БОЛОТА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ - ОТ ГОЛОЦЕНА ДО НАШИХ ДНЕЙ | Информация о симпозиуме д.б.н. А.Титляновой в газете "Наука в Сибири"

В конце августа в Ноябрьске (Тюменская обл.) состоялся международный симпозиум "Торфяники Западной Сибири и цикл углерода: прошлое и настоящее".

Организаторами стали: Институт почвоведения и агрохимии СО РАН, Институт географии РАН (Москва), Университет Утрехта (Нидерланды), Томский государственный университет, администрация г.Ноябрьска, Государственный комитет охраны окружающей среды г.Ноябрьска, фирма "Сибириуc" (Новосибирск). Симпозиум был поддержан государственным учреждением "Экология Ямала", INQUA (Международная комиссия по изучению четвертичного периода), IMCG (Международная группа по сохранению болот), Российским фондом фундаментальных исследований.

Город Ноябрьск - молодой (25 лет), но самый большой город Ямало-Ненецкого автономного округа. На территории округа добывается около 80% российского газа и около 20% нефти. Большая часть площади Ямало-Ненецкого округа заболочена. Здесь представлено все разнообразие северных болот, в том числе и подстилаемых вечной мерзлотой. Территория вокруг Ноябрьска - набор типичных северных ландшафтов с присущим им разнообразием болотных экосистем и видов растений. Болотные экосистемы различных частей земного шара имеют как много общих черт, так и много различий.

В связи с этим неудивительно, что из 70 участников симпозиума тридцать были иностранными учеными, приехавшими со всех концов света: из Австралии, Австрии, Германии, Канады, Нидерландов, Польши, США, Чешской республики, Финляндии, Японии. Среди приехавших иностранных ученых были выдающиеся болотоведы - С.Вомперский, Т.Юрковская и M.Succow, имена которых известны всем, работающим на торфяных землях.

Перед учеными, изучающими болота, сегодня стоят три серьезнейшие проблемы: какую роль играют болота в глобальном цикле углерода; как поведет себя огромный запас органического вещества торфяников при предполагаемом изменении климата; какие экологические функции выполняют болота и как сохранить большие массивы болотных земель в качестве резервов - заповедных территорий.

Все эти вопросы особенно актуальны для Сибири, так как площадь торфяников Западной Сибири достигает 10 миллионов квадратных километров, что составляет около 20% от площади торфяников мира. По имеющимся оценкам болота Западной Сибири содержат в виде торфа 51-55 Гт углерода.

Как накопились такие запасы углерода в торфяниках? Дело в том, что зеленые растения ежегодно производят определенное количество органического вещества. Эту величину называют чистой первичной продукцией. Каждый год в других экосистемах - лесах, степях, лугах - фитомасса, отмершая за год, в течение года минерализуется до углерода, который возвращается в атмосферу. В болотах же, благодаря длительному насыщению субстрата водой, минерализация заторможена. Количество вещества, минерализующегося до углекислого газа, меньше чистой первичной продукции и остаток мертвой фитомассы накапливается в торфе. Таким образом, болота, наряду с растущими лесами, являются экосистемами, накапливающими углерод.

Ведущие болотоведы считают, что накопление торфа в Западной Сибири коррелирует с изменением климата в голоцене (10 тыс. лет назад). Последние полученные данные, представленные на нынешнем симпозиуме, подтверждают, что образование торфа началось почти одновременно по всей территории Сибири. В позднем голоцене (3-4 тыс. лет назад) произошло похолодание, и скорость торфонакопления снизилась. На примере болот Обь-Иртышского междуречья и Васюганья было определено, что скорость накопления торфа колебалась в разные периоды голоцена от 28 до 63 г/см2 в год.

Вопрос о поведении болот под влиянием меняющегося климата дискуссионен и имеет, вероятно, различный ответ для областей с распространением вечной мерзлоты и при ее отсутствии. Для болот без многолетней мерзлоты наиболее вероятная реакция на потепление климата - увеличение торфонакопления во влажных областях, т.е. в большей части пояса бореальных лесов. В областях с наличием многолетней мерзлоты изменения в накоплении торфа будут зависеть от температуры воздуха и грунтов, длительности безморозного периода.

