ЕСЛИ НЕЗАКОННО РУБЯТ ДЕРЕВО - ЗВОНИТЕ | Экологические правонарушения в Москве отслеживает специальная Экологическая оперативная инспекция

Есть "спасительные" номера, которые все знают с рождения: 01, 02, 03. Но к кому обращаться за помощью, если срубили деревья в парке за домом, а на цветочной клумбе за одну ночь "вырос" продуктовый ларек? Телефон оперативной экологической службы Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы, которая теперь действует совместно с Управлением по ГОиЧС г.Москвы - 925-5641 (в рабочее время).

Здесь, в диспетчерской городской экологической оперативной инспекции с конца июля принимают сигналы о природоохранных нарушениях в столице. Лаборатория на колесах делает замеры выбросов стационарных источников загрязнения атмосферы.

Крупных нарушений, по словам инспекторов, не так уж и много. Первое, что делают, приехав по месту вызова - оценивают общую ситуацию, проводят общую проверку документов нарушителей, и главное - разрешение экологов на проведение работ.

Сообщение от встревоженного москвича: на Рязанском проспекте у дома 45 на газоне работает экскаватор. Уничтожен цветник, сломаны деревья.

На месте вызова - неглубокий котлован, работы ведутся аккуратно. Верхний слой земли снят и перенесен в одно место, а не разбросан вокруг. Метрах в ста - экскаватор. В строительной бытовке неподалеку горит свет. А вот чего нет на "строительной площадке", так это информационного щита, на котором должно быть указано, какая организация производит работы, контактные телефоны.

Ордер на строительство инспектору предъявлен просроченный. Так что достоверность остальных документов еще предстоит проверять. Действительно ли заказчиком работ является организация "Доринвест", а исполнителем ООО "Дорожное строительство" и имеется ли на проведение этих работ "добро" экологов.

Бывает, что, например, не работает мойка колес грузовых машин - и грязь растаскивается по городу. Другой пример, болгарская строительная фирма нашла дешевый вариант заправлять машины на территории воинской части, и большегрузы "пыхтели" под окнами коттеджей в Жулебино. Строители АЗС "ошиблись" с метражом и начали рыть котлован на 300 метров ближе к жилым строениям. Но самое распространенное - нет положительного заключения экологической экспертизы. На нарушителей в обязательном порядке налагаются штрафы, в том числе и лично на руководителей работ.

Все тревоги москвичей тщательно фиксируются. Но зачастую проблема, с которой обращаются в оперативную инспекцию, относится к ведению других служб. Так, например, проблему неприятного запаха из вентиляционной трубы может решить СЭС, несвоевременный вывоз мусора со двора - Административно-техническая инспекция, прорыв канализации - Мосводосток. В каждом случае мы сообщаем им о нарушении. Многие вызовы отрабатываем вместе.

Обнаружив пятно мазута на Химкинском водохранилище, "шли по следу" до ливнестока на Ленинградском шоссе. Скорее всего, водитель просто вылил на решетку отработанное машинное масло. Оно напрямую по трубе пошло в водохранилище. Вместе с "Мосводостоком" ставили на воде заграждения, чтобы пятно не расходилось. Гидрометеорологи предупреждают о неблагоприятной погоде. О проседаниях грунта, обвалах стен зданий, о крупном разливе горюче-смазочных материалов, о загрязнении водоема мы обязательно сообщаем в столичное Управление по чрезвычайным ситуациям.

Зачастую экологи - оперативники сталкиваются и с "воинствующими" нарушителями. Так, почти детективный поворот имело дело о трех тополях, нет, не на Плющихе, а на Кожевнической улице. Мешали они виду из окон кафе-шашлычной. К моменту приезда инспектора два дерева уже были на земле, дровосеки подступали к третьему. Ответственность за порубку деревьев прописана в УК, статья 260. Вместо разрешения - отборные ругательства и угрозы. Тогда наш инспектор остановила проезжавший милицейский наряд и попросила разобраться. Но у городской милиции и без этого 33 заботы. Поймать домушника или спасти дерево - вопрос, конечно, не совсем риторический, однако дерево все-таки "не уйдет". Только на следующий день дознаватель из органов осмотрел место происшествия и оформил протокол. Документ и расчет ущерба передан в местное УВД.

А пока окончательно не решен вопрос о восстановлении экологической милиции в столице, - у деревьев пока больше нет защитников "в погонах".

Инспектора вспоминают, что раньше по звонку выезжали вместе с экологами в погонах: экологическая милиция представляла власть - экипировка, оружие, спецсвязь. К экологам в погонах нарушители относились корректно, что нельзя сказать о наших инспекторах.

Принципиальное решение по возобновлению деятельности экологической милиции в Москве недавно принято руководством МВД РФ, эксперимент, по-видимому, в конце года будет продолжен. Надеемся, что его результаты будут менее плачевны, чем предыдущего, трехгодичной давности.

К тому же экологические инспекторы не имеют на данный момент статуса государственного служащего, и, как следствие, лишены льготных статей и премий. А зарплата в тысячу-полторы рублей едва ли может удержать людей от ухода в коммерческие структуры. Единственной привилегии - бесплатного проезда на муниципальном транспорте - у инспекторов тоже больше нет. Единственная машина - только для выездов в удаленные промзоны.

В бригаде экологического контроля в основном остались те "динозавры", которые пришли в инспекцию в самом начале 90-х на волне общего энтузиазма по борьбе с экологическими преступлениями.

Но несмотря на все эти трудности, надо заметить, что, по сравнению с прошлыми годами, нарушать стали меньше. Свалки на пустырях, в поймах рек, самовольное строительство, сжигание мусора на предприятиях - раньше вывозить все это было гораздо дороже, чем сбрасывать. Сегодня нарушать невыгодно: жесткий контроль - плати штраф. Так например, компенсационная стоимость уничтоженной сосны диаметром 25 см, растущей в Центральном административном округе, отнесенном к особо охраняемой природной территории, составляет 100 тысяч 188 рублей.

К тому же акт о взыскании ущерба подшивается к общим документам, а это уже означает определенную "подмоченность" репутации фирмы, чья деятельность так или иначе пересекается с природоохранным законодательством столицы.

Наталья Финогенова. Пресс-служба Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы, 291-8826, 291-2890

http://www.priroda.ru/index.php?act=rnews&news=2&id=1975