БОТАНИКИ ВОЛНУЮТСЯ О ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ | Подробности о международном совещании "Проблемы охраны растительного мира Сибири" в газете "Наука в Сибири"

В Центральном сибирском ботаническом саду СО РАН в конце августа прошло международное совещание "Проблемы охраны растительного мира Сибири". Подобная встреча, освещавшая столь же широкий круг ботанических вопросов, состоялась 20 лет назад. Нынешнее совещание было посвящено обсуждению вопросов охраны растительного мира Сибири и сопредельных территорий и приурочено к 90-летию со дня рождения выдающегося исследователя растительности Сибири профессора А.Куминовой.

Долгое время природные богатства России считались неисчерпаемыми, и, казалось, их использование не нуждается в ограничениях. Первые письменные законодательные акты по охране окружающей среды относятся к XI-XII вв. Например, в важнейшем историческом памятнике древнерусского права "Русской правде", принятом в 1072 г., содержатся статьи об ответственности за недозволенные действия по отношению к землям, лесам и диким животным. С тех пор, вследствие неумеренно активной деятельности человека и ухудшения экологической ситуации в целом, положение только осложнилось.

Единственным возможным путем решения вопросов охраны природных ресурсов в наши дни является четкая постановка проблем и консолидация усилий ученых всего мира, направленная на их скорейшее разрешение. Одним из таких совместных проектов стала "Конвенция о сохранении биоразнообразия", принятая на конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. и подписанная более чем 150 государствами. В Конвенции говорится, что каждое государство несет ответственность за сохранение биологического разнообразия, а наиболее эффективным направлением является изучение и охрана in situ, т.е., в естественных местах обитания. Также для ботанических садов принята международная программа по охране растительного мира, что еще раз подчеркивает общепланетное значение обсуждаемых вопросов.

Для России Сибирь является не только богатейшим источником природных растительных ресурсов, но и естественным историческим памятником, где вследствие изолированности некоторых экосистем встречаются реликтовые и эндемичные представители. К сожалению, уже можно назвать примеры редких сибирских растений, исчезнувших навсегда и пополнивших страницы условно называемой "Черной книги".

Горный Алтай является одной из территорий Сибири, где сложились уникальные природные условия и даже незначительное вмешательство в хрупкую экосистему гор может повлечь за собой дальнейшие необратимые потери в растительном, и как следствие, в животном мире всего региона. Стабильность экосистем нижележащих равнинных территорий тесно связана с сохранением растительного разнообразия горных ландшафтов, где берут свое начало реки Западной Сибири. Это лишь один пример того, как деградация одного типа экосистем, в данном случае высокогорной тундровой и альпийской растительности, может привести к нарушению водного баланса и нормального существования многих других сообществ, находящихся в экосистемах бассейнов рек. Существуют также огромные территории, промышленное использование которых привело к глубоким изменениям почвы и естественного растительного покрова. Отсутствие научной базы природопользования привело к тому, что в наши дни остро стоит проблема восстановления техногенных ландшафтов.

Во вступительном слове на совещании директор ЦСБС СО РАН профессор В.Седельников предложил коллегам направления, в рамках которых предполагалось провести работу совещания. Эти направления отражают возможные пути выхода из создавшейся критической ситуации в области природопользования. Были перечислены вопросы создания "Красных" и "Зеленых" книг; охрана как отдельных видов, так и целых растительных сообществ в парках и заповедниках; не совсем традиционный метод зонирования территорий регионов для сохранения всего биологического разнообразия; метод интродукции представителей природной флоры со всесторонним их изучением. Заслушивание и обсуждение докладов проходило в рамках работы нескольких секций.