Особенный раздел симпозиума был посвящен использованию и охране болотных экосистем. Международная группа по сохранению болот (IMCG) и Международное общество по изучению торфа (IPS) для того, чтобы помочь всем тем, кто решает судьбу болот, сформулировали принципы "благоразумного" использования болот. Эти принципы включают несколько положений, учитывающих различные функции и "услуги" болот. Проведем два основных принципа:

- Любое решение об эксплуатации болота может быть принято только на основе выбора из различных возможностей использования данного болота.

- Разрешенная эксплуатация болот должна проводиться так, чтобы повреждения были минимальными.

На симпозиуме обсуждались вопросы трансформации болот под влиянием мелиорации, дренажа и добычи торфа. Сделаны предложения по выделению специализированных болотных территорий различного охранного статуса.

Симпозиум был организован таким образом, что первая половина дня была посвящена докладам и дискуссиям, а вторая половина - полевым экскурсиям. Экскурсии были проведены на болотах, где уже в течение нескольких лет работают болотоведы Новосибирска и Томска. Все три болота представляют типичные для северной тайги Западной Сибири торфяные экосистемы.

Первое болото - грядово-мочажинно-озерковое. На грядах встречается изредка сосна, доминируют кустарники и кустарнички. Второе - плоскобугристое болото - располагается на границе с лесом в районе крупно-бугристых болот. На буграх развивается кустарничково-лишайниково-сфагновые сообщества. Кустарнички образуют очень густые заросли до 1 м высотой. Вокруг бугров располагаются мочажины. Третье болото - типичное плоскобугристое на водоразделе около озера Тету-Мамонтотяй. Здесь на буграх доминируют кустарничково-лишайниково-сфагновые сообщества, а в мочажинах растет длиннокорневищная осока.

Экскурсии проходили очень оживленно. Все интересовались видами болотных растений, сравнивали их со своими отечественными. Постепенно группа разбредалась во все стороны по болоту так, что докричаться до каждого было невозможно, а собирались потом полные впечатлений.

А теперь мы расскажем о том, кто организовал этот уникальный международный симпозиум в маленьком, далеком не только от Австралии, но и от Москвы, городе Ноябрьске.

Возглавлял оргкомитет и являлся лидером симпозиума заведущий лабораторией биогеоценологии ИПА СО РАН, кандидат биологических наук С.Васильев. Большое участие в организации и проведении симпозиума приняли доктор биологических наук Е.Лапшина (Томск), А.Величко (Москва), Владимир Блойтен (Утрехт, Нидерланды). Проводили экскурсии Е.Лапшина и сотрудницы лаборатории биогеоценологии ИПА Н.Косых и Н.Миронычева-Токарева. Блестящий синхронный перевод был осуществлен сотрудницей ИПА, кандидатом биологических наук Н.Наумовой и ее ученицами.

Однако, главным организатором, без которого симпозиум не мог состояться, была администрация Ноябрьска. Мэр города Юрий Линк заявил на конференции, что он гордится тем, что был проведен такой уникальный симпозиум: "Мы не равнодушны к нашей природе и уверены, что рекомендации ученых помогут нам сохранить и щадящим образом использовать болота".

Отношение мэра настроило всю администрацию города на помощь симпозиуму. Бесплатно был предоставлен прекрасный зал здания администрации, выделены автобусы для экскурсий, доставки участников в аэропорт и из аэропорта. Любые вопросы быстро и конструктивно решал заведующий общим отделом В.Павлович. Главным координатором проведения симпозиума был председатель Ноябрьского комитета охраны природных ресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа В.Мозалевский.

Финансовые вопросы решала фирма "Сибириус", представляемая В.Забелиным. Эта фирма ведет экологические работы на территории Ноябрьска и его окрестностей. Являясь одним из членов оргкомитета, В.Забелин добровольно взял на себя обязанности решения любых (больших и маленьких) проблем, возникавших в ходе работы и жизни симпозиума. Веселый, общительный, он легко подружился с участниками и все иностранные гости знали его и звали по имени.

Эти люди сделали все возможное для проведения симпозиума, но главное, что способствовало успеху научной встречи - были сами ученые, не устававшие заседать, бродить по болотам и дискутировать в любом месте: в автобусе, в ресторане и даже в бане.

Первым результатом стала книга - сборник трудов - изданная в Новосибирске и представленная к продаже на симпозиуме.

А.Титлянова, доктор биологических наук

http://www-sbras.nsc.ru/HBC/2001/n35/f07.html