Сегодня ученые Сибирского отделения РАН должны были представить Президенту Путину стратегию развития Сибири

22 мая состоялось выездное совещание Президиума РАН, где с докладом (Об основных положениях стратегии развития Сибири на долгосрочную перспективу) выступил председатель СО РАН академик Н.Добрецов. Ниже мы публикуем выдержки из его выступления.

Академик Н.Добрецов начал свое выступление с того, что сослался на перемены в отношении к науке и к Сибири со стороны правительства и главы государства В.Путина, оценив факт проведения нынешнего заседания, как одно из мероприятий по выполнению поручения Президента. В ноябре 2000 года в Новосибирске под руководством В.Путина прошло совещание "О перспективах социально-экономического развития Сибири", где учеными СО РАН был представлен доклад "Стратегические точки роста и проблемы государственной значимости в Сибири и на Дальнем Востоке". Далее специалистами СО РАН и Сибирского Федерального округа были подготовлены и переданы Президенту РФ "Исходные положения" к "Проекту государственной концепции развития восточных территорий РФ на долгосрочную перспективу". После издания материалов в виде книги "Государственная концепция развития Сибири на долгосрочную перспективу" по поручению В.Путина была начата разработка стратегия реализации предложенной концепции.

Академик Н.Добрецов показал слайды, первый из которых представлял титульный лист "Исходных положений" с поручением М.Касьянову и А.Волошину и рукописной резолюцией В.Путина, а на втором был представлен авторский коллектив по разработке стратегии, в составе которого, помимо специалистов СО РАН, в частности, Института систем энергетики СО РАН из Иркутска, работала целая группа ответственных лиц из разных структур - Л.Драчевский, В.Кресс, А.Зацепин, В.Иванков, В.Киселев, А.Конторович, В.Кулешов, И.Простяков, В.Толоконский, М.Сеньюковская и др., а в последнее время подключились специалисты Минэкономразвития. Поэтому Н.Добрецов отметил, что докладывает на заседании не только свое мнение. На следующем слайде (на них, кстати, построена большая часть доклада) был представлен сам план стратегии.

"СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИБИРИ" (ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ)

Введение

I. Исходные позиции и нынешняя ситуация (макроэкономический анализ):

1. Общая оценка итогов и принципов развития Сибири;

2. Основные проблемы и стратегические точки роста;

3. Потенциальные угрозы и возможности для развития Сибири.

II. Главные задачи развития Сибири на период до 2010 года и более отдаленную перспективу.

III. Социальная политика, проблемы демографии и уровня жизни населения Сибири.

IV. Структурная политика в Сибири: проблемы и перспективы:

1. Комплексный подход к решению отраслевых и межотраслевых проблем Сибири;

2. Основные положения энергетической стратегии Сибири;

3. Стратегические направления развития горно-металлургического и лесопромышленного комплексов;

4. Стратегия транспортного освоения Сибири и новые транспортные коридоры;

5. Экономический маневр в ориентации на высокие технологии;

6. Перспективы продовольственной безопасности в Сибири.

V. Инвестиционная политика в Сибири: инвестиционный потенциал и инвестиционные риски сибирских субъектов Федерации.

VI. Институциональные условия развития Сибири и укрепление экономических основ федерализма.

VII. Стратегии взаимодействия Сибири с зарубежными странами.

VIII. Организационное и законодательное обеспечение стратегии развития Сибири. Научное и кадровое сопровождение.

XI. Приложение. Важнейшие инвестиционные проекты.

В целом это должен быть краткий документ, 50-100 страниц, сказал выступающий, но с довольно объемистым пакетом приложений, и перешел к изложению первых двух разделов: "Исходные позиции" и "Главные задачи" стратегии, частично коснувшись нескольких других разделов, по которым подробнее выступили академики В.Кулешов и А.Конторович.

