ЧИНГИС-ГОРОДОК. СОКРОВИЩА ОБЫЧНОЙ ДЕРЕВНИ. // Вадим Журавлев, Ведомости областного Совета депутатов, Новосибирск

Нашему городу - век, области - чуть больше полувека… Кажется, что у здешних краев нет прошлого, и даже само имя Новосибирск как бы намекает на это. Но это не так. История наших мест богата, красочна и драматична. Более того, она жива, ведь живы поселения - свидетели тех далеких времен, когда Среднее Приобье было беспокойным пограничным краем русских владений в Азии. Мне хочется рассказать о дне вчерашнем и сегодняшнем одного из древнейших сел нашей области.

Княжья ставка

В начале XVII в. наши места представляли собой немирную границу русских владений. И хотя уже полвека минуло с тех пор, как потерпел свое последнее поражение "сибирский салтан" Кучум, пограничные тревоги были часты и кровавы. Сыновья и внуки Кучума продолжали год за годом терзать русское Пограничье. Очень трудно складывались отношения с калмыцкими племенами, населявшими Алтай и Западную Монголию. Естественно, что в этих условиях и уже "замиренное" татарское население далеко не всегда сохраняло верность вассальным клятвам.

Одним из таких сибирских племен были жившие в Среднем Приобье чатские татары - прежние подданные Кучума. Когда в начале 20-х годов XVII в. князья чатов принесли присягу русскому царю, в их числе был и "превосходивший прочих властителей знатностью" князь южных чатов Тарлава. В их землях были выстроены крепости, где чатские воины вместе с казачьими гарнизонами обороняли край от калмыцких набегов. Но в 1624 г. князь Тарлава по какой-то причине порвал с русскими и, откочевав со своими сторонниками вверх по Оби, начал совершать набеги на свои прежние земли.

Прошло пять лет. К 1629 г. Тарлава усилился настолько, что решил выстроить крепость - опору для военных начинаний, новую "столицу" своих владений. Подыскивая подходящее место, он остановил выбор на приглянувшемся ему удивительно красивом урочище при впадении в Обь речки Чингис. Так был основан Чингис-городок.

ТАРЛАВА И ТУХАЧЕВСКИЙ

В 1630 году, опираясь на отстроенную крепость, Тарлава, в союзе с князем племени белых калмыков и царевичами-наследниками Кучума, произвел опустошительный набег на Томский округ. Он становился более чем опасен.

ГЛИНЯНАЯ МАСКА (РЕЦЕПТ ЧИНГИССКОЙ МЕДИЦИНЫ). АКОПАТЬ ГЛИНЫ, ВЫСУШИТЬ НА СОЛНЦЕ, РАСТЕРЕТЬ И ЗАЛИТЬ ВОДОЙ. ПОСЛЕ ТОГО КАК ГЛИНА ОТСТОИТСЯ, ПЕРВУЮ ВОДУ СЛИТЬ И СНОВА ЗАЛИТЬ ГЛИНУ НЕБОЛЬШИМ КОЛИЧЕСТВОМ ВОДЫ, РАЗМЕШАВ ЕЕ ДО ГУСТОТЫ СМЕТАНЫ. ГЛИНА ГОТОВА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ.

Вот почему 370 лет назад, в марте 1631 года, томский воевода собрал против него значительное по тем временам войско - три сотни казаков и сотню "служилых татар". Серьезно подошли и к выбору военачальников. Воеводой был поставлен Яков Тухачевский, смоленский дворянин, обладавший немалыми военными и дипломатическими способностями и опытом.

После стремительного перехода Тухачевскому удалось не допустить объединения войска Тарлавы с силами его союзников. Тарлава оказался заперт в стенах Чингис-городка. Численный перевес был на стороне осаждавших, но Тухачевский не спешил со штурмом. Городок был неплохо укреплен и, главное, целью воеводы вовсе не являлся обязательный разгром Тарлавы. Идеальным вариантом было возвращение этого храброго, опытного и очень популярного среди чатов князя на русскую службу. Начались переговоры.

Это вызвало резкое неприятие у казачьей вольницы. Ведь в случае мирного решения конфликта казаки не получили бы военной добычи, трофеев - главного источника их доходов. Сговорившись, казаки самовольно пошли на приступ "изменнического городка" и после горячего боя взяли его. Тарлава и горсть его воинов бежали в глубь Караканского бора, надеясь уйти от погони. Но казачий отряд настиг беглецов и в завязавшейся схватке князь был убит.

