СВЯТОСЛАВ ЗАБЕЛИН О ГФ | "Если нам удастся выдержать нашу линию, то, возможно, мы сумеем предотвратить сползание нашего общества во главе с властью к той или иной форме административно-командной системы"

ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ФОРУМА

ЗАМЫСЕЛ

Идея созыва общероссийского собрания общественных организаций родилась в головах при-президентских политтехнологов во главе с Глебом Павловским весной 2001 г. и представляла собой одно из ряда последовательных мероприятий, целью которых было существенно улучшить управляемость российского общества непосредственно из Кремля и в интересах Кремля.

Первым мероприятием такого рода было фактическое подчинение Кремлю Государственной Думы в ходе выборов 1999 года, вторым - построение вертикали управления региональными властями, включая деление страны на 7 округов и вытеснение губернаторов из Совета Федерации. Потом был процесс подчинения Кремлю общероссийских средств массовой информации - от фактического разрушения недружественных информационных кампаний (типа "Медиа-Мост) до создания альтернативного Союзу журналистов России "общественного" объединения журналистов "Медиа-союз", целью которого была провозглашена поддержка политики действующего Президента.

К лету 2001 года дошли руки и до "третьего сектора". 12 июня в Кремле Президент принял группу представителей общественных организаций, где и была озвучена идея всероссийского собрания под названием Гражданский форум. Официальной целью мероприятия была названа организация диалога власти и общества. Однако предыдущие попытки такого "диалога", организованные теми же политтехнологами зимой 2000-2001 года в ответ на активность экологических организаций, заставляли усомниться в чистоте помыслов.

Напомним, что летом-осенью 2000 года общественными экологическими организациями была предпринята попытка организации всероссийского экологического референдума. В ответ, вместо того, чтобы вступить в диалог, под крылом Кремля была создана была "правильная" общественная организация, названная Национальным экологическим форумом, в которой объединились 100-процентно проправительственные "Зеленый крест" и "Кедр" с академиками Российской академии наук, Медицинской академии наук, Ветеринарной академии наук и Российской академии естественных наук.

Поэтому мы сразу предположили, что, как минимум, будет предпринята попытка разделить общественные организации на "правильных" и "неправильных". И что в диалог в обозримом будущем власть будет вступать именно с правильными. Справедливость предположения документально подтвердилась, когда 14 сентября в Нижнем Новгороде сотрудник Фонда эффективной политики Глеба Павловского и по совместительству представитель федерального Оргкомитета Гражданского форума в Поволжском округе заявил на пресс-конференции, что итогом форума должно стать учреждение Всероссийского Союза Общественных Организаций как одного из основополагающих институтов современного гражданского общества в России. В пресс-релизе также говорилось, что "Создание такого Союза, объединяющего самые разные многочисленные слои общества, но одинаково заинтересованные в процветании своего государства, улучшении жизни россиян, необходимо для проведения коренных изменений в системе взаимоотношений общества и власти. Союз призван наладить постоянный, заинтересованный и взаимовыгодный диалог с властью, что приведет к восстановлению доверия к государственной власти в стране и обеспечит обратную связь власти и общества".

Нарочно не придумаешь!

Процесс подготовки Гражданского форума также сильно напоминал подготовку партийного съезда. Только на этот раз вместо "партии для власти" (вспомним "Единство" 1999 г.) планировалось создать "общество для власти" и как бы на законных основаниях выбрать руководство гражданского общества России. Полномочным представителям Президента в округах были даны прямые указания оказывать подготовке форума всяческое содействие, в округах и в субъектах федерации стали создаваться, соответственно, окружные и региональные оргкомитеты для созыва региональных и окружных конференций, на которых должны были быть выбраны делегаты форума. Кандидатам в участники или делегаты съезда рассылались и раздавались объемистые анкеты и предлагалось докладывать в оргкомитеты о проводимых мероприятиях, которые как бы записывались в "предсъездовский актив".

На желание именно расколоть общественные организации яснее всего указывал тот факт, что к организации форума не были приглашены крупнейшие сетевые организации России, вроде "Мемориала" или Социально-экологического союза, а также организации, имеющие реальный опыт диалога с властью, вроде Конфедерации обществ потребителей. Т.е., кто мог бы с наибольшей эффективностью реализовать публично объявленный замысел форума.

Попросту говоря, нас собирались (а может быть все еще собираются) обмануть. Мы бы пришли на форум, посвященный развитию диалога с властью, а оказались бы на учредительном съезде организации, предназначенной в едином строю объединить и филателистов, и журналистов, и всех прочих. И обманули бы, поскольку первой естественной реакцией очень многих общественных организаций было желание отказаться от участия в этом представлении.