Сибирь занимает 40 процентов территории России и располагает огромным по объему и уникальным по составу и качеству сырья природно-ресурсным потенциалом. Ей принадлежит одно из ведущих мест в экономике страны. Большая часть разведанных запасов нефти, газа и угля приходятся на Сибирь. Правда, в Сибирь мы включаем Тюменскую область, отметил Н.Добрецов, а по ряду элементов и Республику Саха. Это, можно сказать, отдельный и специальный вопрос: где граница экономической зоны, но в данном случае мы, в силу ранее сложившихся обстоятельств, рассматриваем именно такой объем, расширенный, по сравнению с округом. Около 50% российских запасов электроэнергии и древесины, крупнейшие месторождения руд черных, цветных, редких металлов, платиноидов, алмазов и так далее находятся в Сибири. Если сравнивать с другими странами, то по многим параметрам уровень богатства сибирских ресурсов более всего сравним с Канадой.

Далее Н.Добрецов выделил несколько тезисов стратегии. Первый из них касался ТЭКа Сибири и России.

Прежде всего, именно топливно-энергетический комплекс Сибири служил основой стабильности экономики России и ранее, и в это трудное время. В частности, добыча газа составляла все эти годы около 90%, угля 72%, нефти 67% от всего, что добывалось в России. Именно поэтому нефтегазовый комплекс был наиболее стабильной отраслью российского хозяйства и обеспечил сохранение минимума необходимой устойчивости экономики России, также он служил главным источником наполнения бюджета и валютных средств. Как уже говорилось, ведущая роль топливно-энергетического комплекса Сибири может либо возрастать и служить локомотивом или ключевым элементом экономики России, либо утрачивать позиции, вследствие чего может произойти необратимый кризис России. Энергетическая стратегия Сибири должна включать следующие приоритеты:

- стабилизация добычи нефти и газа в Западной Сибири;

- освоение гигантских месторождений нефти и газа Восточной Сибири и Сахалина, создание единой трубопроводной и энергетической системы со странами Азиатско-Тихоокеанского региона;

- развитие угольных карьеров, углубленной переработки угля, углехимии и нефтехимии;

- реформирование электроэнергетики с выходом на новый технологический уровень и необходимая для этого реструктуризация РАО ЕС;

- коренное обновление в отраслях ТЭК производственного аппарата и усиление межрегиональной кооперации с предприятиями машиностроительных отраслей и ВПК.

В целом в дальнейшем необходима разработка генеральной государственной программы развития ТЭК.

Второй тезис выделил роль Сибири как важнейшего транспортного моста между Европой и Азией. Развитие транспортного комплекса Сибири и Дальнего Востока в составе единого экономического пространства России содержит потенциальные выгоды географического положения и в значительной мере способно "сгладить" угрозы национальной экономической безопасности. Транспортные коммуникации России должны стать привлекательными для оказания международных транспортных транзитных услуг, что сделает их более доступными (по ценам) и для российских производителей в разных регионах страны. В последние годы в мире наблюдается устойчивый рост потребностей в авиаперевозках. Многие наикратчайшие маршруты пролегают над Сибирью и Дальним Востоком - возникает задача развития мультимодальных транспортных узлов, и наиболее подготовленным является проект создания Новосибирского мультимодального транспортного узла. Здесь сконцентрировано вместе с прилегающими городами - Томском, Кемеровом, Барнаулом - более 10 млн жителей, то есть, около половины населения Сибири.

Не менее важны как транспортные узлы Красноярск и Иркутск. Это подробно обсуждалось на специальном заседании Сибирского Федерального округа и с Министерством транспорта. Наши соседи Китай и Корея активно развиваются в этом направлении, мы просто обречены с ними взаимодействовать, и лучше проработать активную стратегию, чем потом пассивно приспосабливаться к действительности.

Третий тезис прозвучал так: роль Сибири не должна сводиться только как к сырьевому придатку; высокий научно-производственный потенциал на предприятиях ВПК, в институтах и вузах Сибири должен служить основой роста экономики крупных городов на базе наукоемких технологий и услуг. Акцент должен быть сделан на высокотехнологичных отраслях, выпускающих высокотехнологичную продукцию. Главным здесь являются развитие и адаптация информационных и наукоемких технологий в качестве базы технического обновления производства и быстрого роста в локальных точках. Последнее должно реализоваться в создании софтовых информационно-вычислительных национальных центров; в создании крупных технопарковых зон в основных городах Сибири для активизации наукоемкого производства; в реализации нескольких национальных проектов на базе предприятий ВПК. В частности, особое значение имеют кремниевый проект и производство силовой электроники на базе предприятий Минатома с участием институтов СО РАН. В перспективе ориентировочный объем продаж полученной продукции с учетом промежуточных продуктов оценивается в 20-40 млн долларов США в год.