Открывала совещание секция "Охраны флоры и растительности Сибири", включавшая в себя популяционно-онтогенетические исследования редких и исчезающих видов. В представленных работах оценивалось жизненное состояние и динамика как отдельных узколокальных эндемиков, так и экосистем в целом. Исследования проводились в районах Прибайкалья, Хакасии, Алтайского края, Новосибирской области и др. в условиях особо охраняемых природных территорий и в районах хозяйственного использования земель. В результате складывается неутешительный вывод о том, что большинство растительных сообществ так или иначе страдает от антропогенного пресса. Например, вследствие интенсивной эксплуатации лугов юга Западной и Средней Сибири происходит их быстрая деградация: нивелируются региональные и экотипические особенности, снижаются ценотипическое разнообразие и продуктивность. Основными дестабилизирующими факторами здесь являются неумеренные выпас скота и сенокосы, сбор лекарственного сырья; некоторые редкие и уязвимые растительные сообщества субальпийских лугов испытывают мощные нагрузки еще и со стороны туристов. Промышленное освоение территорий, например, распашка земель и разработка угольных и торфяных месторождений увеличивают нагрузку на оставшуюся естественную растительность, вследствие чего она нуждается в усиленной охране. Одним из примеров таких сообществ в Новосибирской области являются болота, используемые как источники торфяных и водных ресурсов.

Итогом работы этой секции стала разработка принципов охраны и рационального использования растений: были предложены системы мониторинга и охранных режимов различных сообществ в зависимости от их нынешнего состояния и степени научной и хозяйственной ценности; проанализирован опыт различных регионов в установлении критериев приоритетности районов, по которым в дальнейшем планируется формировать новые и совершенствовать работу уже существующих охраняемых природных территорий разного ранга. Также необходимым было признано ведение просветительской деятельности. Подчеркивалось, что система экологического образования на всех уровнях требует значительных дополнений и доработки.

Следующая секция включала в себя проблемы создания "Красных" и "Зеленых" книг. Помимо представленных результатов по созданию и уточнению списков редких и нуждающихся в охране видов и растительных сообществ (республика Бурятия, Ханты-Мансийский АО, юг Тюменской области). Обсуждалась и нормативно-правовая сторона этой проблемы. Издающиеся в форме "Красных книг" списки редких растений имеют статус природоохранных документов. Однако, как показывает практика, под реальной охраной находятся только те виды, которые произрастают в пределах особо охраняемых природных территорий - в заповедниках, заказниках, национальных парках, памятниках природы. Как правило, в пределах таких территорий оказываются популяции сравнительно небольшого числа подлежащих охране видов. В отношении же редких растений, произрастающих за пределами охраняемых территорий, специальных нормативных документов, которые бы обеспечивали механизмы их сохранения, не существует. Пункты Постановления еще Совмина РСФСР "О Красной книге РСФСР", в которых говорится о запрещении на всей территории сбора растений, относящихся к видам, занесенным в "Красную книгу РСФСР", в полной мере не выполняются. Одной из важных задач сохранения растительного мира было названо совершенствование существующих и разработка новых нормативно-правовых документов, регулирующих охрану редких растений. На рассмотрение были предложены направления, по которым следует провести детальный анализ существующих в российской и зарубежных юридических системах законодательных и подзаконных актов, а также научной и научно-практической литературы. Было отмечено, что только грамотное сотрудничество биологов и юристов приведет к достижению цели сохранения биоразнообразия всего мира.

При обсуждении путей сохранения редких и исчезающих видов в ботанических садах рассматривалось несколько подходов. Одним из них является создание всевозможных коллекций, в том числе, банков семян. Многие из редких видов Сибири успешно интродуцируются. Причем, многолетние исследования по интродукции показывают, что чем многочисленнее и разнообразнее представлены виды растений одного эколого-географического комплекса на интродукционном участке, тем интенсивнее идут репродуктивные процессы и тем устойчивее структура популяций. Разными исследователями были представлены данные о возможности введения в культуру многих видов редких и исчезающих растений. Но существуют и ограничения в применении данного метода, поскольку многие виды не отличаются генетической пластичностью и за пределами ареала в условиях интродукции не сохраняются. На примере некоторых трудноадаптируемых реликтовых и эндемичных видов был продемонстрирован новый дополнительный подход к проблеме сохранения генофонда - метод культивирования in vitro (культура в пробирке). Для отдельных видов наблюдалось значительное ускорение хода онтогенеза клонов растений в условиях in vitro, а клоны, прошедшие через культуру, в условиях интродукции имели ускоренный темп развития. Эти данные в совокупности с ранее разработанными методами позволяют не только сохранять редкие виды растений на коллекционных участках, но и реинтродуцировать их в естественной среде обитания, тем самым пополняя природные популяции.

