"ПРИОБЩЕНИЕ СТУДЕНТОВ К СОХРАНЕНИЮ ПРИРОДЫ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОТУРИЗМА" | краткие итоги семинара и впечатления

С 15 по 19 сентября в Горном Алтае прошел семинар "Приобщение студентов к сохранению природы посредством экотуризма". Его организаторы - эко-инициативная группа "ВOREAS", преподаватели и студенты Горно-Алтайского госуниверситета, - собрали своих коллег из некоммерческих общественных объединений Алтай-Саянского региона на Семинском перевале. Семинар проводился с использованием интерактивных методов и имел целью внести ясность в понимание следующих проблем:

1. Что такое экотуризм и в чем его отличие от других, традиционных, видов туризма (к примеру, спортивного, коммерческого или приключенческого)? А главное, как его организовать?

2. Правовые аспекты деятельности некоммерческих общественных объединений.

3. Связь НКО и СМИ.

Всего в работе семинара участвовало 19 человек.

***

После нескольких по-осеннему дождливых и холодных дней наконец-то выглянуло солнышко, теплое и ласковое. Бело-голубой СЮТУРовский (из Горно-Алтайска) "ПАЗик" мчит нашу пеструю улыбчивую компанию по ровной асфальтированной дороге, разрезающей надвое сказочный мир Алтайских гор. -Чуйский тракт.

Поначалу из окна видна Катунь. Гордая красавица величаво катит свои "молочные" воды, вбирая в себя по пути многочисленные потоки чистых горных и рыбных, говорят, речушек. Вдоль дороги ютятся ладно отстроенные и удачно вписывающиеся в естественно-природный ландшафт турбазы, отели, кемпинги- День субботний, и навстречу нам мчатся свадебные кортежи. Мы едем на юг, в сторону границы с Монголией. Катунь - по правую руку. А слева, у склона горы, вдруг возникает палаточный торговый городок. Чуть дальше - обвязанные, словно новогодние елки, выцветшими, развевающимися на ветру ленточками кусты и деревья. Зрелище - довольно-таки необычное. Мы делаем остановку и, в желании утолить свое любопытство, дружно вываливаемся из полюбившегося нам "музыкального" "ПАЗика". И вскоре, надо сказать, помимо любопытства утоляем еще и жажду. Объектом нашего внимания оказался родник - Аржан-Суу, что в переводе означает "священный источник". Согласно местным преданиям, основанным на исконной древне-языческой религии алтайцев шаманизме, дальнейший путь странника будет благополучным и даже успешным, если путник выпьет несколько пригоршней и омоет свое чело водой из священного источника. Этот обряд - дань духам, обитающим здесь. А если у Вас есть тайное желание, Вы можете к веточке одного из деревьев близ Аржан-Суу строго определенным образом привязать ленточку также строго определенного цвета, и тогда заветное желание, надо полагать, исполнится. Рядышком, в торговых палатках, растянувшихся вдоль дороги, продаются изделия народных умельцев из бересты, древесины, камней-самоцветов, сувениры на память и брошюрки-путеводители. Дабы не прогневить духов источника Аржан-Суу, мы покорно исполняем все необходимые ритуалы (кто-то даже раскошелился на комус, щипковый народный инструмент коренных народов Сибири) и отправляемся дальше.

Скоро Катунь останется в стороне, а наш "ПАЗик" будет еще несколько часов бодренько пыхтеть в гору до пункта назначения - Семинского перевала. Высота - без малого 2000 метров. Недавние дожди накрыли здешнюю сочно-зеленую поросль легким покровом первого снега. Уже по-зимнему холодно, и руки зябнут. Хотя скупое на тепло сентябрьское солнышко, топит снег на крышах домиков спортивной базы "Динамо", организуя у крылечек веселую капель. И скоро снег совсем растает.