Не будем описывать все негативные последствия, которые бы имел Гражданский форум, пройди он по сценарию Кремля. В качестве аналога напомним ситуацию с пакетом законов о ввозе радиоактивных отходов в Россию. Принять его смогли только тогда, когда решения Думы стали определяться голосованием фракции "Единство". Можно переубедить членов любой политической партии, что нам и удалось с СПС и, отчасти, с КПРФ, но нельзя изменить результат голосования чучела партии. Оно голосует как прикажут.

Вклиниться в процесс, чтобы помешать созданию управляемого из Кремля чучела "гражданского общества", позволили два обстоятельства. Во-первых, Администрации Президента, в отличие от команды Павловского, нужно было не столько "построить" гражданское общество, сколько заработать на этом одобрение на Западе, жизненно важное для получения инвестиций. А там, на Западе, мнение Московской Хельсинкской группы или Союза журналистов исторически ценится куда выше, чем заявления кремлевских придворных.

Во-вторых, к лету 2001 года - в ответ на попытки Кремля строить государственные вертикали - правозащитные, экологические, потребительские и переселенческие организации успели построить разветвленные общественные горизонтали, а говоря проще - организовать между собой эффективное взаимодействие, достаточное, чтобы выступать не порознь, а вместе, достаточное, чтобы сформулировать общий перечень условий, необходимых и достаточных для нашего участия в процессе подготовки и проведения форума, достаточное, чтобы выступить как реальная сила.

НАШИ УСЛОВИЯ (по тексту, составленному Александром Даниэлем, "Мемориал").

1. Форум не должен выродиться в пропагандистское мероприятие, призванное продемонстрировать стране и миру уровень общественной поддержки нынешнего Президента. Голоса тех, кто жестко критикует российское руководство, например, за его чеченскую или (еще более щекотливый и болезненный вопрос!) экологическую политику, должны быть услышаны властью.

2. Форум должен стать местом конкретного обсуждения конкретных проблем, затрагивающих как всю совокупность НКО, так и отдельные сектора. Поэтому центр тяжести работы Форума необходимо перенести с пленарных заседаний на секционные и провести на нем серию предметных круглых столов с обязательным участием представителей правительственных ведомств, комитетов Государственной Думы, высших судебных инстанций.

3. Никаких "выборов" на Форум!

4. Никаких выборов на Форуме!

5. Легализовать", т.е. сделать явным и формальным участие в организации и проведении Форума представителей государственной власти, в частности и в первую очередь - Администрации Президента, являющейся реальным инициатором и организатором мероприятия.

6. Финансовая деятельность оргкомитета должна быть прозрачна как по источникам поступления денег, так и по направлениям их расходования.

НАС НЕ ЗВАЛИ, А МЫ ПРИПЕРЛИСЬ

Как и предполагалось, в начале августа к нам (т.е., к нескольким общественным организациям, участвовавшим в выработке вышеперечисленных условий) сразу по двум каналам поступило предложение: встретиться с представителями Администрации Президента и обсудить возможность участия в Гражданском Форуме. И такая встреча состоялась 20 августа в помещении Общества "Мемориал".

Со стороны власти в ней приняли участие первый заместитель главы Администрации Президента РФ В.Ю.Сурков и первый заместитель начальника Управления внутренней политики Администрации С.А.Абрамов, а также депутат Государственной Думы В.В.Игрунов в качестве одного из организаторов встречи.

Со стороны гражданских организаций на встрече присутствовали:

- от общества "Мемориал" - председатель правления А.Б.Рогинский и члены Правления А.Ю.Даниэль и А.В.Черкасов; последний представлял также Правозащитный центр "Мемориал";

- от организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие" - председатель организации С.А.Ганнушкина;

- от Московской Хельсинкской Группы - председатель МХГ Л.М.Алексеева;

- от Конфедерации обществ потребителей - президент Конфедерации А.А.Аузан;

- от Социально-экологического союза - сопредседатель Союза С.И.Забелин;

- от Центра развития демократии и прав человека - президент Центра Ю.Д.Джибладзе;

- от комитета "За гражданские права" - председатель комитета А.В.Бабушкин;

- от организации "За здоровую Россию" - президент организации Е.Ю.Шаталова.

Разговор с руководством Администрации Президента 20 августа был длинным и содержательным. Выяснилось, что не только общие наши соображения, но и многие из выдвинутых нами организационных предложений не вызвали у В.Ю.Суркова никаких возражений. К тем же предложениям, которые он не готов был принять немедленно (например, к тезису "Никаких выборов на Форуме!"), он, по крайней мере, отнесся внимательно и выразил готовность оставить их в качестве предмета дискуссии.