Четвертый тезис тоже представлял подробную формулировку: чтобы ведущая роль ТЭКа Сибири и развитие наукоемких технологий стали реальностью, нужно создавать определенные механизмы и формировать условия реализации стратегии на государственном уровне. Были названы такие эффективные меры государственного регулирования, как благоприятный инвестиционный климат, эффективное недропользование и концентрация части ренты для реализации крупных проектов, специальная налоговая, тарифная и таможенная политика. Отмечено также, что необходимым моментом является совершенствование финансовой системы Сибири. Это касается скоординированной политики федеральных и региональных властей по совершенствованию системы межбюджетных отношений, концентрации финансовых ресурсов федеральных целевых программ, созданию эффективной системы федеральной поддержки депрессивных и остальных регионов Сибири, ориентированной на стимулирование источников их саморазвития.

Ядром новой финансовой инфраструктуры Сибири должно стать небольшое число крупных межрегиональных банков, объединенных на базе наиболее устойчивых и технологически оснащенных сибирских банков. Во многом успех этих мероприятий будет определяться тем, насколько в них будет присутствовать "интеграционная компонента", иными словами, насколько регионы Сибири, их администрации и субъекты хозяйствования смогут объединяться и координировать свои усилия для реализации крупных межрегиональных проектов и программ, в том числе - в рамках специальных программ Сибирского федерального округа, за счет передачи резервных средств на счета Центробанка, выпуска целевых окружных займов и так далее.

На первый и второй тезисы в соответствующих кругах реагируют здраво, а вот третий и, особенно четвертый, вызывают возражения, в частности, в Минэкономразвития. Дескать, не может быть каких-то специальных условий государственного регулирования, что должно быть единое экономическое пространство и так далее. Поэтому третий и четвертый тезисы будут занимать наибольшее место и в моем выступлении, и в содокладах.

О противоречивых проблемах и трудностях Сибири уже говорилось выше. Это высокая капиталоемкость и именно по этой причине здесь неблагоприятный инвестиционный климат; трудные климатические условия и огромные расстояния; низкий уровень жизни и кризисные явления в народонаселении; неэффективный пока еще механизм природопользования и связанный с этим отток капитала. Но мне хотелось бы сконцентрироваться не на этом, а на положительных факторах.

Главные положительные факторы тоже упоминались в первых выступлениях. Это, в первую очередь, огромный природно-ресурсный потенциал, и для его максимального использования нужна оптимизация механизмов недропользования и формирование финансовых ресурсов территории. Чтобы все деньги не перетекали в Москву или за границу, а концентрировались, оставались на месте для решения задач России и Сибири. С другой стороны, важны также и накопленный производственный и научно-образовательный потенциал (об этом тоже говорилось) и уникальное геополитическое положение Сибири, вместе с Дальним Востоком для развития региональных и глобальных транспортных сетей и внешнеэкономических связей.

Стратегические точки роста сибирской экономики на 90% определяются эффективным сочетанием этих трех факторов, и наша задача как раз и научиться наилучшим образом их использовать.

Если говорить о положении России в мире, в мировом хозяйстве, то речь пойдет о душевом валовом национальном продукте и душевом энергопотреблении условного топлива на человека.