Однако недаром воевода Тухачевский вошел в сибирскую историю не только как военачальник, но и как дипломат. На глазах своего на четверть татарского войска и многочисленных пленных он организовал торжественные похороны поверженного противника.

Разгром опорного центра мятежного князя и уважительное отношение к его памяти привели к тому, что чаты с тех пор всегда были верными подданными русского царя, участвовали в военных походах, строили новые остроги, выполняли обязанности переводчиков, за что были освобождены от уплаты податей.

На месте же "княжьей ставки" возникло большое русское село, которое сохранило имя Чингис.

РУКА ЧИНГИСХАНА

Впрочем, если вы побываете в Ордынском районе, то поймете, что имя этого села, как и многих других сел Приобья, имеет множество вариантов: его называют Чингис и Чингиз, Чингисское, Чингисы и даже Чингиссы. Множественное число в названии объясняется легко: как и встарь, имя села "проистекает" от двух речек - Большого и Малого Чингиса, выходящих здесь из глубин Караканского бора к обским водам.

В объяснении названия речек местные жители, ласково зовущие их "Чингисиками", одновременно и единодушны, и разноречивы. "Почему Чингисы? Когда-то Чингисхан здесь проходил", - скажет один. "Татары тут кочевали во времена Чингисхана. Вот и прозвали - Чингисы". "Вроде здесь какой-то потомок Чингиса жил", - припоминает другой. Третий повествует более подробно: "Ордынец-гонец здесь всегда останавливался. Потом и хан останавливался, место очень понравилось, хотел построить город".

В середине 80-х в Ордынском мне рассказали такую легенду о Чингисе. "Сам Чингисхан здесь никогда не был. Но когда он умирал, то завещал разрубить себя и похоронить в разных концах страны. Вот тут у нас его рука под курганом зарыта, там и клад есть. Потому место и называли Чингис".

Действительно, неподалеку от Чингиса расположены заповедные курганы, некоторые из которых были раскопаны новосибирским археологами. Правда, особых кладов не нашли, да и захоронения относились к временам задолго до татаро-монгольского владычества.

Недавно в прессе промелькнуло сообщение, что американские археологи якобы наконец-то отыскали в Монголии подлинную могилу Чингисхана. Вряд ли. Ведь по крайней мере рука "покорителя вселенной" покоится под сенью Караканского бора.

"ОСТРОВ НА МОРЕ ЛЕЖИТ…"

По берегам Обского моря раскинулось немало сел и деревень, а само море украшено множеством больших и малых островов; но лишь одно село расположилось на острове - это Чингис. Некогда, "до потопа" (то есть до строительства ГЭС), Чингисский остров был много больше, хотя и теперь это самый большой остров Новосибирского водохранилища. Многие дома, целые улицы ушли под воду, но остров остается самой престижной частью села. Дамба соединяет ее с другой частью, расположенной на правом берегу моря.

Остров далеко не весь занят деревней. Он так велик, что на нем уместилось большое болото, где встречается клюква (кстати, это тоже чудо - нигде в области клюква на забирается так далеко на юг) и обитают бобры. Это болото замечательно еще и так называемым "плавучим островом". Посередине болота из бурелома сложился целый островок, на котором постепенно образовалась почва и выросли новые деревца. В зависимости от ветров и течений он как корабль дрейфует по поверхности болота.

Есть на острове и другие чудеса - к примеру, колодец с серебряной жилкой, вода из которого никогда не портится. Воды Оби до сих пор вымывают на берег старинные монеты, а недавно выбросили и заржавленный пистолет начала XIX в. Но главная достопримечательность острова - Петропавловская церковь.

"С ЗЛАТОГЛАВЫМИ ЦЕРКВАМИ…"

Чингис всегда был крупным селом, а прежде был еще и селом богатым. Здесь добывали гончарную глину, щебень, деготь, был кирпичный завод, множество мельниц.

Естественно, что в селе стояла и церковь. Еще в 1756 г. здесь был освящен деревянный храм в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. В 1807 г. по решению правления Алтайского горного округа была заложена каменная церковь. Так как село считалось не бедным, богатой была и церковь. Множество икон и святынь, некоторые из которых доставлены, как вспоминают местные жители, "аж из Греции". Чингисский храм был знаменит, о нем даже упоминал в своих "Сибирских картинках XVIII века" замечательный русский писатель Н. С. Лесков.

