная рубка.

НЕЛЕГАЛЬНАЯ РУБКА КАК ОНА ЕСТЬ

У каждой рубки должен быть точный адрес, эта, например, - 10 деляна 36 выдела 62 квартала. Около двух гектар леса, точнее того, что лесом еще недавно было. В центре - склад, на котором остатки пока не вывезенного леса. Большинство срубленных деревьев - без клейм. Это значит, что их не отводил в рубку мастер леса. Обходим вырубку - перед нами густая сеть волоков, проложенных так, чтобы они проходили именно через участки с большим числом делового леса. По пням видно - вырублены самые лучшие с коммерческой точки зрения деревья - "деловая древесина". Вся вырубка замусорена огромным количеством сучьев срубленных деревьев. По технологии, они должны убираться параллельно с выборкой леса. Останавливаемся пораженные - перед нами так называемые "зависшие" деревья: рабочие пропилив большую часть ствола, бросили дерево стоящим. Это грубейшее нарушение техники безопасности. Причем таких деревьев не одно и не два. Судя по всему, работы остановлены второпях. Становится понятно, почему в разгар рабочего дня, объехав с десяток лесосек, мы не встретили ни одного рабочего. Очевидно, что когда вести о нашей инспекции дошли до организаторов работ, лесорубам была дана команда: "Всем из леса!"

ДЕЛА БУМАЖНЫЕ

У каждой рубки есть свои документы - как бумажные, так и "деревянные". Самым простым "документом" являются так называемые "деляночные столбы", ограничивающие территорию вырубки с указанными на них "паспортными данными" этой рубки. На 10 деляне 36 выдела такой столб был (в отличие от целого ряда других вырубок Кругликовского лесничества). Да вот незадача - площадь вырубки, которая обязательно должна быть указана на столбе, отсутствовала. Главным же документом любой вырубки является лесорубочный билет, который выписывает лесхоз. Как и столб - билет присутствовал. Однако, выписан он был: 9 сентября. Директор Болотнинского лесхоза Печенкин, объясняя столь недавнее происхождение данного документа, заявил, что, мол "производительность труда у нас высокая". Ну что же, в таком случае нельзя не радоваться за этот лесхоз, ведь вырубить лес на территории двух гектар за одну ночь - такое под силу только сказочному джинну. Но, видимо, Шахерезада тут не при чем. Судя по пожелтевшей хвое и объему заготовленной древесины, работы в этом месте велись месяц-два. И все это время велись они абсолютно нелегально - без лесорубочного билета.

ПЕРЕРУБ

По материалам лесоустройства всего на всем 36 выделе (а это - 22 гектара) должно было быть заготовлено из общего запаса в 530 куб.м. древесины не более 20%, то есть чуть более 100 куб.м. Именно столько и выписано для заготовки в лесорубочном билете. Однако по оценке участвовавшего в рейде руководителя отдела госконтроля ГУПР НСО в области лесопользования Виктора Петровича Вавилкина на десятой деляне было заготовлено примерно 200 куб. м. Переруб как минимум в два раза. Эти данные были занесены в протокол, составленный сотрудником ОБЭП. Список нарушений лесного законодательства, ведомственных норм и технологии лесозаготовки можно множить и множить. И если бы дело ограничивалось только 10 деляной! Безо всяких специальных усилий, просто проехав по лесу и выборочно осмотрев несколько выделов мы вновь и вновь наталкивались на похожие картины - неубранный лес, "зависшие" деревья, сияющие полным отсутствие каких было надписей деляночные столбы. Главный лесничий произнесла: "я в шоке". Пожалуй, это было общее ощущение почти для всех участников рейда.

КОНТРОЛЬ ОБЩЕСТВА

Общественный контроль сделал свое дело - привлек внимание властей. Управление природных ресурсов пообещало создать комиссию для служебного расследования данных фактов. Однако, новосибирские экологи не считают, что можно успокаиваться. Глава Сибирского экологического центра Александр Дубынин заявил: "У нас есть ощущение, что дело могут попытаться спустить на тормозах. Мы не считаем, что выявленные нарушения являются малозначительными. Мы самым серьезным образом будем следить за развитием событий".

Если общество сегодня всерьез не озаботится вопросами серьезного контроля за соблюдением природоохранного законодательства - завтра нам будет уже просто нечего охранять.

В. Журавлев
Соб.инф.