Выводы такие: во всех странах (это уровень 1967 года) существенно росло энергопотребление. Но росло по-разному. В одних случаях, как в Швейцарии, Дании, Японии, Австралии, гораздо больше, чем энергопотребление, рос ВВП на основе высоких технологий. В других странах, таких как США, Норвегия, Канада, рост ВВП сопровождался наиболее существенным ростом энергопотребления, поскольку здесь было два дополнительных фактора: это развитие тяжелой промышленности с высокой энергоемкостью, а в ряде случаев, как, например, в Норвегии и Канаде, наличием такого дополнительного фактора, как климатический. Третья группа - "зеленые" страны, где рост энергопотребления не сопровождался или сопровождался незначительным ростом ВВП: Венесуэла, Колумбия, Мексика и так далее. Они отличаются сырьевой ориентировкой, недостаточно высоким образовательным и научно-техническим уровнем, поэтому там высокие технологии развиты в гораздо меньшей степени и наличествует отток капитала за рубеж.

Какова же позиция России? Вот, точками (на очередном слайде) показана петля гистерезиса, начиная с 70-х годов. Долгое время мы шли параллельно линии Канады - у нас действительно условия близкие, а в результате обвала 1991 года и последних 10 лет мы спустились на уровень Венесуэлы. И мы должны превзойти уровень 1989-90 года, и выйти на уровень, сопоставимый с Канадой. Хотя, конечно, энергопотребление либо в холодных странах, либо в странах, использующих энергоемкие производства, все-таки гораздо выше при прочих равных условиях, при одинаковом ВВП, чем в странах теплых, таких, как Аргентина, Испания. Даже Канаде по сравнению с США требуется, при том же уровне валового национального продукта, больше энергии, как и в России.

Хотелось бы сказать о результатах расчетов, проведенных в Институте экономики и организации промышленного производства СО РАН под руководством члена-корреспондента В.Суслова. Просчитано три сценария развития Сибири и России.

Пессимистический - ресурсный, чисто сырьевой, как продолжение сложившихся тенденций, направленных на добычу и вывоз малообработанного природного сырья, вывоз капитала. В этом сценарии рост душевого ВВП не достигает среднемирового. Это путь "в никуда" - сначала для Сибири, чуть позже — для России.

Второй вариант - некий промежуточный. Скажем так: сырьевой в Сибири, инновационный в России. Это путь, при котором высокие технологии развиваются только в европейской части России и не используются в Сибири. Он не дает существенных преимуществ для России.

Третий - это оптимистический вариант, научно-технический и инновационный сценарий стратегии. Он складывается на основе наличия сырьевого потенциала с переходом к широкому использованию накопленного инновационного потенциала: софтовых, кремниевых, изоляционно-базальтовых, электронно-лучевых, лазерных, аэрокосмических и тому подобных высоких технологий; к переходу на стратегию "ввоза" капитала (сохранения ренты с природных ресурсов Сибири для ее нужд). При этом с созданием в Сибири самодостаточной, интегрированной экономики, представляющей комфортную среду обитания человека. Только в этом варианте Сибирь и Россия могут достичь среднемирового уровня показателей ВВП на душу населения к 2020 году. Собственно, этот сценарий и будет принят за основу в дальнейшей стратегии. Он позволяет нам уже к 2020-22 году достигнуть уровня 1989-90 годов, а в дальнейшем, к 2030 году, превысить среднемировые тенденции.

Академик Н.Добрецов назвал и возможность разработки стратегии по четвертому сценарию - сверхоптимистичному с линией развития, параллельной Швеции, но подробно его не рассматривал.

Таким образом, подчеркнул докладчик, важнейшими элементами стратегии являются: оптимальное развитие ТЭК и использование высоких технологий, создание рабочих мест, увеличение среднего класса и развитие экономики городов. На демонстрируемом при этом слайде были отражены основные элементы развития энергетической стратегии: ввод в разработку нефтяных и газовых месторождений Восточной Сибири, Сахалина и Арктики; повышение эффективности нефтяной и газовой промышленности; реконструкция и развитие трубопроводного транспорта, в том числе в Китай и Корею; реконструкция и развитие предприятий угольной промышленности и увеличение доли угля в энергобалансе; утилизация попутных и растворенных компонентов. Все это выделяет целый ряд дополнительных проблем, связанных с недропользованием, изменением законодательства, повышением эффективности недропользования, необходимостью контроля за выданными лицензиями и еще ряд других проблем.