13 августа 1936 г. церковь закрыли, а священников арестовали. Иконы, облачения, огромные богослужебные книги в шелковых переплетах сложили в кучу, которая достигла высоты храмовых дверей, и подожгли. Как рассказывают, местный учитель, пытаясь спасти книги, выхватывал их прямо из огня. Спустя несколько дней арестовали и его.

Когда снимали церковные колокола, один из снимавших упал с колокольни и разбился насмерть. Колокола погрузили на небольшую баржу и повезли на другую сторону Оби - в Спирино. Однако до Спирино колокола не дошли, не без помощи местных мужиков суденышко дало течь и затонуло, так что и теперь они покоятся на дне водохранилища: "Во-он там, около нефтебазы; илом их, конечно, затянуло, но поднять, наверно, можно".

Потом в церкви было зернохранилище, потом - клуб, потом начались пожары. После третьего, самого сильного, рухнула колокольня, обвалилось и само здание. Постепенно от храма остался лишь фундамент, да кое-где метровая кайма стен.

СОСНОВОЕ ВАРЕНЬЕ (РЕЦЕПТ ЧИНГИССКОЙ КУХНИ).СОБРАТЬ МОЛОДЫЕ МАЙСКИЕ ПОБЕГИ СОСНЫ. ПОМЫТЬ, ПОЧИСТИТЬ. ПРОКРУТИТЬ ДВА РАЗА НА МЯСОРУБКЕ. СМЕШАТЬ С САХАРОМ В СООТНОШЕНИИ ОДИН К ОДНОМУ. ВАРИТЬ 10 МИНУТ. МОЖНО С УДОВОЛЬСТВИЕМ ЕСТЬ И ПРОСТО ТАК, ХОТЯ В СЛУЧАЕ ПРОСТУДЫ - ЭТО ПЕРВОЕ СРЕДСТВО.

В 1998 г. восемь жителей села собрались и решили восстановить церковь. Казалось бы, задача неподъемна. Но вот уже сегодня на прежнем месте красуется кирпичная церковь, украшенная иконами местного письма.

ГЛИНЯНАЯ РАДУГА

В нескольких сотнях метров от села, на берегу Малого Чингиса есть место, называемое местными жителями "Краски". Это большой обрыв, поверхность которого играет в лучах солнца десятками нежных оттенков. Это выход ценнейшей цветной глины. Здесь есть глина белая и голубая, зеленая и желтая, всего - 16 цветов. Прежде из нее действительно изготавливали краски, которыми расписывали посуду, писали фрески. В XIX в. Чингис имел собственную своеобразную школу глиняной росписи.

Кроме всего прочего, согласно проведенным исследованиям, были научно подтверждены целебные и косметические свойства чингисской глины, давно известные местным жителям. Помогает она при ломоте в ногах, благотворно влияет на кожу лица. Этот клад лежит нетронутым, в то время как в аптеках Новосибирска продается глина из далекой Болгарии, по своим качествам уступающая чингисской.

МУЗЕЙ ИРИНЫ КАРЕВОЙ

Пять лет назад чингисский библиотекарь Ирина Николаевна Карева решила создать в библиотеке краеведческий уголок. Так родился ее музей, которому сегодня становится тесно в большой комнате здания чингисского Дома культуры.

Музей этот удивительный. Богатейшая коллекция литья, вышивки, деревянной резьбы, старинных свадебных нарядов. На почетном месте - великолепный гербарий растений Караканского бора. Работа по составлению "Книги памяти села Чингис", проведенная под руководством Ирины, признана лучшей в Ордынском районе.

Надо слышать, с какой гордостью и увлечением рассказывает Ирина о Чингисе, об односельчанах. Материалы, собранные ею, занимают 18 папок. Это фронтовые письма, старинные фотографии, записи рассказов чингисских старожилов.

При всем своем энтузиазме Ирина ничего бы не смогла добиться в одиночку. Но постепенно вокруг нее сложился замечательный краеведческий кружок, который и помогает создавать, быть может, один из лучших сельских музеев нашей области.

СОКРОВИЩА ЧИНГИСА

Что же является главным сокровищем Чингиса? Караканский бор, целебная глина, древнее прошлое, сокрытые клады? Главное все же, мне кажется, - люди. Рассказывать о них можно бесконечно. Радушные и гостеприимные. Мастеровитые и творческие. Интересные. Гораздо более живые, чем мы, живущие, казалось бы, в таком оживленном городе.

ВАДИМ ЖУРАВЛЕВ, Ведомости областного Совета депутатов, № 36 (547) 31 августа 2001 года