Здесь нам предстоит провести три, не самых худших в жизни дня и подружиться. График занятий уплотнен до предела, но все же мы успеваем совершить несколько впечатляющих и пробуждающих бурный восторг "вылазок" за пределы спорткомплекса. Мы карабкаемся на смотровую площадку, пуляемся, словно дети, снежками, лепим первую в этом сезоне снежную бабу, любуемся дымчатой панорамой гор окрест, и наши друзья из Тувы показывают вершинки их родной стороны.

Экскурсия в ботанический сад запомнилась интереснейшим рассказом Романа Опарина об особенностях алтайской флоры. На Алтае произрастает около 2000 видов высших растений. Для сравнения, во всей западно-сибирской низменности насчитывается, по разным версиям, от 600 до 1200 видов высших растений. О многих растениях сложены легенды, некоторые - священны, и почти все используются в качестве лекарственного или косметического сырья. Недалече, по тропинке можно выйти на крутой берег речки Сема и с двадцатиметровой высоты, стоя на "Камне любви", наблюдать за изгибами ее течения.

Будило воображение яркими картинами прошлого путешествие в Караколькую долину - долину Покоя, где в 50-е годы были проведены уникальные археологические раскопки. Большая часть найденных в древних алтайских гробницах золотых украшений сейчас хранится в Эрмитаже. Мы любовались древними наскальными рисунками, пытаясь представить наших далеких предков и разгадать заложенную в наскальные изображения информацию, стояли у алтайского жертвенника, овеянного ореолом святости и в наше время. Алтайцы, надо сказать, и сегодня бдительно следят и оберегают свои святилища, дабы их не осквернили иноверцы.

Около трех столетий назад коренное алтайское население подвергалось жестоким разрушительным набегам со стороны своих южных соседей джунгаров: алтайские семьи чудовищно уничтожали, вырезая до третьего колена всех родственников. И тогда алтайцы решили обратиться за помощью к государству Российскому, снарядив в 1756 году представительную делегацию ко двору Императрицы Елизаветы Петровны. С тех пор Алтай приобрел надежную защиту и статус кабинетных российских земель. В 1957 году в честь 200-летия добровольного вхождения Алтая в состав России на Семинском перевале была установлена стелла. Сегодня трудно представить, что несколько веков назад Семинский перевал был местом жестоких боев и кровопролитий.

Трехдневный семинар ознаменовался акцией общественных организаций Алтай-Саянского региона по очистке от мусора, нашим скромным вкладом в сохранение уникальной природы Алтая. Собирать битое стекло, пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты было делом обычным и естественным. И каждый положил камень, собственноручно с любовью и старанием разрисованный петроглифами, в небольшую пока кучку, символизирующую чистоту алтайской природы, которая в будущем (все19 участников семинара искренне на это надеются) вырастет до размеров большого кургана.

Но более всего мы были буквально ошарашены немереным количеством валяющихся под ногами, никому не нужных кедровых шишек. Мы грызли их, словно бурундуки. Неустанно, повсюду, до боли в челюстях, с перерывом, разве что, на ночь, за что получили по заслугам от местных поваров (обеды они готовят обалденные, из натуральных продуктов, обильно приправленные мясом марала). Пытаемся шишки собирать. Пока мы "семинарились", наш добродушный водитель "в легкую" заготовил два мешка чистого кедрового ореха. Шишки мешками увозят с собой отдыхающие-. Но меньше их от этого не становится. Растянувшийся на несколько тысяч гектаров многовековой чистый кедрач ассоциируется со сказочно- неисчерпаемой скатертью-самобранкой. Большая часть кедровых шишек так и останется нетронутым добром зимовать под сугробами. И лишь некоторые из них прорастут позже в благодатную алтайскую землю и дадут жизнь другим молодым кедрам, которые окрепнут несколько веков спустя и увидят других людей и другую, хочется верить, более счастливую жизнь.

Марина Чернышева, "АИСТ", Междуреченск