На следующей диаграмме были показаны основные нефтеносные районы Сибири и Крайнего Севера. Западная Сибирь всем хорошо известна, из нее сегодня основной поток ресурсов идет на запад, в Европу. Важнейшим элементом стратегии является обоснование и реализация выхода этих энергетических потоков в Азиатско-Тихоокеанский регион - Китай, Японию, Корею. Но для претворения этого в реальность необходимо освоение и месторождений Восточной Сибири, прежде всего, огромного уникального Юрупчено-Тахомского, а также месторождений южной части республики Саха и севера Иркутской области, включая Ковыктинское месторождение, (параллельно с освоением Сахалина). Если мы включим, отметил докладчик, в крупнейший проект XXI века эти все дополнительные резервы, то получим максимальную эффективность.

Далее в выступлении шла речь о возможных путях транспортировки газа и нефти в Китай и Корею. Главный коридор - через Монголию, но возможны пути через Дацин и Харбин. Существует также путь на Ванино, минуя пересечение границ и дальше морским путем. И очень важен для Южной Сибири прямой выход в Китай по коридору, проходящему через Горный Алтай. На самом деле, лидерами оказались сегодня уже не газовые компании, а нефтяные, в частности, "Юкос". Именно "Юкос" сейчас наиболее близок к реализации этих нефтяных, а в дальнейшем и газовых трубопроводов через Монголию. Здесь возможны варианты, обсуждение которых продолжается. Важно решить - с чего начинать, потому что таких путей 4 или 5. В будущем, думаю, сказал докладчик, будут задействованы все они, но вот с чего начинать, это один из важнейших стратегических вопросов, и его надо решать сегодня вместе с компаниями, то есть, с "Юкосом", "Газпромом" и так далее.

Здесь докладчик отметил, что более подробно энергетическая стратегия будет освещена в специальном докладе академика А.Конторовича и перешел к проблемам горно-металлургического производства. На очередной диаграмме было показано, что важнейшие месторождения, которые служат базой горно-металлургического производства России, сконцентрированы в Сибири. Это, прежде всего, конечно, Норильск и Талнах, месторождения медные (Удокан), редкометалльные и урановые, золотые и ряд других в Забайкалье и Северном Забайкалье, а также часть месторождений Алтае-Саянской области.

Сегодня наиболее активно развивающимся районом является Норильский. Горно-металлургическая компания "Норильский никель" разработала стратегию до 2010 года и предполагает вложить, впрочем, уже, собственно, вкладывает 3,5 млрд. долларов на реконструкцию всего производства. Это позволит:

а) стабильно сохраняться на мировом рынке до 2030 года, даже при условии падения качества руд и вовлечения бедных руд,

б) решить ряд экологических вопросов, в частности, исключить вредное конверторное производство из производственного цикла.

Следующим примером можно считать освоение Кодаро-Удоканских месторождений: Докукинского редкометалльного, Удоканского медного и Чинейского ванадий-железо-титанового с платиной. В результате может быть создано новое металлургическое производство - химико-металлургическое с производством платины и медное металлургическое. Я призываю, сказал докладчик, компанию "Норильский никель" обратить внимание на эти перспективы. До сих пор пытались решить эту задачу за счет иностранных инвесторов. Мне кажется, только отечественные инвесторы и, прежде всего, "Норильский никель" могут решить эту задачу. Это будет способствовать развитию целого ряда сопутствующих производств, в чем, собственно, и присутствует важный элемент стратегии: чтобы разработка и использование сырьевых ресурсов дали не только финансовые ресурсы для развития территорий, но и послужили толчком для развития целого ряда сопряженных производств.

Далее речь пошла о формировании новой экономики городов Сибири на основе высоких технологий. Прежде всего, о создании национальных софтовых центров. Здесь важен не только сам программный продукт, а создание электронной рыночной инфраструктуры. Это один из важнейших элементов рынка, и Сибирь просто обречена на результат: чем быстрей будет создан такой рынок, тем больше она выиграет, поскольку при огромных расстояниях переход к торговле, к контролю, к реальному функционированию экономики через Интернет и телекоммуникационные связи - единственный путь или, по крайней мере, один из главных путей повышения эффективности.