4 сентября в Кремле состоялась уже трехсторонняя встреча, с участием представителей рабочей группы "старого" Оргкомитета, именно - директора Фонда эффективной политики и внештатный консультант Администрации Президента Глеба Павловского и Председателя общественного движения "Гражданское достоинство" Эллы Памфиловой. От нашей группы организаций во встрече участвовали Александр Аузан, Андрей Бабушкин и Святослав Забелин. От Администрации Президента - Владислав Сурков и Сергей Абрамов. Во встрече также принимал участие Вячеслав Игрунов, уже к тому моменту давший свое согласие на вхождение в Оргкомитет.

На встрече были приняты почти все пункты нашей позиции. Некоторые из них даже усилены; так, спор о легализации государственной власти в подготовке и проведении Форума Сурков предложил разрешить, доведя ситуацию до ее логического завершения, т.е., включить в процесс представителей не только Администрации Президента, но также и Правительства РФ, парламента и высших судебных органов. Оргкомитет переформировывается заново; он будет состоять из 60 человек, причем каждая из сторон (мы, "старый Оргкомитет" и государство) предложит в него по 20 кандидатур; а в "рабочую группу" войдут 15 человек - по 5 с каждой стороны. От "выборов" на Форум организаторы также отказались.

Один из главных вопросов, - о том, должны ли быть созданы на Форуме какие-нибудь общие структуры и какие именно, - на встрече 4 сентября остался открытым. Стороны договорились продолжить дискуссию по этой проблеме.

С 10 по 24 сентября состоялось четыре заседания представителей трех договаривающихся сторон, посвященные, в основном, проблемам организации работы самого Оргкомитета. В итоге состав Оргкомитета был расширен до 81 человека (по 27 человек с каждой стороны), из которых 21 - члены Рабочей группы, на которую и ложится вся тяжесть оргработы.

Было решено, что Оргкомитет в полном составе соберется 2-3 раза и его функции будут ограничиваться утверждением:

Заявления о целях и задачах Гражданского форума;

Программы и повестки дня Гражданского форума;

Проектов итоговых документов Гражданского форума.

За основу, т.е. не в качестве догмы, принят следующий порядок формирования участников Форума.

3000 человек - представители региональных общественных организаций (по одному участнику от организации).

300 человек - руководители общероссийских и международных организаций, зарегистрированных Минюстом РФ.

700 человек - "квота рабочей группы".

1000 человек - гости и резерв, в том числе представители органов государственной власти, журналисты, иностранные наблюдатели и т.п.

Число участников Форума от каждого региона будет определяться Рабочей группой с учетом численности населения региона и активности региональных общественных организаций.

Окончательное решение о приглашении на Форум принимается Рабочей группой Оргкомитета на основе документов, представляемых оргкомитетами региональных подготовительных конференций, с учетом необходимости обеспечить участие общественных организаций, осуществляющих различные виды деятельности.

Участники от регионов, в которых не пройдут подготовительные конференции, будут отбираться Рабочей группой с участием региональных экспертов.

Установлены крайние сроки подготовительных мероприятий. Создание региональных Оргкомитетов должно быть закончено к 10 октября, а Конференции пройти до 20 октября.

Вот, собственно, и все, о чем на сегодняшний день договорились.

АНАЛИЗ

На данном этапе благодаря постоянной демонстрации силы в форме политических (в смысле возможности влиять на общественное мнение), организационных и экспертных ресурсов удалось развернуть процесс подготовки в действительно конструктивное русло. То есть - начали формироваться условия для того, чтобы вместо "чучела общественности" форум был увенчан началом переговоров между структурами первого и третьего секторов по актуальным вопросам российской жизни.

Если всем нам - как в Москве, так и в регионах - удастся в течение предстоящих двух месяцев эту линию выдержать, если удастся предложить, подготовить и провести в рамках форума серию серьезных диалогов с представителями власти, если удастся информационными и пропагандистскими средствами сформировать общественное мнение о том, что Гражданский форум должен быть именно местом переговоров о насущном, а не местом демонстрации лояльности власти и всенародной поддержки единственно верной линии - тогда ... .

Тогда, может быть, мы сумеем предотвратить сползание нашего общества во главе с властью к той или иной форме административно-командной системы, начавшееся в 1999 году. Или замедлить это сползание, к которому будут подталкивать многие внутренние и внешние обстоятельства.

Может быть удастся большее. Но - уверены - в случае нашего поражения окружающая социальная среда в России с каждым годом будет становиться все меньше пригодной для жизни, в том числе для жизни общественных организаций.

А "выйти из процесса", если станет очевидным, что ничего, кроме обмана не получается - мы всегда можем.

Святослав Забелин