Еще одним важным вопросом, обсуждаемым на совещании, стала биологическая рекультивация техногенных ландшафтов. Промышленное использование земель не только нарушает растительный покров, процессы почвообразования, водный режим и т.д., но также потребляет значительное количество кислорода. Для Сибири характерным примером является Кемеровская область, где промышленное потребление кислорода на порядок превышает его поступление в атмосферу от деятельности растительных сообществ. Поэтому восстановление растительности в районах всевозможных хозяйственных разработок - отвалах, разрезах и карьерах, а также территориях, пострадавших от аварий (разливы нефти) и пожаров - является необходимой и неотложной задачей. Исследования динамики, особенностей и сроков саморекультивации нарушенных участков позволяют сделать вывод о том, что естественное восстановление растительности является длительным, превышающим 10-ти летний рубеж, процессом. Восстановление же лесных фитоценозов требует не менее 30-35 лет, причем, большое влияние на сроки самозарастания оказывает состояние почвы. В первые годы самовосстановления, независимо от типа факторов, нарушивших растительный покров, отмечается крайняя бедность видового состава. В дальнейшем происходит постепенное увеличение количества произрастающих видов.

Стоит отметить, что некоторые растения, в том числе и лекарственные, произрастающие в зоне вскрышных отвалов, могут содержать повышенные дозы микро- и макроэлементов, что делает непригодным их использование в качестве лекарственного сырья. В целом, разными сотрудниками были представлены данные об успешно проведенной рекультивации техногенных ландшафтов в районах Иркутской, Тюменской, Челябинской и Новосибирской областей. Проведен подробный ценопопуляционный анализ экспериментальных посевов, оценена адаптивная способность испытанных растений в экстремальных ситуациях, их долголетие и значение. Сделаны некоторые рекомендации по использованию тех или иных видов в качестве рекультивантов на породах разного типа.

Всего в конференции приняли участие 73 специалиста, в том числе сотрудники Института ботаники Монгольской Академии наук. Участники совещания отметили актуальность поставленных вопросов и высокий научный уровень представленных результатов. Подведением итогов работы международного совещания стало принятие ряда решений. Большое значение придавалось научно-просветительской работе по причине низкого уровня экологической образованности населения, а также биолого-юридическим вопросам. В том числе признавалась необходимой организация междисциплинарных ботанико-юридических исследований для подготовки специалистов по правовой охране природы.

Совещание было организовано Центральным сибирским ботаническим садом СО РАН совместно с Новосибирским отделением Русского ботанического общества, Региональным советом по проблемам ботаники и Региональным советом ботанических садов Сибири при финансовой поддержке РФФИ.

* * *

В рамках совещания было проведено заседание, посвященное 90-летию со дня рождения выдающегося геоботаника Сибири, профессора А.Куминовой. На протяжении 40 лет Александра Владимировна Куминова являлась руководителем и организатором первой за Уралом лаборатории геоботаники. Каждый год под ее руководством работали большие геоботанические экспедиции. Основными направлениями работы являлось фитоценотическое изучение растительного покрова Сибири с широким применением картографического метода, геоботаническое районирование, разработка региональных схем классификации разных типов растительности, составление монографических сводок и карт растительности крупных сибирских регионов. Вся научная деятельность А.Куминовой неразрывно связана с практическими интересами народного хозяйства. Наряду с решением теоретических вопросов, экспедиционные исследования сочетались с изучением кормовой базы животноводства исследуемых регионов. Широкий кругозор и научная эрудиция позволяли А.Куминовой работать на уровне современных интересов науки. Она - автор более 100 опубликованных работ, среди которых публикации по разным направлениям геоботаники и ботанической географии, по вопросам состояния естественных кормовых ресурсов, их охране и рациональному использованию. Много лет она занималась педагогической деятельностью. Кроме того, А.Куминова была талантливым популяризатором науки. Она является автором нескольких книг и цикла поэтических зарисовок, красочно рисующих природу и растительный мир разных регионов. Коллектив лаборатории помнит Александру Владимировну Куминову как талантливого целеустремленного организатора, а безграничная любовь к своей профессии и поразительное трудолюбие внушают следующим поколениям исследователей огромное уважение и на долгие годы останутся примером трепетного отношения человека к природе.

Марина Агафонова, аспирантка ЦСБС СО РАН.

http://www-sbras.nsc.ru/HBC/2001/n35/f06.html