Затем встанет вопрос о создании крупных технопарковых зон в Новосибирске, Томске, Красноярске и Иркутске с использованием опыта Китая и Индии. В частности, в Китае в таких свободных экономических зонах с технопарками был обеспечен прирост наукоемкой продукции за последние 4 года в несколько раз. Ну, и реализация нескольких национальных проектов. В качестве примера, можно назвать производство кремния и силовой электроники. Такой бизнес-план уже разработан совместно с Минатомом. В Новосибирске создается управляющая компания и, совместно с предприятиями Минатома, некоторыми другими предприятиями Иркутска и институтами Сибирского отделения, эти два проекта реально начаты. Думаю, что еще целый ряд других проектов, связанных с лазерными, химико-фармацевтическими и другими технологиями, имеет все основания реализовываться в Сибири на базе предприятий ВПК и научных институтов.

Одним из важнейших разделов стратегии в любом варианте является лесной комплекс. Почти 90% объема лесозаготовок в Сибири приходится на два региона - Иркутскую область и Красноярский край. За 1988-98 гг. общий объем заготовок сократился почти в три раза, в Иркутском и Красноярском регионах - в 2,5 раза. За последние годы доля экспорта лесопродукции в объеме производства значительно выросла из-за сокращения внутреннего спроса, а поставки между региональными рынками сократились. Экспортно-ориентированная стратегия развития лесопромышленного комплекса - одна из наиболее привлекательных. На объем экспорта влияет удаленность Сибири от морских портов и рынков сбыта. В связи с этим требуется особая стратегия развития комплекса, которая дала бы возможность получить оборотный капитал и ориентировала бы лесопромышленников на глубокую переработку древесины и производство конечных видов продукции. Многие экономисты говорят, что, если добиться отдачи от лесного комплекса хотя бы до 50 % от уровня Финляндии, то средств хватило бы на безбедное существование и развитие всей Сибири.

Развитие транспортных коридоров - важная задача любого сценария стратегии. Одной из главных среди них является модернизация Транссиба и восстановление контейнерных перевозок по нему. Продолжение БАМа с выходом на СевСиб и Баренцево море особенно важно в связи с освоением шельфа Карского и Баренцева морей. Надо сказать - это тоже одна из перспективных энергетических программ XXI века. А альтернативой Транссибу являются контейнерные перевозки через Китай, Казахстан и Иран. Если мы эти коридоры не задействуем, то эти страны выйдут вперед, и мы окончательно потеряем возможность эффективных транзитных перевозок. Важным элементом является дорога "река-море", прежде всего, по Енисею. Это важнейший путь развития Норильска, поддержания Норильского горно-металлургического узла, и вывоза леса. К сожалению, эта задача пока плохо развивается, но выход на мировой рынок леса через Енисей и Северный морской путь - одно из главных направлений стратегии.

Важнейший элемент стратегии - направления государственного регулирования развития Сибири. Я еще раз подчеркиваю, сказал Н.Добрецов, что необходимы специальные меры государственного регулирования. Скажем, тарифная политика должна смягчить нагрузку дальних перевозок и стимулировать отечественное производство; ценовая политика - регулировать цены на энергию и энергоносители, а также - налоговые льготы для наукоемкого производства. Политика в области недропользования - это контроль за лицензиями, снятие противоречий между законами о недрах и законом о СРП (соглашении о разделе продукции) и налоговыми законами. Таможенная и внешнеэкономическая политика должны поддерживать отечественного товаропроизводителя и выпуск высокотехнологической продукции. По каждому из них есть вполне конкретные предложения, они будут записаны в этой стратегии.

Еще одним механизмом государственного регулирования является финансовая система и далее - перераспределение экономической ренты. Если этот вопрос не будет решен, то вся стратегия обречена на провал. Большая часть ренты от реализации природных ресурсов должна оставаться в Сибири по месту производства. Формирование активов для крупномасштабных проектов, решение перспективных социально-экономических задач тоже должны идти за счет ренты и в целом ресурсной составляющей, оставаться в Сибири и направляться на эти цели.

И, наконец - дифференциация налогообложения и тарифов. Не может быть единых налогов и единых тарифов, хотя Минэкономразвития и Минфин пока с этим не согласны, но мы должны здесь придерживаться настойчивой политики, поскольку без этого эффективное развитие Сибири невозможно.

Инвестиционный климат Сибири - тоже очень существенный механизм. Собственно, он, как и финансовая политика, и таможенное, и прочее регулирование, определит реальное осуществление стратегии. Пока он неблагоприятный, и не потому, что у нас низкий инвестиционный потенциал - инвестиционный потенциал очень высокий - но очень высоки инвестиционные риски, связанные с несовершенством производственных отношений, законодательства, с высокой миграцией, экологическими рисками и так далее. Поэтому многие зарубежные и отечественные компании вроде бы и готовы вкладывать капиталы в развитие отраслей в Сибири, но из-за высоких рисков во многих случаях приостанавливаются. Инвестиционный потенциал выше, но и инвестиционные риски высоки. В результате мы имеем ситуацию с инвестированием не ту, на которой можно было бы строить расчеты.

Существует также проблема уровня жизни и народонаселения. Хочу выделить, сказал докладчик, только три главных проблемы. Это низкая доля среднего класса - города Сибири сегодня, по сравнению с европейскими, в несколько раз по доле среднего класса отстают. Это депопуляция, отрицательное сальдо миграции. В Сибирь раньше всегда ехали - за заработками, в поисках своей судьбы; сегодня же уезжают, потому что условия хуже, чем в Европейской части. Поддерживаются потоки пока за счет миграции из Казахстана и Средней Азии, где ситуация хуже, смертность выше рождаемости. Есть проблемы приграничных регионов, где пока больше минусов, чем плюсов...

Таковы обозначенные проблемы и пути их решения.

Фактически докладчик назвал три важнейших пути развития стратегии, но сказал далее, что в принципе таковых шесть. Первое - решение давно назревших социальных проблем; второе - развитие или адаптация информационных наукоемких технологий как базы технического обновления производства и быстрого роста экономики в крупных городах; третье - развитие ТЭК Сибири на основе энергетической стратегии, создание единой трубопроводной системы с Китаем, Кореей и Японией, развитие и повышение эффективности переработки различных минеральных сырьевых ресурсов, освоение гидроэнергетического потенциала Сибири и Дальнего Востока. Четвертое - развитие других частей природно-ресурсного комплекса, в том числе, металлургического и лесопромышленного. Пятое - развитие инфраструктуры и транспортных коридоров и систем. И шестое - повышение эффективности и увеличение объемов, изменение структуры внешнеэкономических связей при усилении роли государственного регулирования.

Успешная реализация этих задач возможна только путем государственного регулирования, механизмы которого докладчик назвал выше.

В заключение Н.Добрецов еще раз отметил, что приоритетное или опережающее развитие Сибири чрезвычайно важно для устойчивого развития всей страны. Это понимали и подчеркивали выдающиеся государственные деятели на всех этапах развития России. И докладчик при этом сослался на мнение крупных деятелей разных эпох развития российского государства.

Великий М.Ломоносов в 1763 г. сказал: "Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном"; Премьер-министр России П.Столыпин в 1908 г. писал: "При наличии государства густонаселенного, соседнего нам, сибирская окраина не останется пустынной. В нее просочится иностранец, если раньше туда не придет русский, и это просачивание, господа, уже началось... Край этот будет пропитан чужими соками, и когда мы проснемся, ... он окажется русским только по названию".

И, наконец, выдержка из выступления Президента РФ В.Путина 17 ноября 2000 г. в Новосибирске: "Судьба Сибири всегда была определяющей для страны. И сегодня сибирский фактор не потерял своего исключительного значения. Я бы даже сказал, наоборот, его важность возрастает не только внутри страны, но и в формировании наших международных связей".

- Я еще раз призываю, - сказал академик Н.Добрецов, - всех нас к выполнению этого поручения и призыва Президента нашей страны.

"Наука в Сибири", N 21 (2307) Июнь 2001 г., http://www-sbras.nsc.ru/HBC/